Смотрите
BigPicture ➤ один день ➤ Один день в летнем христианском лагере старообрядческой молодежи
Один день в летнем христианском лагере старообрядческой молодежи
0
Из сообщества odin-moy-den: Здравствуйте! Меня зовут Анна, мне 36 лет, при этом с не очень давних пор я являюсь молодой мамой. И в этом году мы впервые отправились в путешествие вдвоем с дочкой, которой во время поездки исполнилось год и пять месяцев.
В течение трех недель мы проживали в летнем молодежном лагере христиан-старообрядцев поморского согласия, который находится рядом с деревней Подмолодье Невельского р-на Псковской области. Как это было, можно узнать на примере одного нашего дня, а именно 30 июля 2011 г.
1. Итак, встаем. Как можно увидеть (если всмотреться в правый нижний угол), время 8.49. Да уж, не айфон, че там.. ) Но я как-то к гаджетам спокойно отношусь - звонит, разговаривает, чего еще надо. Когда-нибудь продам его на аукционе как раритет ))2. Такие вот у нас хоромы. Это девичьи кельи. Располагаются в основном по два человека, хотя, говорят, раньше и по 3, и по 5 человек спали.. Мы тут у окошечка, напротив тоже семья - мама с мальчиком 5 лет. И рядом с нами еще девушка спит. Уж не знаю как нас терпит, но вроде не жалуется ) Вообще сейчас здесь пусто, все уже на службе. Это мы отлыниваем, в силу возраста )3. Вот вид из окна: Мда, окошко пора бы помыть (кому только? ))4. А вот пожалуйста полочка, как положено ) : Здесь кстати вперемешку наши вещи и соседкины5. Ну это как всегда: Молодежь везде одинаковая, даже в старообрядческом лагере ))6. Это дочкин лук на сегодня: Забыла платочек сюда положить. Все девушки, понятное дело, здесь ходят с покрытой головой. Моя конечно еще младенчик, но я ее тоже в платочки и косыночки наряжала, как-то естественней смотрелось, да и от солнца все равно надо прикрываться. 7. Выходим. Удобства на улице: 8. Такой вот живописный прудик рядом:9. Разворачиваемся. Вот и наша обитель: Справа два окна - это храм, там сейчас идет служба (утреня). Слева - общее помещение, там и медпункт, и читальня, и холодильник, и диванчик посидеть.. Наверху под крышей как раз располагаются девичьи кельи, их мы уже видели. 10. Возьмем немного правее: Тут виден кусок храма, плоское сооружение - это трапезная (у нас чаще произносят с ударением на второй слог), дальше домик - мужское общежитие, бочка справа - это умывальник, сейчас мы его рассмотрим. 11. Общественный умывальник: Довольно удобный, в бочку вода подается из колодца по шлангу (а из колодца насосом качается), приделана труба, а к ней несколько краников, вся вода стекает по желобу в выведенный сток. Здесь мы умываемся и моем посуду. 12. Тихонько проходим мимо храма. Службы у староверов не фотографируют, так что пойдем, мешать не будем. Хотя если быть точнее, это фото я делала не во время службы, а немного позднее. Во время богослужений эти двери раскрыты и люди стоят как внутри храма, так и в притворе. 13. Вот, кому интересно, устав и распорядок лагеря:14. Двери в обители есть с обеих сторон, то есть если что-то нужно, необязательно шататься мимо молящихся, можно зайти с другой стороны: Это вид с торца здания. Наверху окошко, вид из которого снимался с утра 15. Дежурные вовсю колдуют над обедом. Каждый участник лагеря за смену дежурит не меньше 3-х раз. Набирается бригада из 4-5 дежурных, девушек и парней. На них полностью обеспечение питания лагеря - подбор продуктов (администратор закупит по их запросу в местном магазине), заготовка дров, приготовление пищи, накрывание столов, уборка и мытье всего после. Работа не из легких. Да еще обычно с вечера приходится компот готовить, чтобы в день дежурства не метаться. 