Как в старину поступали с больными и старыми рабами в разных странах

0

В давние времена рабы были основой многих отраслей хозяйства. Без них не обходилось строительство, аграрный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений. Но невольники болели, получали травмы и старели так же, как и свободные люди. Они становились не нужны своему господину, поскольку не приносили дохода, но нуждались в еде, одежде, крове и лечении. Как поступали с такими рабами в разных культурах?

Фотография: Как в старину поступали с больными и старыми рабами в разных странах №1 - BigPicture.ru

Древний Рим

О судьбе непригодных для выполнения работы невольников писал во 2 веке до нашей эры древнеримский политик и писатель Марк Катон Старший. Он рекомендовал рабовладельцам не затягивать и своевременно продавать стареющих рабов, пока те окончательно не одряхлели. При этом автор без сантиментов сравнивал людей со скотом.

Фотография: Как в старину поступали с больными и старыми рабами в разных странах №2 - BigPicture.ru

Больных и постаревших рабов римляне вывозили на остров Тиберина, расположенный посреди реки Тибр. Этот клочок суши, длиной 270 и 67 метров в ширину, был посвящен богу врачевания Эскулапу и на него свозили больных, немощных и старых. Попавший на остров раб считался свободным, но вернуться «на материк» не мог. Поэтому ему оставалось медленно умирать на Тиберине от голода или просить еду у посетителей святилища Эскулапа.

К сожалению, это был единственный способ позаботиться о своем невольнике. Филантропы, просто подарившие свободу старому работнику, рисковали получить неприятности. Если такой раб умирал где-то в Риме, его владельца быстро находили по клейму на теле мертвеца и накладывали на него солидный штраф.

Фотография: Как в старину поступали с больными и старыми рабами в разных странах №3 - BigPicture.ru

Остров Тиберина

Некоторые не обремененные гуманизмом хозяева могли вывезти раба за пределы города и лишить жизни, а тело спрятать. Все зависело от того, каким человеком был господин, ведь для многих знатных римлян раб был не более чем расходным материалом и инструментом для получения благ.

Исламский мир

На Востоке, в частности, в Османской империи, отношение к невольникам сильно отличалось от европейского. Во-первых, ислам не разрешал делать рабами единоверцев. Во-вторых, всячески поощрялось освобождение раба, принявшего ислам, а в-третьих — подневольных работников почти не задействовали в строительстве и сельском хозяйстве, а использовали в основном в сфере услуг.

Фотография: Как в старину поступали с больными и старыми рабами в разных странах №4 - BigPicture.ru

Невольники могли быть не только слугами и официантами, но и солдатами, моряками, охранниками и даже торговцами и управляющими. Все зависело от отношения к рабу хозяина и от личных качеств самого работника. Известны даже случаи, когда бывшие невольники получали высокий пост при дворе султана.

В Османской империи рабынь женщин всегда было гораздо больше, чем мужчин. Мусульманки не считались невольницами, а имели статус наложниц. Их запрещалось привлекать к работе в борделях — все они прислуживали своим хозяевам, а иногда и выполняли роль неофициальной жены. По законам ислама состарившуюся или заболевшую наложницу нельзя было выгнать — она признавалась членом семьи и жила в доме господина до самой смерти.

Фотография: Как в старину поступали с больными и старыми рабами в разных странах №5 - BigPicture.ru

Невольники-иноверцы любого пола выполняли грязную и тяжелую работу при доме хозяина. Постаревших женщин другой веры просто выгоняли на улицу и они занимались попрошайничеством, а мужчин заставляли работать, пока их не оставляли силы, а затем бросали умирать за городской стеной.

Древний Китай и Япония

В странах дальневосточного региона рабы делились на две категории — частные и государственные. Чаще всего в рабстве оказывались военнопленные и преступники, поэтому отношения к невольникам было специфическое. Работали они на строительных работах, возводя крепости, мосты и ирригационные сооружения. В Китае отличительным признаком раба был железный ошейник и красная одежда.

