Лечь на землю и слушать

0

Он фотографировал победы Джима Кларка и Джеки Стюарта, через видоискатель следил за борьбой Джеймса Ханта и Ники Лауды, был свидетелем схваток Айртона Сенны и Алена Проста и продолжает работать в дни побед Себастьяна Феттеля. Единственный в Формуле-1 фотограф с 50-летним стажем Райнер Шлегельмильх рассказал «Мотору» о начале карьеры, о дружбе с Берни Экклстоуном и о том, как изменились гонки Гран-при за полвека.

Смотрите также: Как команды Формулы-1 перевозят тонны оборудования с трассы на трассу

Фотография: Лечь на землю и слушать №1 - BigPicture.ru

Все получилось случайно. Я учился в фотошколе в Мюнхене и о карьере в Формуле-1 никогда не думал. Гонки меня практически не интересовали, а на свой первый Гран-при в начале шестидесятых я поехал с другом за компанию. «Райнер, ты же фотограф. Поехали на Нюрбрургринг, сделаешь снимки пилотов, а я потом попрошу их расписаться».

Райнер Шлегельмильх

Работает в Формуле-1 с 1962 года. Первый член клуба «500» для журналистов, аккредитованных на более чем 500 Гран-при (на данный момент посетил более 570 гонок). Основатель агентства Schlegelmilch Photography. Автор многочисленных книг, посвященных фотографии в Формуле-1 и автоспорту, а также истории автомобильных марок – в частности Aston Martin, Porsche, Mercedes-Benz. На протяжении более 20 лет является официальным фотографом компании Formula One Management (FOM), возглавляемой Берни Экклстоуном.

Мне понравилась атмосфера. К тому же я подумал, что смогу сделать курсовую работу о портретах пилотов. Но на вторую поездку я согласился не поэтому. Через пару недель тот же приятель предложил съездить в Спа. Это 500 километров от Мюнхена, а у него была двухлитровая Porsche Carrera. 130 лошадиных сил! Тогда все мечтали о такой машине. Я просто не имел права отказаться.

Мне было двадцать с небольшим, а в Формуле-1 тогда выступали сорокалетние мужики. Я был вдвое моложе, чем они. Теперь я втрое старше нынешних пилотов.

Формула-1 никогда не была для меня работой. Я с самого начала понимал, что если буду простым фотографом, то заработать будет сложно. Вариант был только один – реклама. Окончив фотошколу, я начал свой бизнес, и дела сразу пошли хорошо. Я стал зарабатывать неплохие деньги, совсем скоро у меня появилась собственная студия, а еще через два или три года – свой Porsche.

Фотография: Лечь на землю и слушать №2 - BigPicture.ru
1. 1971 год, Гран-при Германии. Фотограф Райнер Шлегельмильх на Нюрбургринге

Первые годы в Формуле-1 я был фрилансером. Больше был похож на фаната, любителя. Редакции не аккредитовывали меня на гонки. Я просто приезжал на трассу, показывал то, что делал годом ранее – например, публикации в Auto Motor und Sport – и мне давали пропуск на трассу.

У меня не было нужды продавать свои фотографии. Да я и не хотел снимать репортажи. Я любил делать фотографии для постеров, для календарей. Качество снимка для меня всегда стояло на первом месте. Машины должны были быть в фокусе, четкими – даже на очень больших форматах.

Я любил делать портреты пилотов. Мне всегда нравилось выражение глаз гонщиков.

Фотография: Лечь на землю и слушать №3 - BigPicture.ru
2. 1973 год, Гран-при Франции. Франсуа Север за три месяца до смертельной аварии в Уоткинс-Глен. Француз считался одним из самых талантливых молодых пилотов Формулы-1

Меня долго не принимали в ассоциации спортивных журналистов, потому что там знали, что я зарабатываю не гонками, а рекламной фотографией. Само собой: если у тебя есть Porsche, значит ты просто не можешь работать фотографом в Формуле-1. Они выдвигали условия: хотя бы 50 процентов денег зарабатывать спортом. До поры до времени мне было не слишком интересно состоять в таких ассоциациях, а потом я стал членом Международной ассоциации гоночной прессы, в числе основателей которой был сам.

