Как живут самые умные дети Москвы
В попытке найти в школьном образовании поводы для гордости, в Москве разыскали победителей олимпиад по информатике, лингвистике и математике, чемпионов по шахматам и других юных гениев. Дети сообщили редакции массу умных мыслей, впрочем, оказалось, что в школу они почти не ходят.
«Играть меня научила бабушка. С 5 лет я занимаюсь 6 дней в неделю по 4 часа. В 7 лет я сразу поступила в третий класс, но в школу никогда не ходила, занимаюсь дома, только экзамены прихожу сдавать. В школе нельзя выбирать преподавателей, к тому же ты ограничен своим классом. А мне нужно много времени на шахматы. Я просыпаюсь, занимаюсь шахматами, уроками, потом опять шахматами, потом обед, потом опять уроки или шахматы.
Самую большую свою победу я одержала на первенстве Европы в 2013 году — получила 9 очков из 9 возможных. Сейчас я женский мастер ФИДЕ (Международная шахматная федерация. — Прим. ред.), до международного мастера мне остался один балл: у меня есть два, а нужно три. В своей возрастной категории я то ли вторая, то ли первая в Европе — не слежу за рейтингами.
Для меня шахматы — работа, где нужно очень много трудиться. Часто игра длится 5–6 часов, это очень тяжело. Очень интересна психологическая сторона: ты не просто делаешь сильные ходы, но и следишь за противником, за его реакциями, чувствами, взглядом. В упор смотреть на оппонента, конечно, невежливо, но это и не как в футболе, где все внимание на мяче. Я, кстати, очень люблю футбол и летом часто играю во дворе. Думаю, если бы не занялась шахматами, играла бы в футбол. А так я много общаюсь с шахматистами, мы собираемся у кого-нибудь дома, играем в мафию или блиц — это такие быстрые шахматные партии.
Чтобы добиться серьезных результатов в шахматах, нужно быть очень уверенным в себе. Недавно я прочла книгу Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить», там главная идея в том, что нужно смотреть на вещи трезвым взглядом. Когда волнуешься, нужно представить себе худшее, что может случиться, и смириться с этим».
«Мы с семьей приехали из Новороссийска, потому что с программированием там не очень. В Москве я учусь в 5-м классе, и по результатам Всероссийской олимпиады по информатике у меня третий результат среди девятиклассников. Среди всех классов я 10-й, в России — примерно 50-й среди школьников.
Мне нравится программировать, потому что это правда очень весело — решать задачи, писать код, дебагать его, радоваться, когда он заработает. Хакеры, которые бьют по клавишам с огромной скоростью и взламывают Пентагон, — такое только в фильмах бывает, на самом деле у нас все намного медленнее. Мой брат Игорь научил меня сначала паскалю, а чуть больше года назад перевел на C++, и он круче в разы. Чтобы научиться на нем писать, мне понадобилось дня четыре, и теперь я каждый день осваиваю что-то новое.
По вторникам у меня кружок программирования в СУНЦ (специализированный учебно-научный центр МГУ им. М.В.Ломоносова. — Прим. ред.), в четверг занимаюсь с тренером, в пятницу у меня контест: в течение 5 часов без перерыва я решаю задачи, это подготовка к олимпиаде. Еще занимаюсь математикой, чтобы понимать, как решать задачи. Конечно, интерполяционный многочлен Лагранжа можно и не знать, но базовые темы — комбинаторику, теорию графов или теорию чисел — освоить нужно. Некоторые задачи по программированию не решаются без этого.
Я хотел бы связать свою жизнь с программированием. Сначала стать разработчиком, а потом руководителем команды разработчиков. Хотел бы кодить в какой-то крупной компании, как «Яндекс». Вот у «Яндекс.Музыки», например, куча пользователей, для каждого можно спрогнозировать, что ему понравится, зная, что он уже слушал, — это круто. Сам я слушаю The Doors, The Beatles и Arctic Monkeys.
Я читаю geektimes.ru, megamozg.ru, habrahabr.ru и guidehop.com, и некоторые из них уже несколько раз, к сожалению, блокировали в России».
«Мне сейчас 13 лет, а петь я начала в девять. Не помню уже, как именно, — просто Всевышний так сделал. Сначала я читала стихи на детских конкурсах и фестивалях — Тютчева, Рождественского, Пушкина, конечно. Прекрасный стих Рождественсого «Человеку надо мало…» — один из моих любимых. А сейчас я уже не могу жить без музыки. Сначала пела дедушке военные песни, он ветеран Великой Отечественной войны. Потом брат во время Кубка FIFA в 2010 году дал мне послушать официальный гимн, и я влюбилась в эту песню, каждый день слушала ее и в итоге выучила. Английский я тогда почти не знала, еле-еле запомнила на слух. И это была моя самая первая английская песня. Я и на китайском тоже пою, как-то в Китае исполняла «Катюшу» и «Подмосковные вечера». А вообще я восхищаюсь Бейонсе и Рианной — это мои иконы. Песни Pretty Hurts и Drunk in Love мои любимые, я их часто переслушиваю. Но к определенному жанру я не привязана, мне вся музыка интересна».
