Как жилось людям с инвалидностью в средневековой Европе
В наши дни инвалидность подразумевает целый комплекс медицинских, правовых и социальных факторов. За соблюдением прав людей с ограниченными возможностями следят, хотя преуспели в этом далеко не все страны. А как обстояли дела у инвалидов в Европе Средних веков? Ни пенсий, ни социальной защиты в то время не изобрели. Неужели все оказывались на паперти, на обочине жизни?
У историков существует отдельная специализация, изучающая жизнь инвалидов в средневековом обществе. Называется эта отрасль Medieval disability studies или исследование средневековой инвалидности. Историк Наталья Полезнова, работающая в этом направлении, рассказала о том, как приспосабливались инвалиды к непростой даже для здоровых людей средневековой жизни.
Столетия назад не существовало понятия «инвалидность». Обычно ориентировались по состоянию конкретного человека — насколько он способен выполнять ту или иную работу, может ли сам добывать себе пропитание и свободно передвигаться. Большую роль играли внешние проявления инвалидности.
Также учитывали и другое — насколько проблема была серьезной с той или иной точки зрения. Например, в аристократической семье девушка-горбунья была большой проблемой. Дворяне часто использовали браки для того, чтобы породниться с другими семьями. Выдать замуж девушку с физическим недостатком, даже с хорошим приданым, было невероятно сложно.
А вот в крестьянской среде к этому относились проще. Гораздо больше внешней красоты в народе ценили трудолюбие и покладистый нрав. Если горб или другой дефект не мешал работать и рожать детей, то это было не критично. Так что, можно сказать, что в Средние века представления об инвалидности были весьма размытыми.
Как в Европе получали «особенности здоровья»
Шансов стать инвалидом в Средние века было гораздо больше, чем сейчас. Кто-то рождался с недостатком, кто-то приобретал его в процессе родов от повитухи, а кто-то в детские годы, переболев одним из многочисленных опасных недугов. Те, что сохранили здоровье до взрослого возраста, могли его растерять в ходе войн, которые практически не прекращались.
Для того чтобы стать калекой, не нужно было даже участвовать в сражениях. Часто победители наносили увечья гражданским лицам поверженной стороны. Распространены были отсечения конечностей, оскопление, отрезание ушей, носов и языка. Но чаще всего лишали зрения.
В 12 веке французский рыцарь граф Симон IV де Монфор, возглавлявший Крестовый поход против альбигойцев, взял штурмом поселение Бран. За то, что его жители дали приют еретикам-катарам, военачальник приказал ослепить и лишить носов всех мужчин. Лишь одному жителю Брана оставили глаз, чтобы он мог пойти и рассказать всем об участи своих земляков.
Часто наносили увечья не враги, а собственные государи и сеньоры. Отсечением кистей и ступней карали воришек и мошенников. Наказание не ставило цель причинить человеку боль. Оно должно было максимально осложнить его жизнь, а также лишить возможности и дальше совершать преступления. Человеку, отмеченному инвалидностью, было нелегко заниматься кражами. При виде его увечья большинство сразу задавались вопросом — уж не за воровство ли его изуродовали?
Так же как и в наши дни, инвалидность можно было получить на работе. Часто о судьбе работника, тяжко травмировавшегося на производстве, заботился работодатель. В лангобардском эдикте, принятом при короле Ротари в VII веке, это предусматривалось. Там предписывалось нанимателям выплачивать травмированным каменщикам компенсации. В позднем Средневековье об утративших трудоспособность заботились гильдии.
Как выживали в Средние века европейские инвалиды
Кажется, что в эпоху Средневековья человек с ограниченными возможностями был обречен на одиночество и нищету. Ничего подобного. Потерять после утраты здоровья положение в обществе можно было только при неблагоприятном стечении нескольких обстоятельств.
