Топ-100

Как выжить в Индии: инструкции для тех, кто хочет вернуться из путешествия целым и невредимым

0

Рас­ска­зы­ва­ют и пока­зы­ва­ют опыт­ные путе­ше­ствен­ни­ки Ната­лья Ано­хи­на и Антон Фро­лов: «Дру­зья, так как Индия — стра­на экзо­ти­че­ская, я поду­ма­ла, что мно­гим из вас навер­ня­ка будет инте­рес­но узнать осо­бен­но­сти наше­го путе­ше­ствия по ней. Имен­но поэто­му в этот раз я реши­ла немно­го изме­нить фор­мат. И преж­де чем начать вам пока­зы­вать и рас­ска­зы­вать о том, что мы там виде­ли, све­ла воеди­но всю полез­ную инфор­ма­цию об этой стране, раз­ные нюан­сы и осо­бен­но­сти, с кото­ры­ми нам там при­шлось столк­нуть­ся. Воз­мож­но, если вы сами собе­ре­тесь когда-нибудь в Индию, эта инфор­ма­ция вам будет полез­ной. Ну а если нет, может быть, про­сто будет инте­рес­но почитать».

main

Виза

Граж­да­нам РФ она нуж­на. И полу­чать ее мож­но дву­мя спо­со­ба­ми: в визо­вом цен­тре в Москве или в аэро­пор­ту по при­ле­те. Мы реши­ли полу­чать в визо­вом цен­тре, и вот поче­му. Преж­де все­го, нам хоте­лось уве­рен­но­сти перед поезд­кой, что все доку­мен­ты оформ­ле­ны. Ибо для пода­чи на элек­трон­ную визу надо все делать через спе­ци­аль­ный сайт, кото­рый часто глю­чит и не рабо­та­ет. При этом отправ­ля­ешь через сайт толь­ко доку­мен­ты и полу­ча­ешь при­гла­ше­ние, а реше­ние о выда­че визы все рав­но при­ни­ма­ет погра­нич­ник на въез­де. И хотя отка­зов в визе мало, но, кро­ме того, онлайн-виза сто­ит 77,5 дол­ла­ра, а в визо­вом цен­тре — 2744 руб­ля. Экономия.

Одна­ко когда мы заня­лись оформ­ле­ни­ем, то уже не были так уве­ре­ны в пра­виль­но­сти реше­ния полу­че­ния визы в визо­вом цен­тре. Во-пер­вых, из-за того, что как пода­ча доку­мен­тов на визу, так и полу­че­ние пас­пор­тов воз­мож­ны толь­ко лич­но (!) или с нота­ри­аль­ной дове­рен­но­стью, каж­дый раз туда при­хо­ди­лось тас­кать­ся и мне, и Анто­ну. Во-вто­рых, оче­редь на сда­чу выстро­и­лась нехи­лая. Мы про­сто­я­ли в ней почти три часа. Жесть.

Что же каса­ет­ся доку­мен­тов, то для индий­ской визы нуж­на анке­та — ее мож­но запол­нить на сай­те, но она ужас­но длин­ная и зануд­ная, и лег­ко мож­но что-нибудь напу­тать. Поэто­му нам запол­ня­ла ее пря­мо в визо­вом цен­тре спе­ци­аль­но обу­чен­ная тетень­ка за 110 руб­лей. Еще нуж­на бронь оте­ля — доста­точ­но из одно­го места на пер­вые два дня, а не по все­му марш­ру­ту, «Букинг» про­ка­ты­ва­ет. Фото на белом фоне, его мож­но сде­лать пря­мо в зда­нии визо­во­го цен­тра. Ну и копии биле­тов, рос­сий­ско­го и загра­нич­но­го пас­пор­тов. Опла­та кон­суль­ско­го сбо­ра ведет­ся пря­мо на месте в руб­лях. При сда­че доку­мен­тов и выпус­ке визы при­хо­дит эсэмэска.

Пере­лет

Попасть в Индию мож­но раз­ны­ми спо­со­ба­ми, но удоб­нее все­го, конеч­но же, пря­мым рей­сом. Мы лете­ли «Аэро­фло­том» в Дели. Вре­мя в пути — 5 с поло­ви­ной часов. Раз­ни­ца во вре­ме­ни с Моск­вой — 2 с поло­ви­ной часа. То есть выле­те­ли мы в 19:50 и были на месте око­ло 4 утра.

Обрат­ный рейс у «Аэро­фло­та» был ноч­ной. Выле­те­ли из Дели мы око­ло часа ночи и при­ле­те­ли в Моск­ву в 5 часов утра.