Фотография: Как в старину поступали с больными и старыми рабами в разных странах №6 - BigPicture.ru

С ослабевшими, больными и состарившимися невольниками не церемонились. В Китае и Японии их могли просто зарубить мечом, бросить в шахту или скормить диким зверям. Самым высшим проявлением человечности можно было считать освобождение раба, но такая филантропия не поощрялась. Освободившись, калеки и старики пополняли армию попрошаек и преступников, ведь других способов прокормиться у них не было.

Законы Древнего Китая предусматривали полную ответственность хозяина за своего раба. Если оказавшийся на свободе из-за профнепригодности работник совершал преступление, то к ответу привлекали человека, который был его владельцем.  В особо серьезных случаях богача могли удушить или обезглавить вместе с рабом-злодеем, а семью — отдать в рабство. Поэтому гуманность по отношению к рабам, в том числе старым, в Китае была очень непопулярна.

Северная и Южная Америка

В Новом Свете судьба нетрудоспособных рабов полностью зависела от человечности хозяина, ведь закон о таких случаях деликатно молчал. Иногда владельцы крупных плантаций, где трудились сотни невольников, строили целые больницы, где работали самые настоящие врачи.

Фотография: Как в старину поступали с больными и старыми рабами в разных странах №7 - BigPicture.ru

Но силы и деньги на невольника тратили лишь в том случае, если его можно было вылечить и снова заставить трудиться. Если раб был безнадежно болен или состарился, его просто передавали общине и все бремя заботы о нем падало на плечи его родных и соседей.

Никакой пенсии или пособия старику не полагалось и, чтобы кормить таких беспомощных рабов, здоровые и трудоспособные должны были оторвать кусок хлеба от себя и своих детей. Старик или калека просто доживал свои дни в хижине, в солнечные дни выходя погреться возле входа. Смерть такого нахлебника часто была праздником для всех — ведь он переставал страдать и мучить своей беспомощностью других.

Смотрите также — Как появились рабыни-славянки в средневековой Европе

А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

«Дурная кровь», или Как аферистка Элизабет Холмс обвела вокруг пальца весь мир

«Дурная кровь», или Как аферистка Элизабет Холмс обвела вокруг пальца весь мир

Style not size, или Как девушки разных размеров выглядят в одинаковой одежде

Style not size, или Как девушки разных размеров выглядят в одинаковой одежде

Как устроены «фабрики троллей» и сколько платят их работникам

Как устроены «фабрики троллей» и сколько платят их работникам

Новости партнеров

Загрузка...

Новые посты

Версаль — великолепный дворец, в котором не было ни одного туалета

Версаль — великолепный дворец, в котором не было ни одного туалета

Красотки-военнослужащие Израиля

Красотки-военнослужащие Израиля

Обнаженные девушки в работах московского фотографа Александра Савичева

Обнаженные девушки в работах московского фотографа Александра Савичева

Девушки и ананасы: 20+ горячих фото, от которых потекут слюнки

Девушки и ананасы: 20+ горячих фото, от которых потекут слюнки

Дерзкие, изящные, нежные: фотограф показала мир балерин

Дерзкие, изящные, нежные: фотограф показала мир балерин

Кто такие «семейницы» и «бычкососки»— жаргон российских женских тюрем

Кто такие «семейницы» и «бычкососки»— жаргон российских женских тюрем

Олег Видов — идеальный киногерой, сделавший карьеру на Западе

Олег Видов — идеальный киногерой, сделавший карьеру на Западе

Большой мир маленьких людей

Большой мир маленьких людей

За что принято «спрашивать» в уголовном мире

За что принято «спрашивать» в уголовном мире

Удивительная история  Мэри Филдс, по прозвищу «Дилижанс»

Удивительная история Мэри Филдс, по прозвищу «Дилижанс»

Неизвестные фото Мэрилин Монро для журнала LIFE, которые так никогда и не напечатали

Неизвестные фото Мэрилин Монро для журнала LIFE, которые так никогда и не напечатали

Банно-прачечные комбинаты — публичные дома или «фабрики чистоты», в которых ковалась Великая Победа?

Банно-прачечные комбинаты — публичные дома или «фабрики чистоты», в которых ковалась Великая Победа?