Один день в летнем христианском лагере старообрядческой молодежи
Из сообщества odin-moy-den : Здравствуйте! Меня зовут Анна, мне 36 лет, при этом с не очень давних пор я являюсь молодой мамой. И в этом году мы впервые отправились в путешествие вдвоем с дочкой, которой во время поездки исполнилось год и пять месяцев.
В течение трех недель мы проживали в летнем молодежном лагере христиан-старообрядцев поморского согласия, который находится рядом с деревней Подмолодье Невельского р-на Псковской области. Как это было, можно узнать на примере одного нашего дня, а именно 30 июля 2011 г.
1. Итак, встаем. Как можно увидеть (если всмотреться в правый нижний угол), время 8.49. Да уж, не айфон, че там.. ) Но я как-то к гаджетам спокойно отношусь - звонит, разговаривает, чего еще надо. Когда-нибудь продам его на аукционе как раритет ))
2. Такие вот у нас хоромы. Это девичьи кельи. Располагаются в основном по два человека, хотя, говорят, раньше и по 3, и по 5 человек спали.. Мы тут у окошечка, напротив тоже семья - мама с мальчиком 5 лет. И рядом с нами еще девушка спит. Уж не знаю как нас терпит, но вроде не жалуется ) Вообще сейчас здесь пусто, все уже на службе. Это мы отлыниваем, в силу возраста )
3. Вот вид из окна: Мда, окошко пора бы помыть (кому только? ))
4. А вот пожалуйста полочка, как положено ) : Здесь кстати вперемешку наши вещи и соседкины
5. Ну это как всегда: Молодежь везде одинаковая, даже в старообрядческом лагере ))
6. Это дочкин лук на сегодня: Забыла платочек сюда положить. Все девушки, понятное дело, здесь ходят с покрытой головой. Моя конечно еще младенчик, но я ее тоже в платочки и косыночки наряжала, как-то естественней смотрелось, да и от солнца все равно надо прикрываться.
7. Выходим. Удобства на улице:
8. Такой вот живописный прудик рядом:
9. Разворачиваемся. Вот и наша обитель: Справа два окна - это храм, там сейчас идет служба (утреня). Слева - общее помещение, там и медпункт, и читальня, и холодильник, и диванчик посидеть.. Наверху под крышей как раз располагаются девичьи кельи, их мы уже видели.
10. Возьмем немного правее: Тут виден кусок храма, плоское сооружение - это трапезная (у нас чаще произносят с ударением на второй слог), дальше домик - мужское общежитие, бочка справа - это умывальник, сейчас мы его рассмотрим.
11. Общественный умывальник: Довольно удобный, в бочку вода подается из колодца по шлангу (а из колодца насосом качается), приделана труба, а к ней несколько краников, вся вода стекает по желобу в выведенный сток. Здесь мы умываемся и моем посуду.
12. Тихонько проходим мимо храма. Службы у староверов не фотографируют, так что пойдем, мешать не будем. Хотя если быть точнее, это фото я делала не во время службы, а немного позднее. Во время богослужений эти двери раскрыты и люди стоят как внутри храма, так и в притворе.
13. Вот, кому интересно, устав и распорядок лагеря:
14. Двери в обители есть с обеих сторон, то есть если что-то нужно, необязательно шататься мимо молящихся, можно зайти с другой стороны: Это вид с торца здания. Наверху окошко, вид из которого снимался с утра
15. Дежурные вовсю колдуют над обедом. Каждый участник лагеря за смену дежурит не меньше 3-х раз. Набирается бригада из 4-5 дежурных, девушек и парней. На них полностью обеспечение питания лагеря - подбор продуктов (администратор закупит по их запросу в местном магазине), заготовка дров, приготовление пищи, накрывание столов, уборка и мытье всего после. Работа не из легких. Да еще обычно с вечера приходится компот готовить, чтобы в день дежурства не метаться.
