Магазины проката в СССР: как работала система временного пользования

0

В 1950-е годы СССР немного оправился от войны, и многие отрасли народного хозяйства начали стремительно развиваться. Среди них была и торговля. В городах и деревнях открывали новые магазины, расширяли ассортимент товаров, организовывали службы доставки на дом. Появлялись и совершенно новые, непривычные для граждан формы обслуживания, такие как магазины проката.

Bigpicture.ru Пункт проката в СССР

Магазины, где есть все

Современному человеку сочетание «магазин проката» режет слух. Мы привыкли к такой формулировке, как «пункт проката». Но в 50-х годах в официальной торговой терминологии фигурировал именно магазин. Правда, в повседневной жизни советские граждане называли эти точки все же пунктами. Это было логичнее и поэтому стало общепринятым определением. Позднее даже на вывесках начали писать «пункт проката».

Bigpicture.ru Пункт проката в СССР

Психологически сложно называть магазином место, где нужно платить деньги за вещи, взятые во временное пользование. Да и вообще, пункты проката мало походили на магазины, хотя бы своим более обширным ассортиментом. Он зависел от региона, от сезона и специфики местности. Выбор продукции в курортном городе отличался от того, что предлагали в небольшом рабочем поселке.

Bigpicture.ru Пункт проката в СССР

Но при этом были вещи, которые встречались почти в каждом прокате, независимо от локации и контингента. Повсеместным спросом пользовались детские коляски, велосипеды, мотоциклы, бытовая техника, музыкальные инструменты, спортивный и туристический инвентарь. В крупных городах работал даже прокат автомобилей! Все перечисленное сложно или даже невозможно было купить в обычном магазине, поэтому такие сервисы были очень популярными.

Как работал советский прокат

Система советского проката была устроена очень просто. Клиент приходил в магазин, выбирал нужный ему товар и определялся со сроком пользования. После этого в соответствии с прейскурантом он оплачивал стоимость услуги и забирал вещь. Но были также и некоторые нюансы, о которых стоило помнить.

Bigpicture.ru Пункт проката в СССР

В пунктах проката нужно было предъявить паспорт. Сотрудник проверял документ, особое внимание уделяя прописке. Если регистрация была постоянной, посетитель оплачивал только стоимость проката. В этом случае оплата производилась сразу. Но граждане с временной пропиской должны были оставить в магазине залоговую стоимость. Услугу же нужно было оплатить при возвращении вещи.

Bigpicture.ru Пункт проката в СССР.17.21

Просрочку или повреждение товара оплачивали по отдельным расценкам. Продление использования оформить было несложно. Просто сообщали об этом продавцу заранее, и оплачивали дополнительное время. Но если пункт не оповещали о задержке, то ее приходилось оплачивать по двойному тарифу.

Повреждение и износ вещей

Настоящей проблемой для магазинов проката становилось состояние вещей. Многие из них имели высокую степень износа и следы ремонта. Мало кто относился к прокатному товару бережно, ведь это чужая вещь, взятая на время. Работники проката устанавливали расценки за износ предметов, исходя из их изначальной стоимости, степени повреждения, стоимости ремонта и прибыли, получаемой от его сдачи.

Bigpicture.ru Пункт проката в СССР

За возникшие в процессе использования проблемы расплачивался клиент. Это было самое слабое место советской системы проката, приводящее к злоупотреблениям. Сотрудники магазинов при выдаче вещей потребителю часто маскировали повреждения. При возврате же вещи они «находили» неисправность и выставляли клиентам счет.

Bigpicture.ru Пункт проката в СССРааа

Часто бывало и наоборот. Клиент возвращал вещь в прокат частично или полностью неисправной, нередко пытаясь скрыть этот факт. Если поломку обнаруживали, человек должен был оплатить ремонт в соответствии с прейскурантом. Если же товар ремонту не подлежал, он вносил в кассу магазина его розничную стоимость со скидкой за износ.