Конечно, в те времена все было по-другому: мы снимали на пленку (в Формуле-1 на гонку уходило примерно десять пленок, на «24 часах Ле-Мана» – пятнадцать), потом шли в комнату для проявления, составляли портфолио из лучших кадров, отправляли их в журналы. Конечно, мне хотелось, чтобы мои работы появлялись в журналах. Но я не гнался за количеством. Если публиковали хотя бы три моих снимка, я был доволен.

Фотография: Лечь на землю и слушать №4 - BigPicture.ru
3. 1970 год, Гран-при Испании. Джеки Стюарт проезжает место аварии с участием Джеки Оливера из BRM и Жаки Икса из Ferrari. Никто из пилотов в результате столкновения не пострадал

Сейчас свои старые фотографии я продаю за очень большие деньги. Например, снимки с огнем большого формата покупают за десятки тысяч евро.

Когда я вижу, как работают парни в агентствах, я понимаю, что мне повезло. Я до сих пор работаю так, как хочу. Делаю только то, что мне нравится. Я не должен отправлять фотографии каждый вечер: в пятницу, субботу, воскресенье. Мне никогда не надо продавать свои фотографии. Я просто делаю то, что нравится мне. Если это нравится кому-то еще – прекрасно. Но для меня это не работа. Это искусство.

Фотография: Лечь на землю и слушать №5 - BigPicture.ru
4. 1974 год, Гран-при Швеции. Парад пилотов перед стартом гонки напоминает те, что проходят и сейчас. С тех пор изменились только сами пилоты. Во всех смыслах

Сама Формула-1 была другой. Гонщики попадали в нее, когда им было уже 27-28, и выступали до сорока с лишним. Некоторые начинали механиками, потом разбогатели. Это были настоящие личности.

Общаться с ними было чуть проще, но я бы не сказал, что тогда я с кем-то из пилотов был особенно близок. Я немец, а гонщиков из Германии тогда в Формуле-1 не было. Тем не менее, сейчас у меня отличные отношения с Жаки Иксом – мы ведь знаем друг друга 40 лет.

Фотография: Лечь на землю и слушать №6 - BigPicture.ru
5. 2003 год, Гран-при Австрии. Райнер Шлегельмильх и его старый знакомый Жаки Икс

С Джеки Стюартом мы подолгу разговариваем в паддоке, а пару лет назад он пригласил меня к себе домой на ланч. Сейчас те пилоты, которых я будучи молодым боготворил, говорят со мной на равных: «Привет, Райнер, куда сегодня пойдешь снимать?»

В 60-х считалось особенно круто сделать фотографию машины, у которой все четыре колеса оторваны от асфальта. Но техника была не такой, как сейчас. Нельзя было просто зажать кнопку, а потом посмотреть, какой из кадров вышел более удачным. Тогда у тебя был всего один момент – и его надо было поймать. Это были действительно редкие кадры.

Фотография: Лечь на землю и слушать №7 - BigPicture.ru
6. 1966 год, Гран-при Германии. Прыжок Джеки Стюарта на одном из трамплинов «Зеленого ада» Нюрбургринга. Справа можно заметить сдвинутый на обочину автомобиль одного из участников туринговой гонки

У меня в студии работал ассистент, и как-то раз он напросился приехать со мной на гонку. Я согласился. Подумал, что вместе мы сможем сделать больше снимков машин в воздухе. Дал ему камеру, мы пришли на точку во время тренировок, я все ему показал, он поработал… Когда мы проявили его пленку, в кадре не было ни одной машины. Только деревья и небо.

Я не знаю, каким образом это получалось у меня – я об этом никогда не задумывался, но в каждый второй кадр машина попадала целиком.

Надо было просто прийти на точку, лечь на землю и слушать.

Я спускал затвор, еще не видя машины. Просто знал, что спустя мгновение она будет там, где мне нужно.