16. А, ну вот, народ из храма выходит
17. Идем в трапезную. Вообще старообрядческая традиция завтраков не предусматривает, но маленького ребенка кормить все же надо ) Другие тоже подтягиваются. Кто читает, кто чаевничает, кто просто беседует
18. Можно попросить у дежурных гарнира и разбавить молоком. Но у них еще не все готово, так что сегодня обойдемся растворимой кашкой, взятой из дома
19. Через короткое время по плану учеба. Сегодня ее ведет сам Олег Иванович. О.И.Розанов - крупная фигура в старообрядчестве, глава Невской старообрядческой общины. К этому лагерю он весьма неравнодушен, с самого начала принимал активное участие в его создании. Учеба бывает не только в форме лекций, но и в виде практических занятий по чтению. Наверно излишне говорить, что большинство староверов умеет читать церковнославянские тексты старого (дораскольного) образца. Если кто-то вдруг не умеет, то первые же занятия любой воскресной школы устраняют этот пробел. Так было и в этом лагере. Всех участников поделили на группы по уровню чтения и отдельно занимались. Кто-то с азов начинал, а другие разбирали богослужебные тексты. Молитвы тоже учили, в конце лагеря был зачет для всех без исключения.
20. Все это хорошо, но моя драгоценная доча долгих собраний не переносит, и мы выходим на улицу. Детки. Этот лагерь оказался на редкость детским, такого количества детей одновременно еще не привозили. Даже песочницу пришлось ставить )) Не исключено, что в будущем будут отдельные заезды для молодых семей с детьми
21. Кому что, а мы идем стирать. Домик в центре - женская баня
22. На печке обед поспевает:
23. Дежурные стараются вовсю:
24. Собрание закончилось, беседы перетекают на улицу
25. Детки играют в песочек )
26. Желающих поиграть все больше ))
27. А дежурные уже еду подтаскивают!
28. О, какая неожиданность, Александр Константиновч приехал из Питера! А.К.Анащенко - тоже важный человек, на нем держится хозяйство Невской обители (в Питере) и множественные административные функции. А еще он крестный моего мужа! ) Мы давно не виделись и бежим здороваться ))
29. Беседуют. Слева направо: АК, Олег Иванович, бабушка Феодосия из Саратова (привезла 15-летнего внука, тк несовершеннолетним требуется сопровождающий) и Анна, местная жительница и сотрудница лагеря
30. Народ кто о чем - дежурные наводят последние штрихи, кто-то (слева), улучив момент, музыкой занимается, другие тупо ждут обеда ))
31. Динь-динь, зовут к обеду
32. Народ подтягивается. Перед трапезой (и после тоже, разумеется) обязательная молитва. Ее мы не снимаем
33. Вот и обед. Взметнувшаяся фигура - это дежурный, теперь они бегают как официанты и приносят кому что. Причем делать это нужно как можно тише и незаметнее, так как во время обеда один из них вслух читает житие какого-либо святого
34. Ну вот, поели, пора отдыхать. Идем в домик. Поиграли бы, но уже время сна
35. Поднимаемся по лестнице: Немного мутновато, но у меня кроме фотика еще дите на руках
36. Разворачиваемся и проходим дальше:
37. Нам туда - вглубь, к окошечку
38. Уф, уложила... Время 13.41, если вдруг не видно
39. Можно немного передохнуть (кто имел дело с полуторагодовалыми детьми меня поймет)), ну и дела поделать. Вот, кстати мой сумрачный лик в лагерном зерцале (не буду отходить от традиций сообщества)) :
40. Смотрю в окошко. Саша с Машей (брат и сестра из Питера) прохаживаются:
41. Ух ты, самолетик:
42. Вот он поближе:
43. Спускаюсь вниз. Вот, собственно, притвор, он же вестибюль: В углу ящик с медикаментами. Слева на столе лагерная книжница, небольшая пока, но нам хватало
44. Литература по теме, понятное дело
45. Теперь и в храм можно заглянуть: Когда службы нет, снимать можно
46. Но я не просто так прохаживаюсь. Иду стирать. О чем я реально пожалела уже в лагере, так что взяла слишком мало вещей (по принципу куда набирать). Все же три недели в лагере это не пара суток на даче. В результате иной раз приходилось стирать по 2-3 раза за день. В основном детское конечно (ура песочнице )) Ну и свое тоже, не в квартире все же сидели )
