Обитательница психлечебницы из Японии — самая дорогая из ныне живущих художниц

0

Яёи Кусама вряд ли сможет ответить, что легло в основу ее карьеры художницы. Ей 94 года, ее искусство признано во всем мире. Инсталляции Кусамы, заряженные нереальным драйвом, давно стали модным фоном для селфи. Феномен ее творчества — загадка для многих. Из аутсайдера мира искусства превратилась в самую коммерчески успешную художницу планеты.

Фотография: Обитательница психлечебницы из Японии — самая дорогая из ныне живущих художниц №1 - BigPicture.ru

Кусама живет в Токио и на протяжении более чем сорока лет добровольно находится в психиатрической лечебнице. Раз в день она покидает ее стены, чтобы заняться живописью. Она встает в три часа утра, не имея возможности уснуть и желая с пользой провести время за работой.

«Сейчас я старая, но все еще собираюсь создать больше работ и лучшие работы. Больше, чем я сделала в прошлом. Мое сознание полно картин», — говорит она.

Фотография: Обитательница психлечебницы из Японии — самая дорогая из ныне живущих художниц №2 - BigPicture.ru

Яёи Кусама на выставке своих работ в Лондоне в 1985 году. Фото: NILS JORGENSEN/REX/Shutterstock

С девяти до шести Кусама работает в своей трехэтажной студии, не вставая из инвалидного кресла. Она может ходить, но слишком слаба. Женщина работает на холсте, разложенном на столах или закрепленном на полу. В студии полно новых картин, ярких работ, усыпанных маленькими крапинками. Художница называет это «самозаглушением» — бесконечным повторением, которое заглушает шум в ее голове.

Фотография: Обитательница психлечебницы из Японии — самая дорогая из ныне живущих художниц №3 - BigPicture.ru

Перед вручением наград в области искусства Praemium Imperiale в 2006 году в Токио. Фото: Sutton-Hibbert/REX/Shutterstock

Заголовки статей о художнице редко обходятся без упоминания психического заболевания. Действительно, особенности галлюцинаторного восприятия мира, вызванного психическими расстройствами, легли в основу творчества Яёи Кусамы. Оно базируется на идее повторяющихся паттернов – «сетей бесконечности» и пространств, покрытых горошинами и фаллическими символами, преобразовавшимися в некие коралловые рифы.

Ее горошины покрывают все — от платьев Louis Vuitton до автобусов в ее родном городе. Работы Кусамы регулярно продаются за миллионы долларов и встречаются по всему миру — от Нью-Йорка до Амстердама. Выставки работ японской художницы так популярны, что требуются меры по предотвращению давки и беспорядков. Например, в Хиршхорне билеты на выставку продаются на определенное время, чтобы как-то регулировать поток посетителей.

Фотография: Обитательница психлечебницы из Японии — самая дорогая из ныне живущих художниц №4 - BigPicture.ru

Презентация совместного дизайна Louis Vuitton и Яёи Кусамы в Нью-Йорке в 2012 году. Фото: Billy Farrell Agency/REX/Shutterstock

Но Кусаме все равно нужно одобрение извне. Когда в интервью ее спросили о том, достигла ли она своей цели, став богатой и знаменитой десятки лет назад, она удивленно сказала:

«Когда я была маленькой, мне было очень трудно убедить маму, что я хочу стать художницей. Это действительно правда, что я богата и знаменита?»

Кусама родилась в Мацумото, в горах Центральной Японии, в 1929 году в состоятельной и консервативной семье, торговавшей саженцами. Но это не был счастливый дом. Ее мать презирала изменяющего ей мужа и отправляла маленькую Кусаму шпионить за ним. Девочка видела отца с другими женщинами, и это вызвало в ней пожизненное отвращение к сексу.