16. А, ну вот, народ из храма выходит17. Идем в трапезную. Вообще старообрядческая традиция завтраков не предусматривает, но маленького ребенка кормить все же надо ) Другие тоже подтягиваются. Кто читает, кто чаевничает, кто просто беседует18. Можно попросить у дежурных гарнира и разбавить молоком. Но у них еще не все готово, так что сегодня обойдемся растворимой кашкой, взятой из дома19. Через короткое время по плану учеба. Сегодня ее ведет сам Олег Иванович. О.И.Розанов - крупная фигура в старообрядчестве, глава Невской старообрядческой общины. К этому лагерю он весьма неравнодушен, с самого начала принимал активное участие в его создании. Учеба бывает не только в форме лекций, но и в виде практических занятий по чтению. Наверно излишне говорить, что большинство староверов умеет читать церковнославянские тексты старого (дораскольного) образца. Если кто-то вдруг не умеет, то первые же занятия любой воскресной школы устраняют этот пробел. Так было и в этом лагере. Всех участников поделили на группы по уровню чтения и отдельно занимались. Кто-то с азов начинал, а другие разбирали богослужебные тексты. Молитвы тоже учили, в конце лагеря был зачет для всех без исключения. 20. Все это хорошо, но моя драгоценная доча долгих собраний не переносит, и мы выходим на улицу. Детки. Этот лагерь оказался на редкость детским, такого количества детей одновременно еще не привозили. Даже песочницу пришлось ставить )) Не исключено, что в будущем будут отдельные заезды для молодых семей с детьми21. Кому что, а мы идем стирать. Домик в центре - женская баня 22. На печке обед поспевает:23. Дежурные стараются вовсю:24. Собрание закончилось, беседы перетекают на улицу25. Детки играют в песочек )26. Желающих поиграть все больше ))27. А дежурные уже еду подтаскивают!28. О, какая неожиданность, Александр Константиновч приехал из Питера! А.К.Анащенко - тоже важный человек, на нем держится хозяйство Невской обители (в Питере) и множественные административные функции. А еще он крестный моего мужа! ) Мы давно не виделись и бежим здороваться ))29. Беседуют. Слева направо: АК, Олег Иванович, бабушка Феодосия из Саратова (привезла 15-летнего внука, тк несовершеннолетним требуется сопровождающий) и Анна, местная жительница и сотрудница лагеря30. Народ кто о чем - дежурные наводят последние штрихи, кто-то (слева), улучив момент, музыкой занимается, другие тупо ждут обеда ))31. Динь-динь, зовут к обеду32. Народ подтягивается. Перед трапезой (и после тоже, разумеется) обязательная молитва. Ее мы не снимаем33. Вот и обед. Взметнувшаяся фигура - это дежурный, теперь они бегают как официанты и приносят кому что. Причем делать это нужно как можно тише и незаметнее, так как во время обеда один из них вслух читает житие какого-либо святого34. Ну вот, поели, пора отдыхать. Идем в домик. Поиграли бы, но уже время сна 35. Поднимаемся по лестнице: Немного мутновато, но у меня кроме фотика еще дите на руках36. Разворачиваемся и проходим дальше:37. Нам туда - вглубь, к окошечку38. Уф, уложила... Время 13.41, если вдруг не видно39. Можно немного передохнуть (кто имел дело с полуторагодовалыми детьми меня поймет)), ну и дела поделать. Вот, кстати мой сумрачный лик в лагерном зерцале (не буду отходить от традиций сообщества)) :40. Смотрю в окошко. Саша с Машей (брат и сестра из Питера) прохаживаются:41. Ух ты, самолетик:42. Вот он поближе:43. Спускаюсь вниз. Вот, собственно, притвор, он же вестибюль: В углу ящик с медикаментами. Слева на столе лагерная книжница, небольшая пока, но нам хватало44. Литература по теме, понятное дело45. Теперь и в храм можно заглянуть: Когда службы нет, снимать можно46. Но я не просто так прохаживаюсь. Иду стирать. О чем я реально пожалела уже в лагере, так что взяла слишком мало вещей (по принципу куда набирать). Все же три недели в лагере это не пара суток на даче. В результате иной раз приходилось стирать по 2-3 раза