47. А в лагере после обеда тишь да благодать. Кто спит, кто на озеро умотал. Евгений как всегда читает ))
48. Зато в трапезной какая активность ) Одни содержимое кастрюлек изучают:
49. Другие чаи гоняют, беседуют, читают: Обычно в общем доступе оставляется кастрюля с компотом, еще одна с кипяченым молоком (если не постный день) и ведро с колодезной водой (очень вкусной). Печеньки-плюшки можно в магазине купить. Вообще перекусы не очень-то поощрялись, все же это нарушение режима. Но молодые организмы требуют свое, так что голодом никого не морили ))
50. Дежурные уже зашевелились с подготовкой ужина
51. Народ потихоньку выползает из келий, гамаков, с озера, кто откуда
52. Динь-динь, зовут на службу (вечеря в пять часов). Кстати здесь все по тонам подобрано, кто умеет играть, очень здорово получается
53. Начинается служба. В руках у мальчика лестовка - непременный атрибут старообрядческого богослужения, в некотором роде вариант четок, но посложнее. Но мы пойдем, не будем фотать
54. Погода чудесная
55. Справа ворота лагеря. Видны дома трудников. Они тут живут круглый год, разводят скотину, присматривают за храмом и другими постройками. Есть и пасека
56. Служба закончилась, собираемся на ужин
57. Общение, хождения. Сам ужин остался за кадром
58. Свободное время. Макс с Татьяной усиленно занимаются музыкой. Пение в старообрядчестве играет важную роль. О, вы бы слышали как у нас поют! И ребята, и девчонки. Как же было не воспользоваться тем, что Татьяна оказалась музыкальным педагогом ))
59. Посуду каждый моет себе сам. Наверно многие слышали, что староверы строго соблюдают свою посуду. У каждого свой набор с тарелкой-чашкой-ложкой, за своей посудой каждый сам следит. Если по какой-то причине чего-то нет (например разбилось), дадут из общего запаса, но это уже не то, такая посуда считается замирщенной
60. Отправляемся кормить барашков
61. Бегут. Ме-е-е. Вот это была подстава. Все время учила дочку, что барашек говорит бее, а эти нахалы четко и внятно говорят мее. Безобразие ))
62. Кормим. Каждому хлебушка
63. А это всем. В лагере мусор сортируется. Бумажки-пакетики в одно ведро, пищевые отходы в другое. Бараны не против )
64. О, идет банда. Индюки
65. Вот этот главный, жутко надувается и кричит: Коля-коля-коля! А молодой за ним ходит по пятам и все повторяет )
66. Возвращаемся в лагерь. Здесь все как обычно )
67. Здоровому духу не помешает здоровое тело
68. Только дежурным не до отдыха - надраивают котлы и общую посуду (салатницы и тп)
69. Волейбол - любимое развлечение. После ужина всегда играют
70. Места для зрителей. Можно игру посмотреть и позаниматься заодно
71. Под вечер приехал Кирилл Яковлевич. Вот он справа, с огненной бородой )) К.Я.Кожурин - учитель воскресной школы в Невской обители (г. С-Петербург), а также автор множества книг о старообрядчестве.
72. На месте не сидит. Этот приезд в лагерь уже третий. На этот раз вернулся из Риги, насколько я знаю
73. Время уже позднее, нам пора идти укладываться. Смотрим в окошко, там волейбол в свете заката
74. Выкладываю дочкино добрецо для вечерних игр. Опущу двухчасовые пляски с бубном перед окончательным засыпанием )
75. Уложила наконец детку, вышла подышать. Стемнело однако. Время уже не фотала, но специально запомнила, было 23.26
76. На фотке мир и покой, но это потому что снимок звуков не передает ). На самом деле все самое интересное только начинается. Молодежь подтягивается к костру, теперь до 2-3-х часов будут песни и разговоры - то, что больше всего сближает и раскрывает здесь людей. И из-за чего они будут стремиться в этот лагерь снова и снова. Но мне надо идти беречь сон своей детки, да и сама уже падаю на самом деле. Песни и через окно хорошо слышны ))
Смотрите также еще одно описание дня: Воскресный день в Париже
А вы знали, что у нас есть Telegram ?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!