Первый отборочный этап «Голос. Дети» — слепое прослушивание, где судьи сидят спиной к исполнителю и поворачиваются, если он им понравился. На песню Дженнифер Хадсон And I Am Telling You, которую пела Рагда Ханиева, обернулись все судьи, в наставницы она выбрала Пелагею.
«Вокалом я не занимаюсь, не занималась и не буду заниматься: занятия могут кардинально изменить голос, и к естественному тембру уже не вернуться. Но последние три месяца я хожу в музыкальную школу рядом с домом — занимаюсь сольфеджио и фортепиано. Освою фортепиано и перейду на скрипку.
Мама говорит, что учеба — это главное. В школу я на этой неделе я еще не ходила, но стараюсь не отставать, поэтому ко мне домой приходят преподаватели. С математикой я никогда не подружусь, это совершенно не мое — даже если я прозанимаюсь часа два, потом мигом все забываю.
Во время финала «Голоса» деньги от СМС-голосования поступали в фонд «Обнаженные сердца», так зрители спасли много детских жизней. Для меня счастье осознавать, что и я помогла этим очаровательным детям. Сейчас я раз-два в месяц хожу в онкологические центры на Ленинском и Каширском шоссе. Пою для детей и дарю им мыло, которое сама варю. Однажды установила рекорд и за день сварила 200 кусочков мыла.
Я не певица, я музыкант и свою жизнь, конечно, вижу так: хочу дарить людям радость, музыка ведь лекарство. Попозже думаю поехать учиться в музыкальную школу в Англию. А потом вернуться в Россию, это моя родина».
«Я интересуюсь социолингвистикой, тем, как язык используется разными людьми в зависимости от их пола, возраста и других аспектов. В 8-м и 10-м классах каждый ученик нашей школы «Интеллектуал» защищает личный проект. Я в своей работе исследую различия в мужской и женской повествовательной речи. Испытуемым я даю один из комиксов датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа, там нет реплик, и ребята должны рассказать увиденную историю. Пока что мне кажется, что повествовательная речь мальчиков и девочек моего класса не отличается.
Я еще не выбрала, какой лингвистикой хочу заниматься — компьютерной или полевой. Сейчас я учу английский, немецкий и латынь. Но успела поучить и испанский, и китайский, и французский. Очень хочу выучить ирландский или древнеисландский или какой-нибудь семитский язык. Хожу на лекции Зализняка, читаю Кронгауза, Успенского «Слово о словах».
На олимпиадах лингвистические задачи в основном на логику. Они самодостаточные, тебе не нужно знать никаких дополнительных иностранных языков для ее решения, но широкий кругозор и знание иностранных языков помогает отвлечься от русского и смотреть шире. То есть иногда очень полезно вспомнить, что девочка в немецком языке среднего рода.
В самой сложной задаче Международной олимпиады были даны слова на одном африканском языке и их перевод на русский в перепутанном порядке. Нетривиальность задачи была в том, что у этого африканского племени странные понятия — они считают, что душа находится в печени человека, поэтому все чувства связаны с ней. Нужно было об этом догадаться. Чаще всего в таких задачах используются языки затерянных африканских и индейских племен, на которых говорят 10 человек в мире».
«В школу я пошел только с 5-го класса, до этого меня всему учили родители. С папой я занимался математикой и шахматами с 2 лет, а на школьных уроках математики ни разу в жизни не бывал: я негативно отношусь к типовым заданиям, к решению похожих друг на друга задач. В математике ко всему нужно уметь прийти самому. Любую отдельную теорему можно забыть и вывести самостоятельно. Математика бесконечна. А доказательства нужно искать самые простые и красивые. Если в задаче что-то не нравится, есть какое-то сложное условие, от него всегда можно избавиться.
Физика — это та же математика, только нужны еще руки для экспериментов. Химия тоже интересная наука. Уксуса, соды и перекиси достаточно, чтобы сделать удивительные вещи. Мне повезло, что у нас большой дом, у меня в кладовке своя лаборатория. Родители, конечно, волнуются, просят получать меньше водорода и лить меньше нашатырного спирта.
Но больше всего я люблю геометрию. Она такая красивая — что-нибудь подрисовал, и все стало понятно. Правда, стереометрию я на бумаге чертить почти не умею, в основном все представляю в уме.
Благодаря олимпиадам я побывал в ЮАР, Индии и Иране, в Сингапуре, Индонезии. На меня большое впечатление произвела Южная Африка. В Кейптауне удивительная дикая природа, плоская Столовая гора, по которой можно часами гулять. На Яве мне не очень понравилось — очень много людей и жарко, хотя через море видно вулкан Кракатау. Еще одна из олимпиад проходила на Кавказе, мне очень понравилось, я никогда до этого не видел таких гор.
Вообще, судить о способностях человека по результатам олимпиады не всегда справедливо. Многое зависит от удачи — иногда удается решить самую сложную задачу, но не получается среднюю. Мне недавно сняли целых три балла за глупые описки, времени не хватило нормально дописать предложение. Я вообще очень криво пишу».
Фотографии: Мария Кушнир. Интервью: Рената Серебрякова
Смотрите также:
Чем дети из богатых семей отличаются от своих сверстников
10 самых удивительных детей-вундеркиндов
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!