Фотография: Обитательница психлечебницы из Японии — самая дорогая из ныне живущих художниц №5 - BigPicture.ru

Витрина бутика Louis Vuitton, оформленная Кусамой в 2012 году. Фото: Joe Schildhorn/BFA/REX/Shutterstock

Еще в детстве она начала испытывать зрительные и слуховые галлюцинации. В первый раз, когда она увидела тыкву, она представила, что та с ней разговаривает. Будущая художница справлялась с видениями, создавая повторяющиеся узоры, чтобы заглушить мысли в голове. Даже в таком юном возрасте искусство стало для нее своего рода терапией, которую она позже назовет «арт-лекарством».

Фотография: Обитательница психлечебницы из Японии — самая дорогая из ныне живущих художниц №6 - BigPicture.ru

Работа Яёи Кусамы на выставке в Музее современного искусства Уитни в 2012 году. Фото: Billy Farrell Agency/REX/Shutterstock

Мать Кусамы была резко против желания дочери стать художницей и настаивала на том, чтобы девочка последовала традиционному пути.

«Она не давала мне рисовать. Она хотела, чтобы я вышла замуж, — рассказывала художница в интервью. — Она выбрасывала мои работы. Я хотела броситься под поезд. Каждый день я воевала с матерью, и поэтому мой рассудок повредился».

В 1948 году, после окончания войны, Кусама поехала в Киото изучать традиционную японскую живопись нихонга со строгими правилами. Она возненавидела этот вид искусства.


Bigpicture.ru Яёи Кусамаvuitton yayoi kusama 5 640x349

Маленькая Яёи Кусама с семьей

Когда Кусама жила в Мацумото, она нашла книгу Джорджии О’Киф и была поражена ее картинами. Девушка отправилась в американское посольство в Токио, чтобы найти там статью об О’Киф в справочнике и узнать ее адрес. Кусама написала ей письмо и отправила несколько рисунков, и, к ее удивлению, американская художница ответила ей.

«Я не могла поверить своей удаче! Она была так добра, что ответила на внезапный выплеск чувств скромной японской девочки, которую она никогда в жизни не встречала и даже не слышала о ней», — написала художница в своей автобиографии «Сеть бесконечности» (Infinity Net).

Bigpicture.ru Яёи Кусама

Юная Яёи. Кадр из фильма «Кусама: Бесконечные миры», вышедшего в 2018 году.

Несмотря на предупреждения О’Киф, что в США молодым художникам приходится очень тяжело, не говоря уж о юных одиноких девушках из Японии, Кусаму было не остановить. В 1957 году ей удалось получить паспорт и визу. Она зашила доллары в свои платья, чтобы обойти строгий послевоенный валютный контроль.

Первой остановкой стал Сиэтл, где она провела выставку в маленькой галерее. Потом Кусама отправилась в Нью-Йорк, где ее постигло горькое разочарование.

«В отличие от послевоенного Мацумото, Нью-Йорк был во всех смыслах злым и жестоким местом. Для меня он оказался слишком стрессовым, и я вскоре погрязла в неврозе».

Что еще хуже, Кусама оказалась в полной нищете. Кроватью ей служила старая дверь, и она выуживала рыбные головы и гнилые овощи из мусорных баков, чтобы варить из них суп.

Bigpicture.ru Яёи Кусамаяёи кусамо 1967 лошадиные игры вудсток нью йорк

Яёи Кусамо 1967 Лошадиные игры Вудсток Нью-Йорк

Это тяжелое положение побудило Кусаму еще больше погрузиться в работу. Она начала создавать свои первые картины из серии «Сеть бесконечности», покрывая огромные холсты (один из них достигал 10 метров в высоту) завораживающими волнами маленьких петель, которые, казалось, никогда не закончатся. Сама художница описывала их так: «Белые сети, обволакивающие черные точки молчаливой смерти на фоне беспросветной тьмы небытия».

Bigpicture.ru Яёи Кусама(2)

Яёи Кусамы и ее горошек

Это обсессивно-компульсивное повторение помогло отогнать невроз, но это не всегда спасало. Кусама постоянно страдала от приступов психоза и оказалась в одной из больниц Нью-Йорка. Будучи амбициозной и целеустремленной и с радостью приняв на себя роль экзотичной азиатки в кимоно, она влилась в тусовку влиятельных людей в искусстве и общалась с такими признанными художниками, как Марк Ротко и Энди Уорхол. Позже Кусама говорила, что Уорхол имитировал ее работы.