Фотография: Лечь на землю и слушать №8 - BigPicture.ru
7. 1962 год, Гран-при Бельгии. Вторая гонка Шлегельмильха в Формуле-1. В кадре – горящая Ferrari 156 бельгийского пилота Вилли Мэресса

Уровень безопасности сейчас и тогда нет даже смысла сравнивать. Это как оценивать разницу между Spitfire и F-4 Phantom II. Оба самолеты, но больше между ними нет ничего общего.

Когда я начинал, в Спа даже не было металлических барьеров. Их не было даже на Нюрбургринге.

Мы лежали на земле, подобравшись к самому краю трассы. Когда чувствовали, что машина едет слишком близко, просто приподнимались и все.

Фотография: Лечь на землю и слушать №9 - BigPicture.ru
8. 1968 год, Гран-при Монако. Фотографы заняли позиции для съемки на подъеме к казино. Теперь в дни Гран-при здесь установлены барьеры с тремя рельсами безопасности и заградительной сеткой. Съемка разрешена только с определенных позиций

Моя самая любимая гонка – это по-прежнему Гран-при Монако. С тех пор, как я впервые здесь побывал в 1963 году, я не пропустил ни одной гонки. Даже сейчас, когда вокруг одна металлическая сетка, здесь получаются самые лучшие кадры.

Я тоже сторонник того, чтобы гонки становились безопасными. Но порой это доходит до идиотизма. Скажем, поворот Rascasse. Он уже три года как закрыт для фотографов. Я разговаривал с делегатом FIA Чарли Уайтингом по этому поводу несколько раз: «Чарли, там же никогда ничего не случалось». Нам всегда хватало места: и пожарным, и маршалам, и фотографам. Но нет. Теперь нас туда не пускают. Ничего не помогает.

Когда заградительные сетки только стали появляться, мы привозили с собой на трассы кусачки и вырезали себе окна для съемок. Нас ловили, лишали аккредитации…

Фотография: Лечь на землю и слушать №10 - BigPicture.ru
9. 2001 год, Гран-при Монако. Jaguar Эдди Ирвайна спускается на набережную

Не поймите меня неправильно. Я прекрасно помню те времена, когда любая авария могла привести к гибели пилота или зрителей. Но в Rascasse пилоты едут на скорости 50 километров в час. В то же время в последнем повороте, где машины пролетают в сантиметрах от барьера, за ним буквально друг на друге всегда стоят три-четыре фотографа. Лично я запретил бы снимать там, но не в Rascasse.

Иногда к нам – фотографам – подходят даже в Абу-Даби, где с любой позиции до трассы очень далеко, и просят отойти еще на несколько метров. Причем просят люди, которые работают в Формуле-1 первый день. Этого я не понимаю.

Фотография: Лечь на землю и слушать №11 - BigPicture.ru
10. 1970 год, Гран-при Австрии. Глава команды Lotus Колин Чэпмен и лидер чемпионата Йохен Риндт на пит-лейн. Рядом – жена гонщика Нина. Через три недели Риндт погибнет в результате аварии в Монце

Самое страшное, что я видел через видоискатель – это авария Мартина Доннелли в Хересе в 1990 году. Он врезался в барьер в пяти метрах от того места, где стоял я, его выбросило из машины, и он остался лежать на асфальте. Я поменял объектив и сделал пару снимков… У меня не было шансов помочь.

Я не идиот, который ради драматичного кадра готов на все. Если бы у меня была возможность, я бы помчался на помощь. Я потерял так немало кадров – пытаясь помочь. Но в этот раз работники трассы и медики подоспели практически сразу.

Фотография: Лечь на землю и слушать №12 - BigPicture.ru
11. 1990 год, Гран-при Испании. Авария Мартина Доннелли в Хересе. Пилота выбросило из машины. Ремни безопасности утащили вместе с гонщиком и сиденье. Ирландец получил множественные травмы и не смог продолжить карьеру в Формуле-1

В начале 90-х, когда FIA взяла на себя работу с прессой, меня выбросили. Они отказались давать мне пропуск: «Ты не проходишь по нашим критериям, – сказали мне. – У тебя должно быть столько-то и столько-то опубликованных фотографий таким-то тиражом». «Но я делаю книги, календари!» «Это не считается». Мне удавалось аккредитовываться от журналов, но все время с трудом. Тогда мне помог Берни Экклстоун.

