Отсылки или копирование? 13 сцен, перекочевавших из одного фильма в другой
В мире кино нередко встречаются случаи, когда режиссеры вдохновляются работами своих коллег, создавая сцены, перекликающиеся с уже существующими. Иногда это дань уважения, а порой — осознанное заимствование. Рассмотрим 13 примеров таких сцен, а в конце узнаем, кто из режиссеров включил в свой фильм кадры, снятые другим постановщиком.
Драйв (2011) — Фото за час (2002)
Режиссер Николас Виндинг Рефн наполнил «Драйв» отсылками к классическим фильмам 1970–1980-х годов. Одна из сцен, где главный герой идет между полок в магазине, почти идентична кадру из фильма «Фото за час» с Робином Уильямсом.
Сияние (1980) — Вoзница (1921)
В «Сиянии» Джек Торранс разрубает дверь топором, что напоминает сцену из шведского фильма «Возница» Виктора Шестрема. Интересно, что в оригинальном романе Стивена Кинга Джек использовал молоток, но Стэнли Кубрик решил изменить этот момент.
Неприкасаемые (1987) — Броненосец «Потемкин» (1925)
В фильме «Неприкасаемые» есть сцена, где детская коляска катится вниз по лестнице во время перестрелки. Этот момент отсылает к знаменитой сцене из «Броненосца „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна, где коляска падает по ступеням в разгар хаоса.
Королевство полной луны (2012) — Цельнометаллическая оболочка (1987)
Уэс Андерсон в «Королевстве полной луны» повторяет сцену, где командир идет между рядами новобранцев, аналогичную той, что есть в «Цельнометаллической оболочке» Стэнли Кубрика. Вот только у Андерсона этот момент выглядит менее агрессивно.
Отель «Гранд Будапешт» (2014) — Ад (1964)
В «Отеле „Гранд Будапешт“» Уэс Андерсон использует эффект, где лицо героя покрыто блестками и переливается под светом, что напоминает сцену из незаконченного фильма «Ад» Анри-Жоржа Клузо. Однако Андерсон добавляет свой стиль, используя эффект боке и цветовые переходы.
Властелин колец: Две крепости (2002) — Волшебник страны Оз (1939)
Сцена, где Фродо и Сэм наблюдают за марширующими орками у Черных Врат Мордора, перекликается с моментом из «Волшебника страны Оз». Там Трусливый Лев, Железный Дровосек и Страшила также сидели за камнями, следя за армией перед воротами замка Злой Ведьмы Запада.
Милая Фрэнсис (2012) — Девственницы-самоубийцы (1999)
В фильме «Милая Фрэнсис» есть сцена, напоминающая кадры из «Девственниц-самоубийц» Софии Копполы, где героиня стоит на мосту. Хотя цветовая гамма и сюжет различаются, композиция кадра схожа.
Дом из песка и тумана (2003) — Реквием по мечте (2000) — Темный город (1998)
В трех фильмах с участием Дженнифер Коннелли есть сцены, где ее героиня стоит на пирсе, глядя на воду. Эти моменты присутствуют в «Темном городе», «Реквиеме по мечте» и «Доме из песка и тумана».
Инопланетянин (1982) — Чудо в Милане (1951)
Знаменитая сцена полета на велосипеде в «Инопланетянине» Стивена Спилберга отсылает к фильму «Чудо в Милане» Витторио Де Сики, где герои летают на метле. Спилберг адаптировал эту идею, сделав ее более современной.
Назад в будущее (1985) — Наконец в безопасности! (1923)
Ключевой момент фильма «Назад в будущее», где Док Браун висит на стрелках часов, пытаясь соединить кабель, напоминает сцену из немого фильма «Наконец в безопасности!», где герой Гарольда Ллойда свисает с часовой стрелки. Кстати, в начале «Назад в будущее» среди множества часов можно заметить фигурку Ллойда в этой позе.
Криминальное чтиво (1994) — 8 с половиной (1963)
Сказать, что Квентин Тарантино любит заимствовать идеи из других фильмов, — это значит преуменьшить его любовь к кинематографу. Танец Мии и Винсента в «Криминальном чтиве» напоминает сцену из фильма «8½» Федерико Феллини, где герои также исполняют танец в похожей манере. Там его исполнили Барбара Стил и Марио Пизу.
Убить Билла (2003) — Самурайская история (1998)
Сцена сражения на фоне подсвеченной стены в «Убить Билла» повторяет аналогичный момент из «Самурайской истории» Хироюки Накано, хотя цветовая гамма изменена с красной на синюю.
Теорема Зеро (2013) — Близость (2004)
В фильме «Близость» героиня Натали Портман появляется в сцене стрип-клуба с розовыми волосами, что стало одним из самых узнаваемых образов картины. Терри Гиллиам заимствовал эту идею в «Теореме Зеро», где героиня в похожем розовом парике танцует перед главным персонажем. Это пример визуального заимствования, которое гармонично вписалось в другой сюжет.
Бонус: Бегущий по лезвию (1982) — Сияние (1980)
Когда Ридли Скотт работал над финальной версией «Бегущего по лезвию», студия настояла на изменении концовки, чтобы сделать ее менее мрачной. Не имея возможности снимать дополнительные сцены, Скотт обратился к Стэнли Кубрику, который предоставил ему неизрасходованные кадры с пейзажами из фильма «Сияние». Эти сцены были использованы для создания более светлого финала, что стало необычным случаем прямого использования чужих материалов.
Может ли заимствование в кино считаться творческой интерпретацией или это все же плагиат? Напишите в комментариях, как вы относитесь к подобным примерам!
Смотрите также:
Этот список вас удивит! 22 киноляпа, которые не все заметили,
20 любопытных деталей фильмов, которые заметят только самые внимательные,
Воровство или творческое переосмысление? Плагиат в советском кино и музыке
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!