Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано?

0

Рассказывает Артем Ачкасов ака artemspec: «Пекинская (Бейджинская) перегородчатая эмаль, или «Цзинтай Лань» — одно из традиционных достояний китайской культуры. Выполненные в этой технике изделия всегда были признаком богатства и высокого социального статуса, и служили китайским императорам в качестве дворцовой и храмовой утвари, предметов обихода. Сегодня мы побываем на фабрике перегородчатой эмали, расположенной в пригороде Пекина, и посмотрим, как создаются эти уникальные изделия.»

Смотрите также — Знаменитое хевронское стекло и керамика как это делается

Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №1 - BigPicture.ru

Источник: Жжурнал/artemspec

Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №2 - BigPicture.ru
      

1. Искусство перегородчатой эмали зародилось еще в Древнем Египте, позже распространившись в Византии и на Ближнем востоке. В в период правления в Китае монгольской династии Юань (1271-1368) техника перегородчатой эмали попала из Турции в Китай, где получила значительное развитие и была доведена до совершенства в последующие периоды правления династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911).

Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №3 - BigPicture.ru
2. Название Цзинтай Лань, что переводится как Лазурь Цзинтай, обусловлено тем, что именно в период правления Цзинтай (1450-1456) в пекинских мастерских наладили наиболее массовое производство изделий из перегородчатой эмали. Основным цветом был синий, он же лазурит.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №4 - BigPicture.ru
3. На протяжении сотен лет, наибольшее развитие получила именно Пекинская техника эмали, что неудивительно - ведь расположенный в Пекине императорский Запретный Город был основным местом применения для данных изделий. Из-за высокой стоимости и особого статуса, позволить себе изделия из перегородчатой эмали могли только самые богатые и приближенные к императору люди, вдобавок, жившие в императорском дворце. В двадцатом веке, с годами развития технологии и увеличением спроса, значительно увеличилось и количество специалистов по эмали, открылись новые производства. Некогда недоступные большинству изделия из перегородчатой эмали сейчас по-прежнему очень дороги, но все же гораздо доступнее, чем в императорские времена.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №5 - BigPicture.ru
4. Высокая стоимость эмалированных изделий обусловлена практически полным отсутствием механизированных операций - каждое изделие изготавливается вручную и является уникальным. Первым делом, из тонких листов меди или латуни (в самых дорогих изделиях, вместо меди используется серебро или золото)  выковывается заготовка.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №6 - BigPicture.ru
5. Прижимая лист к чугунной болванке, легкими ударами молоточка мастер придает изделию первоначальную форму. После чего изделие проходит начальную шлифовку, чтобы убрать все заусенцы и неровности.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №7 - BigPicture.ru
6. После этого на заготовку наносится сложный рисунок, согласно заранее созданному тканевому шаблону.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №8 - BigPicture.ru
7. Затем приходит время нанесения границ рисунка, тех самых перегородок (отсюда и пошло название - перегородчатая эмаль). Перегородки изготавливаются из тонкой медной или латунной ленты шириной от 1 до 3 мм. Мастер нарезает проволоку на кусочки, после чего изгибает ее по форме элементов рисунка.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №9 - BigPicture.ru
8. Каждая перегородка бережно прикрепляется к изделию при помощи специального клея.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №10 - BigPicture.ru
9. На каждой вазе таких перегородок - сотни.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №11 - BigPicture.ru
10. Учитывая сложность рисунка, трудно представить себе трудоемкость и кропотливость данного процесса.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №12 - BigPicture.ru
11. Когда основа рисунка создана, изделие посыпается припоем из тщательно размельченных, в идеале, серебряных опилок.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №13 - BigPicture.ru
12. После этого изделие направляется в печь. В процессе обжига клей выгорает, а припой равномерно распределяется по поверхности, надежно фиксируя перегородки. После этого приходит время раскраски. Эта операция также выполняется вручную.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №14 - BigPicture.ru
13. Ячейки между перегородками при помощи специальных пипеток заполняются эмалями из порошкообразного стекла, смешанного с различными минералами.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №15 - BigPicture.ru
14. Для получения смешанных цветов, ячейки требуется заполнять по 3-4 раза. В зависимости от сложности рисунка и насыщенности цветовой гаммы, процесс раскраски может занимать до 6-8 часов.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №16 - BigPicture.ru
15. По завершению заполнения пространства между перегородками, изделия подвергаются повторному обжигу в угольной печи в течение 10 минут при температуре 600-700 градусов Цельсия. Поскольку эмаль усыхает при запекании, повторять нанесение и обжиг приходится несколько раз.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №17 - BigPicture.ru
16. Мастер инспектирует получившиеся после обжига изделия. Почти готово!
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №18 - BigPicture.ru
17. После обжига изделие направляется на полировку - чтобы убрать все неровности.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №19 - BigPicture.ru
18. Первый этап полировки осуществляется при помощи карборунда (карбида кремния) с водой, второй - угольной пылью, смешанной с маслом. Свободные от эмали грани иногда покрываются драгоценным металлом - серебром или золотом.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №20 - BigPicture.ru
19. После нанесения следует финальная полировка, и готовое изделие направляется напрямую в расположенный тут же магазин.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №21 - BigPicture.ru
20. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №22 - BigPicture.ru
21. Для изделий, выполненных в технике Цзинтай Лань, наиболее характерен природный орнамент с изображениями зверей и птиц.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №23 - BigPicture.ru
22. Как говорил Цзао Шао, знаток искусства времен Минской династии, Только женщины могут позволить себе пользоваться этими шедеврами в хозяйстве, истинный же благородный муж видит в них лишь объект восхищения.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №24 - BigPicture.ru
23. Инкрустированный драгоценными камнями чудо-ларец
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №25 - BigPicture.ru
24. Крупнее
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №26 - BigPicture.ru
25. Обилие ручного труда, трудоемкость и длительность процесса обуславливает крайне высокую по китайским меркам цену. Самая маленькая вазочка стоит не дешевле 780 юаней - на наши деньги это около 3800 рублей. Эти, 20-и сантиметровой высоты, подороже - 898 юаней или 4340 рублей.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №27 - BigPicture.ru
26. Китайская перегородчатая эмаль сегодня - не только дань традиции, и важная статья китайского экспорта. Туристы покупают эмаль очень охотно, поэтому дела в магазине при фабрике идут очень хорошо.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №28 - BigPicture.ru
27. На это как бы намекает и склад заготовленной упаковки.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №29 - BigPicture.ru
28. Конечно, такие дорогие вазы покупают не каждый день - зато туристы охотно фотографируют красоту, после чего выбирают себе что-нибудь попроще. Никто не уходит без покупок!
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №30 - BigPicture.ru
29. Один из самых недорогих вариантов изделий с перегородчатой эмалью - крошечная шкатулка.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №31 - BigPicture.ru
30. Турист из Индии придирчиво выбирает сувенир.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №32 - BigPicture.ru
31. Торговаться в этом магазине нельзя - а вот потратить кучу денег можно очень легко.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №33 - BigPicture.ru
32. Сикока-сикока? Наш китайский сопровождающий и корреспондент Радио-Маяк Алексей Чесноков с изумлением изучают ценник. Эта огромная ваза высотой более 2 метров обойдется покупателю в 2 360 000 юаней, т.е. примерно 11.5 миллионов рублей. Зато не хуже, чем у императора!