Bigpicture.ru Пункт проката в СССР1 36 1024x576

Также поступали, если возвращали разукомплектованный товар, например, сервиз. Иногда комплектность можно было восстановить, и с пользователя брали лишь часть стоимости набора. Но если это было невозможно, то клиент оплачивал товар со скидкой на износ и забирал его себе.

Bigpicture.ru Пункт проката в СССР

Почему в СССР прокат пользовался спросом

В Союзе постоянно ощущался дефицит товаров. Их или не было в магазинах вообще, или для их покупки нужно было записываться в очередь и ждать месяцы или годы. В пунктах проката все это было. Советский человек жил скромно и тратить деньги на дачные кресла, которые нужны 2-3 месяца в году, было жалко. Молодожены получали возможность стать временными владельцами стиральной машины или телевизора, пока не обзаведутся собственными.

Bigpicture.ru Пункт проката в СССР

С детскими вещами, такими как коляски и велосипеды, было еще проще. Зачем покупать дорогую вещь, которая станет ненужной через 2-3 года? Некоторые пункты предлагали особую услугу. Клиент мог взять нужный ему товар на прокат, протестировать его и, если он подошел, просто купить в магазине проката.

Сервис в таких магазинах был организован неплохо. Часто прокаты организовывали доставку крупной бытовой техники или мебели на дом клиенту. Для этих целей у них были грузовые автомобили и грузчики. Правда, такую услугу приходилось оплачивать отдельно, тоже по прейскуранту.

Bigpicture.ru Пункт проката в СССР

В крупных магазинах проката в 50-60-х годах работали особые отделы, где можно было купить расходные материалы. Там продавались иголки к патефонам, пленка к фотоаппаратам и даже бензин и машинное масло для мотоциклов и мопедов. Но услуга эта не прижилась и с середины 60-х в пунктах оставили лишь услуги проката.

Смотрите также — Каким был уличный сервис в СССР

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Почему зимой мы «глупеем»? Как холод и короткий день влияют на мозг

Почему зимой мы «глупеем»? Как холод и короткий день влияют на мозг

Алекс Грей – визионер, художник, патологоанатом

Алекс Грей – визионер, художник, патологоанатом

Реальная история грабителя Джеффри Манчестера, который прятался на крыше игрушечного магазина

Реальная история грабителя Джеффри Манчестера, который прятался на крыше игрушечного магазина

Новые посты

Посторонним вход воспрещен — 10 мест, куда трудно попасть, но очень хочется

Посторонним вход воспрещен — 10 мест, куда трудно попасть, но очень хочется

22 малоизвестных фото знаменитостей, снятых до их взлета на вершину карьеры

22 малоизвестных фото знаменитостей, снятых до их взлета на вершину карьеры

Маркиза де Ментенон — неофициальная королева Франции, основательница первой школы для девочек

Маркиза де Ментенон — неофициальная королева Франции, основательница первой школы для девочек

Атлас женской красоты

Атлас женской красоты

Советская мода 1960-х, 1970-х и 1980-х годов в фотографиях ЛенТАСС

Советская мода 1960-х, 1970-х и 1980-х годов в фотографиях ЛенТАСС

«С вами хоть на край света!» — самые красивые попутчицы в поездах

«С вами хоть на край света!» — самые красивые попутчицы в поездах

Многоразовые пластиковые бутылки оказались опасными для человека

Многоразовые пластиковые бутылки оказались опасными для человека

Зачем сержанты армии США постоянно орут на новобранцев

Зачем сержанты армии США постоянно орут на новобранцев

22 случая, когда красивые предки стали поводом для хвастовства

22 случая, когда красивые предки стали поводом для хвастовства

25+ человек, которые умудрились сделать крутую вещь из эпоксидной смолы

25+ человек, которые умудрились сделать крутую вещь из эпоксидной смолы

22 фото невероятно уютных мест, от которых дух захватывает

22 фото невероятно уютных мест, от которых дух захватывает

Мрачная история Натана Кармана, убившего деда и мать, чтобы стать богатым

Мрачная история Натана Кармана, убившего деда и мать, чтобы стать богатым