Вскоре Кусама приобрела определенную степень известности и выставлялась в многолюдных галереях. Кроме того, слава художницы приобрела скандальность.

В 1960-е, когда Кусама была одержима узором в горошек, она начала устраивать в Нью-Йорке хэппенинги: провоцировала людей раздеваться догола в таких местах, как Центральный парк и Бруклинский мост, и разрисовывала их тела горошком.

Фотография: Обитательница психлечебницы из Японии — самая дорогая из ныне живущих художниц №11 - BigPicture.ru

Предпоказ на выставке Art Basel в Гонконге в 2013 году. Фото: Billy Farrell/BFA/REX/Shutterstock

За несколько десятков лет до появления движения «Оккупируй Уолл-стрит» Кусама устроила хэппенинг в финансовом округе Нью-Йорка, заявив, что хочет «уничтожить мужчин с Уолл-стрит узором в горошек». Примерно в это же время она начала покрывать различные предметы — кресло, лодку, коляску — выпуклостями фаллического вида.

«Я начала создавать пенисы, чтобы излечить свое чувство отвращения к сексу», — писала художница, рассказывая, как этот творческий процесс постепенно превращал ужасное в нечто знакомое.

Фотография: Обитательница психлечебницы из Японии — самая дорогая из ныне живущих художниц №12 - BigPicture.ru

Инсталляция Passing Winter («Преходящая зима») в галерее Тейт в Лондоне. Фото: James Gourley/REX/Shutterstock

Кусама ни разу не была замужем, хотя, когда она жила в Нью-Йорке, на протяжении десяти лет у нее были похожие на брак отношения с художником Джозефом Корнеллом.

«Мне не нравился секс, а он был импотентом, так что мы очень хорошо подходили друг другу», — рассказала она в одном из интервью журналу Art ­Magazine.

Кусама становилась все более известной благодаря своим выходкам: она предложила переспать с президентом США Ричардом Никсоном, если он прекратит войну во Вьетнаме. «Давайте разукрасим друг друга узором в горошек», — написала она ему в письме. Интерес непосредственно к ее искусству угасал, она оказалась в немилости, и снова начались проблемы с деньгами.

Фотография: Обитательница психлечебницы из Японии — самая дорогая из ныне живущих художниц №13 - BigPicture.ru

Яёи Кусама во время ретроспективы ее работ в Музее современного искусства Уитни в Нью-Йорке в 2012 году. Фото: Steve Eichner/Penske Media/REX/Shutterstock

Известия об эскападах Кусамы дошли до Японии. Ее стали называть «национальным бедствием», а ее мать заявила, что лучше бы дочь умерла от болезни в детстве. В начале 1970-х годов обнищавшая и потерпевшая фиаско Кусама вернулась в Японию. Она встала на учет в психиатрической лечебнице, где живет до сих пор, и канула в художественную безвестность.

Фотография: Обитательница психлечебницы из Японии — самая дорогая из ныне живущих художниц №14 - BigPicture.ru

На выставке My Eternal Soul («Моя вечная душа») в Национальном центре искусства в Токио, февраль 2017 года. Фото: Masatoshi Okauchi/REX/Shutterstock

В 1989 году Центр современного искусства в Нью-Йорке устроил ретроспективу ее работ. Это стало началом пусть и медленного, но возрождения интереса к искусству Кусамы. Она наполнила зеркальную комнату тыквами для инсталляции, которая была представлена на Венецианской биеннале в 1993 году, а в 1998 году состоялась крупная выставка в Музее современного искусства MoMa в Нью-Йорке. Именно здесь она когда-то устраивала хэппенинг.