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Даем сверх плана: советская молодежь 60-х

Даем сверх плана: советская молодежь 60-х

Евсей Лубицкий, самый известный двойник Сталина, который дожил до 1981 года

Евсей Лубицкий, самый известный двойник Сталина, который дожил до 1981 года

Свадьба шутов в Ледяной доме — жуткая история с неожиданным концом

Свадьба шутов в Ледяной доме — жуткая история с неожиданным концом

Новые посты

10 выдающихся фильмов с великолепным финалом

10 выдающихся фильмов с великолепным финалом

22 невероятные находки, которыми люди не могли не поделиться в Сети

22 невероятные находки, которыми люди не могли не поделиться в Сети

Лайфхакинг: 22 маленькие хитрости, облегчающие уход за одеждой

Лайфхакинг: 22 маленькие хитрости, облегчающие уход за одеждой

Как появилась маска Гая Фокса, ставшая символом протестных движений

Как появилась маска Гая Фокса, ставшая символом протестных движений

35 шедевров инфраструктуры, красоту которых оценит каждый

35 шедевров инфраструктуры, красоту которых оценит каждый

Зачем нужны фасады без зданий, или Парадная реальность Захарии Годрильо-Руа

Зачем нужны фасады без зданий, или Парадная реальность Захарии Годрильо-Руа

22 фото от людей, которые дали волю своему творческому порыву и не пожалели

22 фото от людей, которые дали волю своему творческому порыву и не пожалели

Фотографии щенков в их первый день на службе

Фотографии щенков в их первый день на службе

Подводная феерия дайвера и фотографа Джейсона Вашингтона

Подводная феерия дайвера и фотографа Джейсона Вашингтона

Черно-белая страсть в работах фотохудожника Kalynsky

Черно-белая страсть в работах фотохудожника Kalynsky

Криворукие актеры из телемагазинов

Криворукие актеры из телемагазинов

Арно Функе по прозвищу Дагоберт — самый изобретательный шантажист Германии

Арно Функе по прозвищу Дагоберт — самый изобретательный шантажист Германии