Мы знакомы еще с тех пор, как он руководил Brabham, и когда у меня начались проблемы с аккредитацией, ему об этом рассказала помощница, Катя Хайм: «Мы должны помочь Райнеру, он так давно работает в Формуле-1». Берни сказал: «Конечно. Он будет моим фотографом». Так я получил аккредитацию непосредственно от FOM.

Фотография: Лечь на землю и слушать №13 - BigPicture.ru
12. 1981 год, Гран-при Австрии. Глава Brabham Берни Экклстоун беседует с инженерами и пилотом Нельсоном Пике

С тех пор стало намного легче. Я даже могу подойти к маршалу и сказать что-нибудь вроде: «Так, я работаю на Берни. Мне надо забраться сюда». Это помогает, но я стараюсь не использовать эту фразу слишком часто.

Он всегда был очень добр ко мне. Когда я о чем-нибудь прошу: «Мистер Экклстоун…» «Для тебя, Райнер, я всегда Берни».

Он всегда мне помогал, был для меня как крестный отец. И не только для меня. Для многих в паддоке тоже.

Фотография: Лечь на землю и слушать №14 - BigPicture.ru
13. 2012 год, Гран-при Сингапура. Райнер Шлегельмильх презентует книгу «50 лет в Формуле-1 в фотографиях». Немец вспоминает: «Все говорили, что сделают что-то подобное, но никто так и не сделал. Когда я выпустил книгу, Берни как раз готовил свой проект: книга с карбоновой обложкой. Она так и не появилась»
Фотография: Лечь на землю и слушать №15 - BigPicture.ru
14. Посмотреть несколько фотографий из книги Шлегельмильха можно на сайте агентства GettyImages

Когда в 2012 году мы отпечатали первые экземпляры моей книги «50 лет в Формуле-1 в фотографиях», я приехал в Монцу и положил книгу перед Экклстоуном: «Это мой свадебный подарок, Берни, тебе и Фабиане». Он открыл книгу, начал листать.

Листал молча, около десяти минут, пока не сказал: «Мне нужно сто таких». Я ответил: «Окей, только никаких скидок».

Я был одним из последних, кто перешел на цифровую технику. В самом начале сравнить пленку и цифру было невозможно, а мои заказчики требовали качество. Мы сканировали фотографии и таким образом переводили их в цифровой формат.

Фотография: Лечь на землю и слушать №16 - BigPicture.ru
15. 2007 год, Гран-при Испании. Пит-стоп Фелипе Массы

В 2004 году я приехал на тесты в Валенсию с цифровой и пленочной камерами. Снимал весь день с одних и тех же позиций, чтобы сравнить. Потом мы напечатали фотографии с обеих, и мне стало очевидно, что цифра уже не уступает пленке. Я сразу купил цифровую аппаратуру. Чек был на очень внушительную сумму.

Мне нравится цифра. Я не понимаю тех, кто до сих пор жалуется, скучает по пленке. Это же удобнее. Не надо тащиться с кучей пленок в лабораторию. Вместо этого можно гораздо приятнее провести время вечером. Пойти поесть, выпить.

Фотография: Лечь на землю и слушать №17 - BigPicture.ru
16. 1987 год, Гран-при Австрии. Одна из самых известных работ Шлегельмильха. Пилот McLaren Стефан Йоханссон преследует Brabham Андреа де Чезариса в Цельтвеге

Мне нравятся современные трассы. Абу-Даби – отличное место. Там получаются очень красивые снимки, мне нравится закат. Потрясающий свет. Мне нравится современная Формула-1.

Когда ты начинаешь скучать про «старым добрым временам», это значит, что ты просто стар.

Да, многое изменилось. Современные пилоты другие. Они начинают заниматься картингом с пяти-шести лет, потом постепенно пересаживаются во все более быстрые машины. Еще учась в школе они понимают, чем хотят заниматься в своей жизни. Но и они – личности. Тот же Феттель. Он очень рассудительный человек.