Чаще всего, получив инвалидность, человек оставался в своем привычном кругу. Инвалиды жили в семье, выполняли работу, которая была им под силу и участвовали в общественной жизни. Стать нищими калеками могли те, кто имел физический недостаток, потерял семью и возможность приносить какую-либо пользу обществу. Значительно увеличивался шанс на безысходное существование у тех, кто никогда не состоял в гильдиях и прочих объединениях.
Но даже у бедняги, от кого все отвернулись, был небольшой шанс на крышу над головой и кусок хлеба. Убогих иногда принимали к себе монастыри. К сожалению, таких обителей, где брали на содержание Христа ради калек, было очень мало. Но даже оказавшись в таком месте, инвалид не мог рассчитывать на гарантированный уход и сытую жизнь.
Как пример можно привести случай преподобного Пимена Многоболезного из Киева, жившего в 12 веке. Родившийся с множеством недугов, он чудом выжил и в юные годы обосновался в Киево-Печерском монастыре. История умалчивает о том, чем страдал Пимен, но известно, что он был прикован к постели.
Пимен постоянно находился в своей келье и заботиться о нем поручили нескольким монахам. Но те выполняли свои обязанности плохо и часто забывали кормить, поить и мыть инвалида. Тот стоически ждал, пока о нем вспомнят, иногда по 2-3 дня. Завершилась эта история благополучно и очень назидательно.
Самый нерадивый «медбрат» несчастного Пимена внезапно слег с сильным жаром. Киево-Печерский патерик рассказывает об этом так:
Но сколько ни поили больного, утолить свою жажду он не мог. Тогда монах понял, что это его наказание за отношение к Пимену и раскаялся. Он тут же был прощен и мгновенно исцелился. После этого про монаха-инвалида больше никогда не забывали.
Как путешествовали и работали инвалиды
Пимен Многоболезный попал в монастырь в юности и не покидал его стен до самой смерти. Но многие средневековые инвалиды охотно путешествовали. Они преодолевали огромные расстояния не только ради сбора подаяния. Часто их гнала в поход надежда на исцеление, подогреваемая многочисленными библейскими историями и слухами.
Самым желанным местом для любого средневекового калеки были святыни в Иерусалиме. Считалось, что, приложившись к реликвиям Святой Земли, больные мгновенно выздоравливают. Но Палестина была слишком далеко, поэтому, в большинстве случаев, довольствовались визитами в европейские святыни.
В Средние века странствия были делом тяжелым и опасным. И особенно нелегко приходилось инвалидам. Тем, кто имел проблемы с ногами, приходилось перемещаться на костылях. Эти нехитрые приспособления в то время почти не отличались от современных, разве что были грубее и увесистей.
Вообще, адаптация людей с ограниченными возможностями в то время почти отсутствовала. Богатые инвалиды могли себе позволить кое-что реально эффективное. История сохранила сведения об инвалидном кресле папы римского Гонория IV. Он занял престол в 1285 году и до конца дней страдал от тяжелейшей подагры.
В хрониках Ватикана сохранились сведения не только о кресле понтифика. Есть информация и о хитрых механизмах, помогавших почти парализованному Гонорию IV, поднимать руки с чашей для причастия во время службы. Разумеется, позволить себе такие вещи мог только очень богатый инвалид.
Существовали в те времена и протезы. При раскопках археологи часто находят искусственные руки и ноги, пристегивавшиеся ремнями. Существовали и специальные протезы, помогавшие выполнять разные виды работы. Хорошо известны протезы рук с крюками и даже ножами, выполнявшие не косметические, а практические функции.
Слепых иногда сопровождали поводыри. Это были дети или обученные собаки. Но подобное решение было по карману не каждому. Если инвалид жил на подаяние, то кормление поводыря, человека или четвероногого, могло быть для него большой обузой. Поэтому чаще всего слепых можно было встретить просто с тростью.
Хуже всего было потерявшим возможность трудиться рабам. Они могли оказаться на улице, обреченные на голодную смерть, но это был не самый плохой исход.
Смотрите также — 20 средневековых картин, на которых расправляются с людьми, но им абсолютно пофигу
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!