Кли­мат

Мно­гие, кто отправ­ля­ет­ся в путе­ше­ствие по Индии, дума­ют, что так как стра­на нахо­дит­ся на юге, то там все­гда жара. Ну, может быть, на севе­ре в горах зимой про­хлад­но, но это исключение.

На самом деле, напри­мер, в янва­ре в Дели тем­пе­ра­ту­ра ночью опус­ка­ет­ся до плюс 5–10 гра­ду­сов, при этом там сыро из-за тума­на. В общем, ощу­ще­ния не из при­ят­ных. Днем же око­ло 20–25 гра­ду­сов. Такая же тема в горо­дах «золо­то­го тре­уголь­ни­ка», да и вооб­ще в Цен­траль­ной Индии. И толь­ко на юге хоро­шо и тепло.

День­ги и обмен валю­ты

Мест­ная индий­ская валю­та — рупия. Курс очень удоб­ный для пере­сче­та. Точ­нее, пере­счи­ты­вать даже и не надо. Если малень­ко округ­лить, 1 рупия = 1 рубль. Мы бра­ли с собой дол­ла­ры и меня­ли на месте в бан­ках и обмен­ни­ках. Но надо иметь в виду, что в обмен­ни­ках, даже в тех, где напи­са­но, что нет комис­сии, на самом деле она есть. Напри­мер, в аэро­пор­ту за обмен 200 дол­ла­ров с нас взя­ли комис­сию 22 рупии. Мелочь, но ведь на буд­ке было напи­са­но, что комис­сии нет. Так что раз уж в таком цивиль­ном месте обма­ны­ва­ют, то в дру­гих это и подав­но случается.

Кста­ти, сна­ча­ла мы хоте­ли обме­нять руб­ли на немно­го рупий в Шере­ме­тье­во. У них там все­гда был непло­хой обмен­ник с экзо­ти­че­ски­ми валю­та­ми. Но, увы, в этот раз рупий там не оказалось.

Впро­чем, в Индии во мно­гих местах хоть с неохо­той, но при­ни­ма­ют к опла­те кар­точ­ки. Так что про­блем все рав­но ника­ких не было.

Цены

Есть такой сте­рео­тип, что в Индии все очень деше­во. Так оно и было до послед­не­го кри­зи­са, когда 1 рубль сто­ил при­мер­но 4 рупии. Теперь же, когда курс руб­ля упал, все ста­ло для нас уже не таким деше­вым. Хотя все рав­но цены на все ниже, чем, напри­мер, в Москве, и, отправ­ля­ясь в Индию, вы смо­же­те сэко­но­мить. Если же вы непри­тя­за­тель­ны вовсе и гото­вы жить и питать­ся как боль­шин­ство сред­не­ста­ти­сти­че­ских индий­цев, то для вас все будет по-преж­не­му дешево.

Но мы все-таки при­вык­ли к кое-како­му ком­фор­ту, поэто­му ели в кафе, жили в оте­лях сред­не­го уров­ня, езди­ли на мест­ном транс­пор­те, но бра­ли и так­си, осмат­ри­ва­ли досто­при­ме­ча­тель­но­сти и т.д.

Ска­жу так. Номер в чистом, хоро­шем оте­ле уров­ня 2–3 звез­ды обхо­дил­ся нам при­мер­но в 900‑2000 рупий за дво­их. Прав­да, исклю­че­ни­ем были курор­ты — Канья­ку­ма­ри и Вар­ка­ла, там подороже.

Обед из 3–4 пол­но­цен­ных блюд плюс напит­ки — 100–500 руб­лей в зави­си­мо­сти от места. Но я повто­рю, мы не ели в самых деше­вых кафе, так что мож­но уло­жить­ся и в мень­шую сумму.

Обще­ствен­ный транс­порт очень деше­вый. Так­си при­мер­но в пол­то­ра раза дешев­ле, чем у нас. Но об этом отдельно.

Что было доро­го, так это биле­ты на осмотр вся­ких досто­при­ме­ча­тель­но­стей. Увы, но цены в музеи, фор­ты, в плат­ные хра­мо­вые ком­плек­сы и так далее для ино­стран­цев в десять и боль­ше раз выше, чем для мест­ных. Для мест­ных обыч­ная цена 20–30 рупий, для ино­стран­цев — 400–600. Бдят тща­тель­но, по индий­ско­му биле­ту прой­ти нере­аль­но хотя бы из-за внеш­ней непо­хо­же­сти. Прав­да, есть и плюс. Кас­сы для индий­цев и для ино­стран­цев раз­ные. Индий­цы же очень любят путе­ше­ство­вать, и в индий­ские кас­сы все­гда тол­па наро­да за биле­та­ми. А на кас­сах для ино­стран­цев все­гда свободно.