Фотография: Лечь на землю и слушать №18 - BigPicture.ru
17. 2011 год, Гран-при Малайзии. Самый молодой в истории Ф-1 чемпион мира Себастьян Феттель

Один друг попросил меня недавно написать текст про пилота, которого я считаю величайшим в истории Формулы-1. Сначала я думал, что будут писать про Джеки Стюарта. Но теперь передумал. Я напишу про Феттеля. Потому что я вижу в нем много качеств, которые видел по отдельности у других великих пилотов. Он так же молод, горяч и феноменально быстр как Джимми Кларк. Он такой же жизнерадостный человек как Джеки Стюарт, у них очень похожее чувство юмора.

В то же время Себастьен может быть сосредоточен и расчетлив как Ники Лауда. И, конечно, концентрация. То, как он работает перед стартом, как настраивается…

Такое я видел только у Сенны. Когда я фотографировал Айртона на стартовой решетке, я мог на протяжении получаса в двух метрах от него щелкать затвором, менять объективы, делать все что угодно – я уверен, что в эти моменты он вообще не осознавал, что я рядом.

Фотография: Лечь на землю и слушать №19 - BigPicture.ru
18. 1991 год, Гран-при США, Финикс. Айртон Сенна

Глаза – это, наверное, единственное, что в Формуле-1 не изменилось. Глаза гонщика всегда острые. Я теперь очень много времени провожу в боксах, потому что мне нравится как выглядят пилоты в шлемах: глаза, брови, балаклава… В этом отношении ничего не изменилось. Я даже больше скажу. Мой любимый пилот за последние сорок лет – Фелипе Масса. У него очень выразительный взгляд.

Честно говоря, я думал, что закончу после своего 50 сезона в Формуле-1. Но пока продолжаю ездить на гонки, пусть и посещаю с каждым годом все меньше этапов. Сначала десять, потом – восемь и так далее. Мне 72 года. Я не хочу выглядеть как запыхавшийся старик с кучей аппаратуры.

Фотография: Лечь на землю и слушать №20 - BigPicture.ru
19. 2011 год, Гран-при Италии. Райнер Шлегельмильх и Берни Экклстоун во время вечеринки в честь фотографа

Люди говорят мне, что я еще в отличной форме. Я знаю. Но я не хочу тратить эту форму на Формулу-1. Лучше покатаюсь на горных лыжах. В прошлом году я осуществил свою мечту: уехал на четыре месяца в горы и каждый день катался. Раньше зимний отпуск никогда не длился дольше двух недель.

Смотрите также: Как команды Формулы-1 перевозят тонны оборудования с трассы на трассу

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Новые посты

22 отеля, которым стоит пересмотреть свои дизайнерские решения

22 отеля, которым стоит пересмотреть свои дизайнерские решения

Как суповая миска помогла спасти миллионы жизней

Как суповая миска помогла спасти миллионы жизней

Проклятые миллионы Тэда Биньона: найдут ли когда-нибудь клад, спрятанный игорным магнатом?

Проклятые миллионы Тэда Биньона: найдут ли когда-нибудь клад, спрятанный игорным магнатом?

Уроки уличной фотографии от профессионала

Уроки уличной фотографии от профессионала

Как появилось культовое «Советское шампанское»

Как появилось культовое «Советское шампанское»

10 простых советов, как нескучно сфотографировать обычную шишку

10 простых советов, как нескучно сфотографировать обычную шишку

20 самых сексуальных звездных ягодиц

20 самых сексуальных звездных ягодиц

Почему вредно работать за ноутбуком лежа

Почему вредно работать за ноутбуком лежа

Большой рост — большие трудности: как страдает один из самых высоких людей в мире

Большой рост — большие трудности: как страдает один из самых высоких людей в мире

Дружба с бывшими может быть признаком психического расстройства

Дружба с бывшими может быть признаком психического расстройства

Художник Артуш Восканян и его удивительные иллюзии

Художник Артуш Восканян и его удивительные иллюзии

Удивительные коллекции самых простых вещей

Удивительные коллекции самых простых вещей