за день. В основном детское конечно (ура песочнице )) Ну и свое тоже, не в квартире все же сидели )47. А в лагере после обеда тишь да благодать. Кто спит, кто на озеро умотал. Евгений как всегда читает ))48. Зато в трапезной какая активность ) Одни содержимое кастрюлек изучают:49. Другие чаи гоняют, беседуют, читают: Обычно в общем доступе оставляется кастрюля с компотом, еще одна с кипяченым молоком (если не постный день) и ведро с колодезной водой (очень вкусной). Печеньки-плюшки можно в магазине купить. Вообще перекусы не очень-то поощрялись, все же это нарушение режима. Но молодые организмы требуют свое, так что голодом никого не морили ))50. Дежурные уже зашевелились с подготовкой ужина51. Народ потихоньку выползает из келий, гамаков, с озера, кто откуда52. Динь-динь, зовут на службу (вечеря в пять часов). Кстати здесь все по тонам подобрано, кто умеет играть, очень здорово получается53. Начинается служба. В руках у мальчика лестовка - непременный атрибут старообрядческого богослужения, в некотором роде вариант четок, но посложнее. Но мы пойдем, не будем фотать54. Погода чудесная55. Справа ворота лагеря. Видны дома трудников. Они тут живут круглый год, разводят скотину, присматривают за храмом и другими постройками. Есть и пасека56. Служба закончилась, собираемся на ужин57. Общение, хождения. Сам ужин остался за кадром58. Свободное время. Макс с Татьяной усиленно занимаются музыкой. Пение в старообрядчестве играет важную роль. О, вы бы слышали как у нас поют! И ребята, и девчонки. Как же было не воспользоваться тем, что Татьяна оказалась музыкальным педагогом ))59. Посуду каждый моет себе сам. Наверно многие слышали, что староверы строго соблюдают свою посуду. У каждого свой набор с тарелкой-чашкой-ложкой, за своей посудой каждый сам следит. Если по какой-то причине чего-то нет (например разбилось), дадут из общего запаса, но это уже не то, такая посуда считается замирщенной60. Отправляемся кормить барашков61. Бегут. Ме-е-е. Вот это была подстава. Все время учила дочку, что барашек говорит бее, а эти нахалы четко и внятно говорят мее. Безобразие ))62. Кормим. Каждому хлебушка63. А это всем. В лагере мусор сортируется. Бумажки-пакетики в одно ведро, пищевые отходы в другое. Бараны не против )64. О, идет банда. Индюки65. Вот этот главный, жутко надувается и кричит: Коля-коля-коля! А молодой за ним ходит по пятам и все повторяет )66. Возвращаемся в лагерь. Здесь все как обычно )67. Здоровому духу не помешает здоровое тело68. Только дежурным не до отдыха - надраивают котлы и общую посуду (салатницы и тп)69. Волейбол - любимое развлечение. После ужина всегда играют70. Места для зрителей. Можно игру посмотреть и позаниматься заодно71. Под вечер приехал Кирилл Яковлевич. Вот он справа, с огненной бородой )) К.Я.Кожурин - учитель воскресной школы в Невской обители (г. С-Петербург), а также автор множества книг о старообрядчестве. 72. На месте не сидит. Этот приезд в лагерь уже третий. На этот раз вернулся из Риги, насколько я знаю73. Время уже позднее, нам пора идти укладываться. Смотрим в окошко, там волейбол в свете заката74. Выкладываю дочкино добрецо для вечерних игр. Опущу двухчасовые пляски с бубном перед окончательным засыпанием )75. Уложила наконец детку, вышла подышать. Стемнело однако. Время уже не фотала, но специально запомнила, было 23.26 76. На фотке мир и покой, но это потому что снимок звуков не передает ). На самом деле все самое интересное только начинается. Молодежь подтягивается к костру, теперь до 2-3-х часов будут песни и разговоры - то, что больше всего сближает и раскрывает здесь людей. И из-за чего они будут стремиться в этот лагерь снова и снова. Но мне надо идти беречь сон своей детки, да и сама уже падаю на самом деле. Песни и через окно хорошо слышны ))