Когда нужна диагностика автомобиля
Машины, выпускаемые в течение двух последних десятилетий, имеют сложнейшее внутреннее устройство. Это обусловлено стремительным развитием электронных систем управления разными процессами, начиная с процедуры зажигания двигателя, заканчивая беспилотным управлением. Поэтому вероятность выхода из строя одного или нескольких компонентов этой многосоставной конструкции становится ожидаемой.
Если в первые пять лет после покупки автомобиль может отлично себя проявлять, то по окончании этого срока риск выхода из строя растёт год за годом. Чтобы предотвратить появление проблем, необходимо регулярно определять техническое состояние машины. Комплексная диагностика помогает сделать это без разборки с помощью визуальной оценки, тестирования двигательной и ходовой систем, а также компьютерной диагностики электрооборудования и транспортного средства целиком.
Когда автомобилю необходима диагностика?
Необходимость проверки состояния авто может быть обусловлена тремя причинами:
- покупкой машины;
- плановым техническим осмотром;
- внезапным изменением обычного поведения автомобиля в рядовых дорожных ситуациях или после ДТП.
Перед приобретением автомобиля, особенно с рук, лучше не пренебрегать процедурой диагностики, чтобы не попасть в неприятную ситуацию покупки «кота в мешке». Даже если продавец кажется добросовестным, не стоит доверять одним его словам, необходимо удостовериться в заявленном техническом состоянии машины. Кроме этого поводом для осмотра становится и продажа машины, поскольку это поможет точнее определить стоимость, а также доказательно подтвердить свои слова о состоянии авто.
Плановый технический осмотр проводят не реже одного раза в год, чтобы предупредить потенциальные или устранить уже найденные повреждения. Лучшее время для исследования – межсезонье, то есть весна или осень.
В экстренной диагностике нуждается транспорт после попадания в аварию или проявления признаков повреждений какой-то системы. Например, во время вождения слышны посторонние звуки, нехарактерные для обычного состояния автомобиля (стук, лязги, шумы, гул), поведение машины на дороге становится непредсказуемым (крен на поворотах, неустойчивость на высокой скорости), появление на панели управления значков, свидетельствующих о конкретной проблеме, увеличение расхода топлива, потеря мощности и т. д.
Как проводят диагностику?
Вначале специалисты СТО проводят субъективный осмотр автомобиля. Внимание акцентируют на подкапотном пространстве, каждая деталь в котором должна быть на своём месте и исправно подключена. Также проверяют состояние уплотнений, отсутствие течи автомобильных жидкостей, целостность кузова, состояние свечей и фильтров. Визуальную исправность этих и других систем устанавливают с помощью прослушивания, простукивания, осязания и обоняния.
Помочь специалистам диагностировать проблему может сам автовладелец, рассказав об изменениях в поведении автомобиля. Например, если двигатель после пятилетней эксплуатации внезапно стал медленнее брать разгон, расходовать больший объём топлива и масла, хуже заводиться, проблему будут искать в каталитическом нейтрализаторе.
Эту деталь устанавливают в автомобиль ещё на производстве для снижения уровня токсичности выхлопа. Работа катализатора основана на нейтрализации вредных для природы веществ – угарного газа, углеводорода и оксиды азота, содержащихся в составе выхлопных газов. Происходит это за счёт специального покрытия фильтра, состоящего из большого числа ячеек.
Выход из строя катализатора может проявляться проблемами, описанными ранее. Это связано с тем, что фильтр засоряется на стотысячном километре автопробега, а иногда и раньше из-за низкого качества топлива или повреждения детали в результате ДТП.
Если причина проблем действительно в нём, необходимо срочно менять деталь на исправную. Из-за высокой стоимости оригинального каталитического нейтрализатора, водители часто проводят удаление катализатора и устанавливают пламегаситель на его место.
Для более точной оценки технического состояния машины после субъективного осмотра мастера проводят компьютерную диагностику – анализ исправности основных узлов и элементов устройства автомобиля с помощью подсоединению сканера к электронному блоку управления (ЭБУ). Сканер автоматически обнаруживает ошибки, считывая и обрабатывая их коды.
Что используют для компьютерной диагностики?
Для проведения компьютерного изучения должен присутствовать разъём OBD-II, который обязателен к установке с 2004 года. Такой разъём встречается и в машинах более раннего года выпуска, особенно американских.
Так для самого простого варианта компьютерной диагностики специалисту достаточно иметь в своём распоряжении ноутбук с установленным профессиональным приложением и переходник с USB на OBD-II.
На этом этапе у автовладельца может возникнуть резонный вопрос: что мешает провести компьютерную диагностику самостоятельно, скачав бесплатную программу на личный ноутбук? Однако следует учитывать, что полной картины технического состояния авто такая программа не предоставит, она поможет поверхностно определить ошибки и сбросить их. Профессиональные мультибрендовые (определяющие ошибки, свойственные всем автомобилям) и узконаправленные дилерские сканеры (используются для выявления неисправностей, свойственных конкретной модели авто) дают наиболее полную информацию, а уровень стоимости этого оборудования начинается от 50 000 рублей.
Кроме этого, профессиональные работники СТО используют и другие приборы для комплексной диагностики автомобиля:
- газоанализатор – производит оценку состояния выхлопа;
- осциллограф – определяет неисправность газораспределительного механизма;
- мультиметр – производит оценку исправности электромоторов.
Что собой представляет процедура компьютерной диагностики?
Время проведения процедуры диагностики зависит от объёма тестирования: экстренная диагностика часто проводится не в полном объёме, а исследует только те системы, в которых может быть неисправность. Специалист должен определить, какие системы в данном случае стоит проверить в первую очередь, опираясь на жалобы клиента и показания датчиков бортового компьютера. Так анализ ABS (антиблокировочной системы) может занимать 10–15 минут.
Комплексная диагностика занимает по времени не менее 30 минут, при этом автомобиль любого бренда и модели проходит одни и те же этапы проведения процедуры:
- Общий анализ электрооборудования (электрических соединений, аккумулятора и генератора) без активации основных механизмов.
- Динамическая диагностика автомобиля, зафиксированного на специализированном стенде, оснащённом датчиками. Они передают информацию о работе систем и механизмов на компьютер для дальнейшего чтения и анализа.
- Сброс собранных бортовой системой информации и активация управляющего устройства для дальнейшего сбора данных. Профессиональные компьютерные программы расшифровывают коды ошибок, зафиксированные в ходе осмотра, и специалисты получают конечную полную информацию о неисправности систем автомобиля.
Зная этапы и нюансы диагностики машины, автовладельцы убедятся в компетентности работников СТО и правильности их действий. После знакомства с результатами изучения рекомендуется немедленно заняться ремонтом автомобиля, чтобы не допустить выхода из строя большего количества систем. Сделать это лучше на том же СТО, где проводилась компьютерная диагностика, поскольку мастер уже наполовину сделал работу, а именно понял суть проблемы и, скорее всего, быстрее найдёт её решение.
Если комплексная диагностика проводилась перед продажей, нужно оценить стоимость ремонта и сопоставить её с той суммой, которую можно запросить сверх установленной за исправность всех систем автомобиля. Если ремонт обойдётся недорого, лучше отремонтировать автомобиль перед продажей с заботой о будущем автовладельце, который сможет убедиться в правдивости информации о хорошем техническом состоянии транспорта.
Когда продажа автомобиля не терпит отлагательств, желательно предупредить покупателя об имеющихся ошибках, выявленных в ходе компьютерной диагностики, представив отчёт. Рано или поздно проблемы всё равно будут обнаружены, поэтому скрывать их нет смысла.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!