Фотография: Обитательница психлечебницы из Японии — самая дорогая из ныне живущих художниц №15 - BigPicture.ru

На выставке My Eternal Soul («Моя вечная душа») в Национальном центре искусства в Токио, февраль 2017 года. Фото: Masatoshi Okauchi/REX/Shutterstock

В последние несколько лет Яёи Кусама стала международным феноменом. Современная галерея Тейт в Лондоне и Музей Уитни в Нью-Йорке провели крупные ретроспективы, которые привлекли огромные толпы посетителей, а ее знаковый узор в горошек стал очень узнаваем.

Фотография: Обитательница психлечебницы из Японии — самая дорогая из ныне живущих художниц №16 - BigPicture.ru

На выставке My Eternal Soul («Моя вечная душа») в Национальном центре искусства в Токио, февраль 2017 года. Фото: Masatoshi Okauchi/REX/Shutterstock

Художница не собирается приостанавливать работу, но начала задумываться о своей смертности.

«Я не знаю, как долго я смогу выжить даже после смерти. Есть будущее поколение, которое следует по моим стопам. Это будет честью для меня, если людям будет нравиться смотреть на мои работы и если они будут тронуты моим искусством».

Фотография: Обитательница психлечебницы из Японии — самая дорогая из ныне живущих художниц №17 - BigPicture.ru

На выставке My Eternal Soul («Моя вечная душа») в Национальном центре искусства в Токио, февраль 2017 года. Фото: Masatoshi Okauchi/REX/Shutterstock

Несмотря на коммерциализацию ее искусства, Кусама думает о могиле в Мацумото — не в семейном склепе, ей и так досталось от родителей — и о том, как не превратить ее в святилище.

«Но я еще не умираю. Я думаю, я проживу еще лет 20», — говорит она.

Фотография: Обитательница психлечебницы из Японии — самая дорогая из ныне живущих художниц №18 - BigPicture.ru

На выставке My Eternal Soul («Моя вечная душа») в Национальном центре искусства в Токио, февраль 2017 года. Фото: Masatoshi Okauchi/REX/Shutterstock

Смотрите также: Глитч-арт: работы японского скульптора, от которых у вас закружится голова

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

«Вызывайте экзорциста!»: 17 фото невероятно гибких девушек, которые немного пугают

«Вызывайте экзорциста!»: 17 фото невероятно гибких девушек, которые немного пугают

Что взрывали и хлопали мальчишки в СССР, когда не было петард

Что взрывали и хлопали мальчишки в СССР, когда не было петард

«Секс-плот» — эксперимент антрополога, который хотел доказать жестокость людей, но не смог

«Секс-плот» — эксперимент антрополога, который хотел доказать жестокость людей, но не смог

Новые посты

Утомленные солнцем: жаркий летний день 1970 года на знаменитом пляже Мишен Бич

Утомленные солнцем: жаркий летний день 1970 года на знаменитом пляже Мишен Бич

Великобритания с высоты птичьего полета

Великобритания с высоты птичьего полета

Самые необычные соревнования, которые проводятся в мире

Самые необычные соревнования, которые проводятся в мире

Серия фотографий легендарного Стива МакКарри «Сила игры»

Серия фотографий легендарного Стива МакКарри «Сила игры»

Бездомные в Майами

Бездомные в Майами

Эстетика частного сектора

Эстетика частного сектора

Гусеница бабочки-мешочницы: маленькое чудо в футляре

Гусеница бабочки-мешочницы: маленькое чудо в футляре

Семья сделала капитальный ремонт в доме, чтобы избавиться от призрака убитой девочки

Семья сделала капитальный ремонт в доме, чтобы избавиться от призрака убитой девочки

Откуда взялся високосный год, опасен ли он и как пережить его без потерь

Откуда взялся високосный год, опасен ли он и как пережить его без потерь

20 забавнейших котеек, которые не дают хозяевам скучать

20 забавнейших котеек, которые не дают хозяевам скучать

Уморительные обложки западных ретропластинок

Уморительные обложки западных ретропластинок

Голливуд наоборот: 10 интересных фактов о кинематографе Северной Кореи

Голливуд наоборот: 10 интересных фактов о кинематографе Северной Кореи