Ушел из жизни Мартин Парр — гений цветной фотографии, которого Анри Картье-Брессон считал инопланетянином
6 декабря 2025 года в возрасте 73 лет в своем доме в Бристоле скончался британский фотограф Мартин Парр — один из самых узнаваемых документалистов современности и член легендарного агентства Magnum Photos. У него остались жена Сьюзи, дочь Эллен, сестра Вивьен и внук Джордж. Фонд Мартина Парра и Magnum Photos будут совместно работать над сохранением его наследия.

Путь Парра в фотографию начался в подростковом возрасте — вдохновленный своим дедом, увлеченным фотографом-любителем, он уже в 14 лет понял, что хочет снимать. В начале 1980-х, переехав в Уолласи под Ливерпулем, Парр окончательно перешел на цветную фотографию, что в те времена было настоящим вызовом — документальная съемка тогда существовала почти исключительно в черно-белом формате. Его вдохновляли американские фотографы вроде Уильяма Эгглстона и Стивена Шора, но именно Парр привнес яркую цветную палитру в британскую документалистику.
«Мы из разных солнечных систем»
Путь Парра в Magnum Photos был непростым. Когда в 1989 году он попытался присоединиться к агентству, его кандидатура вызвала настоящий скандал. Один из основателей Magnum, легендарный Анри Картье-Брессон, активно выступал против — для него работы Парра были полной противоположностью гуманистическому подходу, на котором строилась философия агентства. Картье-Брессон верил в эмпатию и солидарность с людьми, а яркие, беспощадно откровенные кадры Парра казались ему насмешкой над героями съемки.

В 1995 году, увидев очередную серию британца, французский фотограф написал ему:
Парр ответил факсом с характерным юмором:

Позже их помирила жена Картье-Брессона, фотограф Мартин Франк, пригласив обоих на обед. В итоге Парр вступил в Magnum в 1994 году, доказав, что в документальной фотографии есть место разным взглядам — и это стало переломным моментом для всего агентства.
The Last Resort: скандальный прорыв
Настоящую славу ему принес проект The Last Resort — серия снимков, сделанных летом 1983-1985 годов на пляжном курорте Нью-Брайтон под Ливерпулем. Парр фотографировал отдыхающих из рабочего класса: семьи с детьми, поедающими мороженое и чипсы, загорающих на бетонных плитах вместо песка, мусор и остатки еды на фоне обветшалой набережной. Его насыщенные цвета и использование вспышки создавали гиперреалистичный, почти сюрреалистический эффект.

Когда книга вышла в 1986 году, критики разделились: одни называли работу жестокой и циничной, другие — честной и революционной. Французский фотограф Анри Картье-Брессон, пытавшийся заблокировать вступление Парра в Magnum, заявил, что тот «прибыл с совершенно другой планеты». Парр позже признавался, что это замечание стало для него комплиментом. Посмотрите на эти фотографии — они по-прежнему бьют прямо в сердце.

Британия без прикрас
Хотя Парр объездил весь мир — от Северной Кореи и Албании до Японии и России — его главной темой всегда оставалась Британия. Он снимал деревенские ярмарки, супермаркеты, кофейни и скачки — обыденные места, где проявлялась вся суть британской жизни. Его объектив беспощадно фиксировал обвисшую кожу, еду, запихиваемую в рот, демонстративную роскошь и потребительский культ.

Парр говорил, что у него «отношения любви-ненависти» с Британией: «Я люблю эту страну… Но меня злят ксенофобия и фанатизм, которые привели к Brexit». В его работах британский рабочий класс показан таким, какой он есть — без прикрас.

Ливерпуль начала 1980-х стал для него особым местом — эпоха Тэтчер, социальный упадок, но при этом неистребимое желание людей жить и радоваться. Откровенные кадры той эпохи навсегда вошли в историю документальной фотографии.

Взгляд на постсоветское пространство
Парр снимал не только Британию. В 1990 году он запечатлел открытие первого McDonald’s в Москве на Пушкинской площади — один из знаковых моментов перестройки.

А в 1995-м приехал в Крым и сфотографировал Ялту, уже постсоветскую, но еще хранящую советскую эстетику. Эти кадры Ялты — документ эпохи, запечатлевший переходный момент.
Наследие
С 1994 года Парр был членом Magnum Photos, а в 2013-2017 годах занимал пост президента агентства. За карьеру он выпустил более 100 фотокниг, провел сотни выставок по всему миру. Его работы хранятся в крупнейших музеях — MoMA в Нью-Йорке, Tate в Лондоне, Centre Pompidou в Париже. В 2021 году королева Елизавета II присвоила ему звание кавалера ордена Британской империи за вклад в фотографию.

Последняя книга Парра вышла совсем недавно — автобиографический сборник под названием «Utterly Lazy and Inattentive» («Совершенно ленивый и невнимательный»), взятое из школьного отчета учителя французского, который так охарактеризовал 14-летнего Мартина. Он работал до последнего.

Мартин Парр изменил документальную фотографию, доказав, что цвет, юмор и сатира могут быть не менее мощными инструментами, чем классическая черно-белая съемка. Он показывал людей такими, какие они есть — и в этой честности была его гениальность.
Какие работы Мартина Парра произвели на вас самое сильное впечатление — яркие пляжные сцены, откровенные портреты британского рабочего класса или его взгляд на постсоветское пространство?
Смотрите также — Как фотографы Magnum Photos черпают вдохновение
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Когда задний план решает все - 20 фото, которые вызовут у вас улыбку
Месть "Черной вдовы" - Как любовь и деньги погубили наследника империи Gucci
Местные делятся тем, какие выходки туристов особенно выбесили их
До и после: как меняется внешность человека, который перестает пить
8 малоизвестных фактов о Шаолине
22 по-настоящему крутые дизайнерские решения
Сможете угадать хотя бы 10 из 22? Звезды, которых не узнать на детских фото
Кулинизм: как устроена самая отвратительная в мире традиция многоженства
Как белый флаг стал символом приглашения к переговорам и знаком капитуляции
Редчайшие цветные фотографии Российской империи начала XX века