Топ-100

Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано?

0

Рассказывает Артем Ачкасов ака artem­spec: «Пекинская (Бейджинская) перегородчатая эмаль, или «Цзинтай Лань» — одно из традиционных достояний китайской культуры. Выполненные в этой технике изделия всегда были признаком богатства и высокого социального статуса, и служили китайским императорам в качестве дворцовой и храмовой утвари, предметов обихода. Сегодня мы побываем на фабрике перегородчатой эмали, расположенной в пригороде Пекина, и посмотрим, как создаются эти уникальные изделия.»

Смотрите также выпуск — Знаменитое хевронское стекло и керамика как это делается

(Всего 32 фото)

Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №1 - BigPicture.ru

Источник: Жжурнал/artem­spec

Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №2 - BigPicture.ru

1. Искусство перегородчатой эмали зародилось еще в Древнем Египте, позже распространившись в Византии и на Ближнем востоке. В в период правления в Китае монгольской династии Юань (1271–1368) техника перегородчатой эмали попала из Турции в Китай, где получила значительное развитие и была доведена до совершенства в последующие периоды правления династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911).

Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №3 - BigPicture.ru
2. Название «Цзинтай Лань», что переводится как «Лазурь Цзинтай», обусловлено тем, что именно в период правления Цзинтай (1450–1456) в пекинских мастерских наладили наиболее массовое производство изделий из перегородчатой эмали. Основным цветом был синий, он же лазурит.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №4 - BigPicture.ru
3. На протяжении сотен лет, наибольшее развитие получила именно Пекинская техника эмали, что неудивительно — ведь расположенный в Пекине императорский «Запретный Город» был основным местом применения для данных изделий. Из-за высокой стоимости и особого статуса, позволить себе изделия из перегородчатой эмали могли только самые богатые и приближенные к императору люди, вдобавок, жившие в императорском дворце. В двадцатом веке, с годами развития технологии и увеличением спроса, значительно увеличилось и количество специалистов по эмали, открылись новые производства. Некогда недоступные большинству изделия из перегородчатой эмали сейчас по-прежнему очень дороги, но все же гораздо доступнее, чем в императорские времена.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №5 - BigPicture.ru
4. Высокая стоимость эмалированных изделий обусловлена практически полным отсутствием механизированных операций — каждое изделие изготавливается вручную и является уникальным. Первым делом, из тонких листов меди или латуни (в самых дорогих изделиях, вместо меди используется серебро или золото) выковывается заготовка.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №6 - BigPicture.ru
5. Прижимая лист к чугунной болванке, легкими ударами молоточка мастер придает изделию первоначальную форму. После чего изделие проходит начальную шлифовку, чтобы убрать все заусенцы и неровности.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №7 - BigPicture.ru
6. После этого на заготовку наносится сложный рисунок, согласно заранее созданному тканевому шаблону.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №8 - BigPicture.ru
7. Затем приходит время нанесения границ рисунка, тех самых перегородок (отсюда и пошло название — «перегородчатая эмаль»). Перегородки изготавливаются из тонкой медной или латунной ленты шириной от 1 до 3 мм. Мастер нарезает проволоку на кусочки, после чего изгибает ее по форме элементов рисунка.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №9 - BigPicture.ru
8. Каждая перегородка бережно прикрепляется к изделию при помощи специального клея.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №10 - BigPicture.ru
9. На каждой вазе таких перегородок — сотни.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №11 - BigPicture.ru
10. Учитывая сложность рисунка, трудно представить себе трудоемкость и кропотливость данного процесса.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №12 - BigPicture.ru
11. Когда основа рисунка создана, изделие посыпается припоем из тщательно размельченных, в идеале, серебряных опилок.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №13 - BigPicture.ru
12. После этого изделие направляется в печь. В процессе обжига клей выгорает, а припой равномерно распределяется по поверхности, надежно фиксируя перегородки. После этого приходит время раскраски. Эта операция также выполняется вручную.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №14 - BigPicture.ru
13. Ячейки между перегородками при помощи специальных пипеток заполняются эмалями из порошкообразного стекла, смешанного с различными минералами.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №15 - BigPicture.ru
14. Для получения смешанных цветов, ячейки требуется заполнять по 3–4 раза. В зависимости от сложности рисунка и насыщенности цветовой гаммы, процесс «раскраски» может занимать до 6–8 часов.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №16 - BigPicture.ru
15. По завершению заполнения пространства между перегородками, изделия подвергаются повторному обжигу в угольной печи в течение 10 минут при температуре 600–700 градусов Цельсия. Поскольку эмаль усыхает при запекании, повторять нанесение и обжиг приходится несколько раз.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №17 - BigPicture.ru
16. Мастер инспектирует получившиеся после обжига изделия. Почти готово!
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №18 - BigPicture.ru
17. После обжига изделие направляется на полировку — чтобы убрать все неровности.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №19 - BigPicture.ru
18. Первый этап полировки осуществляется при помощи карборунда (карбида кремния) с водой, второй — угольной пылью, смешанной с маслом. Свободные от эмали грани иногда покрываются драгоценным металлом — серебром или золотом.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №20 - BigPicture.ru
19. После нанесения следует финальная полировка, и готовое изделие направляется напрямую в расположенный тут же магазин.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №21 - BigPicture.ru
20. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №22 - BigPicture.ru
21. Для изделий, выполненных в технике «Цзинтай Лань», наиболее характерен природный орнамент с изображениями зверей и птиц.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №23 - BigPicture.ru
22. Как говорил Цзао Шао, знаток искусства времен Минской династии, «Только женщины могут позволить себе пользоваться этими шедеврами в хозяйстве, истинный же благородный муж видит в них лишь объект восхищения».
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №24 - BigPicture.ru
23. Инкрустированный драгоценными камнями чудо-ларец
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №25 - BigPicture.ru
24. Крупнее
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №26 - BigPicture.ru
25. Обилие ручного труда, трудоемкость и длительность процесса обуславливает крайне высокую по китайским меркам цену. Самая маленькая вазочка стоит не дешевле 780 юаней — на наши деньги это около 3800 рублей. Эти, 20‑и сантиметровой высоты, подороже — 898 юаней или 4340 рублей.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №27 - BigPicture.ru
26. Китайская перегородчатая эмаль сегодня — не только дань традиции, и важная статья китайского экспорта. Туристы покупают эмаль очень охотно, поэтому дела в магазине при фабрике идут очень хорошо.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №28 - BigPicture.ru
27. На это как бы намекает и склад заготовленной упаковки.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №29 - BigPicture.ru
28. Конечно, такие дорогие вазы покупают не каждый день — зато туристы охотно фотографируют красоту, после чего выбирают себе что-нибудь попроще. Никто не уходит без покупок!
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №30 - BigPicture.ru
29. Один из самых недорогих вариантов изделий с перегородчатой эмалью — крошечная шкатулка.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №31 - BigPicture.ru
30. Турист из Индии придирчиво выбирает сувенир.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №32 - BigPicture.ru
31. Торговаться в этом магазине нельзя — а вот потратить кучу денег можно очень легко.
Фотография: Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано? №33 - BigPicture.ru
32. «Сикока-сикока?» Наш китайский сопровождающий и корреспондент Радио-Маяк Алексей Чесноков с изумлением изучают ценник. Эта огромная ваза высотой более 2 метров обойдется покупателю в 2 360 000 юаней, т.е. примерно 11.5 миллионов рублей. Зато не хуже, чем у императора!

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Новости партнеров

Загрузка...