Оте­ли

Как я уже писа­ла выше, мы жили в оте­лях сред­не­го уров­ня. Прак­ти­че­ски все их забро­ни­ро­ва­ли зара­нее на «Букин­ге», хотя на самом деле делать это было вовсе не обя­за­тель­но, так как на месте в любом горо­де все­воз­мож­ных оте­лей мас­са, места есть все­гда и без жилья вы точ­но не оста­не­тесь. А вот то, что най­де­те дешев­ле, чем на «Букин­ге», — факт. Но Антон у нас кате­го­ри­че­ски отка­зы­ва­ет­ся ездить без бро­ни­ро­ва­ния, и убе­дить его в обрат­ном я не могу.

Оте­ли были абсо­лют­но нор­маль­ные, чистые. Постель­ное белье тоже чистое. Поче­му пишу про белье? Пото­му что пом­ню по сво­е­му пер­во­му путе­ше­ствию, что нам тогда с подру­гой при­хо­ди­лось мно­го где тре­бо­вать, что­бы нам заме­ни­ли постель­ное белье, ибо нево­ору­жен­ным гла­зом было понят­но, что на нем уже спали.

Мышей, тара­ка­нов и про­чей жив­но­сти мы в оте­лях тоже не наблю­да­ли. Хотя в Вар­ка­ле и в Кочине у нас жили гек­ко­ны. Но я их люб­лю, поэто­му ниче­го про­тив не име­ла, тем более что гек­ко­ны — пре­крас­ная про­фи­лак­ти­ка от тара­ка­нов, едят они их.

Все наши оте­ли были с сан­уз­лом в номе­ре, с душем. Прав­да, в боль­шин­стве из них была заса­да с горя­чей водой. Цен­тра­ли­зо­ван­но­го горя­че­го водо­снаб­же­ния в Индии нет. Воду в оте­лях гре­ют с помо­щью бой­ле­ров, и она, как пра­ви­ло, быва­ет по рас­пи­са­нию. Так, после 12 ночи прак­ти­че­ски во всех оте­лях горя­чую воду отклю­ча­ли. А в неко­то­рых, увы, даже несмот­ря на то, что в опи­са­нии на «Букин­ге» она была, по фак­ту ее не было вообще.

И еще один момент. Если поеде­те в Индию, бери­те с собой шам­пу­ни, гели, лосьо­ны для волос и все то, что вы из это­го люби­те. Толь­ко в паре оте­лей шам­пу­ни были на месте. В боль­шин­стве же — толь­ко мыло, а в неко­то­рых вооб­ще ниче­го. Туа­лет­ную бума­гу и сал­фет­ки тоже, кста­ти, луч­ше взять с собой.

Транс­порт

За вре­мя наше­го путе­ше­ствия мы, по-мое­му, пере­про­бо­ва­ли прак­ти­че­ски все виды мест­но­го рей­со­во­го транс­пор­та: езди­ли на авто­бу­сах, поез­дах, так­си и рик­шах, пла­ва­ли на паро­мах, лета­ли на само­ле­тах. Боль­ше все­го нас впе­чат­ли­ли поез­да, поэто­му давай­те с них и начнем.

Поез­да

На поез­дах мы в Индии по пла­ну долж­ны были ехать три­жды: из Дели в Кад­жу­ра­хо, из Кад­жу­ра­хо в Джан­си и из Джан­си в Кочин. По фак­ту же полу­чи­лось гораз­до боль­ше. Вооб­ще, то, что мест­ные поез­да — слу­чай тяже­лый, я зна­ла еще из сво­е­го пер­во­го путе­ше­ствия. Но теперь слу­чай еще более утяжелился.

Во-пер­вых, все ваго­ны очень ста­рые. Такое ощу­ще­ние, что их постро­и­ли еще во вре­ме­на Вто­рой миро­вой и с тех пор един­ствен­ное, что в них доба­ви­ли, — это розет­ки в каж­дом купе. Боль­ше ника­ко­го даже мини­маль­но­го ремон­та в них не было.

Во-вто­рых, в поез­дах очень гряз­но и там бега­ют тара­ка­ны. Даже в ваго­нах высо­ких классов.

В‑третьих, если вы хоти­те ехать с каким-то хотя бы мини­маль­ным ком­фор­том, нуж­но брать биле­ты в ваго­ны клас­са АС. Это ваго­ны с кон­ди­ци­о­не­ром, но не в нем суть. Глав­ное в том, что ваши биле­ты будут при­вя­за­ны к кон­крет­ным местам, у вас будет постель­ное белье, а в вагоне — про­вод­ник, сам же вагон будет хоть как-то худо-бед­но убираться.

Во всех осталь­ных клас­сах ваго­нов ниче­го это­го не будет. И даже если, напри­мер, вы купи­ли биле­ты с места­ми в «Second sleeper klass», совер­шен­но не факт, что их рань­ше вас не зай­мет тол­па индий­цев. Вам же оста­нет­ся толь­ко ругать­ся с ними и дока­зы­вать свою право­ту. Но это будет без тол­ку, так как в таких ваго­нах про­вод­ни­ков нет. Есть кон­тро­ле­ры, но они при­хо­дят и уходят.

В‑четвертых, и, пожа­луй, в самых глав­ных. Поез­да в Индии — жут­кие опоз­ду­ны. Вы дума­е­те, я сей­час о паре часов гово­рю? Как бы не так! Один наш поезд опоз­дал на 8,5 часов, вто­рой — на 17, тре­тий — почти на 5. Нор­маль­нень­ко? При­чем это самое опоз­да­ние вли­я­ет на отправ­ле­ние не толь­ко с про­ме­жу­точ­ных стан­ций, но и с конеч­ных тоже. Поез­дов же не рези­но­вое коли­че­ство, и если он так надол­го опаз­ды­ва­ет, то и отправ­ля­ет­ся потом с конеч­ной тоже с опоз­да­ни­ем. Дру­ги­ми сло­ва­ми, вы може­те про­ждать его на вок­за­ле, напри­мер, всю ночь, ибо отправ­ле­ние пере­но­сят не сра­зу на 6–10 часов, на кото­рые мож­но пой­ти спать в отель, а на два, потом еще на два, потом на три и так далее до само­го момен­та отправ­ле­ния! Мрак.

В общем, не реко­мен­дую ездить по Индии на поез­дах. Ну а если вы все-таки реши­тесь на такой экс­пе­ри­мент, бери­те биле­ты зара­нее. Мы свои бра­ли на сай­те желез­ных дорог Индии irctc.co.in при­мер­но за 45 дней до отправ­ле­ния, и нам доста­лись одни из послед­них. Или же не бери­те биле­ты совсем, если ехать вам все­го несколь­ко часов. В свои послед­ние поезд­ки мы ста­ли посту­пать имен­но так. При­хо­ди­ли на вок­зал, смот­ре­ли, какой поезд с уче­том всех его опоз­да­ний при­дет на стан­цию в бли­жай­шее вре­мя, поку­па­ли самые деше­вые биле­ты или не поку­па­ли их вооб­ще, дожи­да­лись его и сади­лись на сво­бод­ные места в нор­маль­ные ваго­ны. Биле­ты либо никто не про­ве­рял, либо про­ве­ря­ли, но раз­ре­ша­ли ехать нам там, куда мы сели.

Авто­бу­сы

На меж­ду­го­род­ных авто­бу­сах мы езди­ли два раза и отрек­лись от них окон­ча­тель­но и бесповоротно.

Пер­вый раз мы еха­ли из Эрна­ку­ла­ма в Алеп­пи. Вто­рой — из Алеп­пи в Три­вандрам. И про­бле­ма была даже не в ста­рин­ных, видав­ших виды авто­бу­сах. В кон­це кон­цов, в Алеп­пи мы еха­ли на вполне себе новом, у нас по Москве ходят похожие.

Про­бле­ма в скорости.

Доро­ги в Индии хоро­шие, ям и кол­до­бин мини­мум, прак­ти­че­ски вез­де лежит вме­ня­е­мый асфальт. Но вез­де огром­ный тра­фик плюс пол­ное несо­блю­де­ние пра­вил дорож­но­го дви­же­ния. В еди­ном пото­ке едут лег­ко­вые маши­ны, гру­зо­ви­ки, авто­бу­сы, рик­ши, мото­цик­лы. При этом все они норо­вят обо­гнать друг дру­га, вне­зап­но повер­нуть, выско­чить на встреч­ку, втис­нуть­ся перед самым бам­пе­ром дру­го­го транс­порт­но­го сред­ства. И так дела­ют все. Как они не попа­да­ют в посто­ян­ные ДТП, я без поня­тия. За все наше путе­ше­ствие по Индии мы виде­ли лишь одно, когда авто­бус въе­хал в фонар­ный столб.

Но из-за тако­го вожде­ния пада­ет ско­рость. Зна­е­те, сколь­ко вре­ме­ни мы еха­ли 65 кило­мет­ров из Эрна­ку­ла­ма в Алеп­пи? Два часа! А 200 км из Алеп­пи в Три­вандрам? 6 часов! В общем, после это­го из Три­вандра­ма в Канья­ку­ма­ри мы гото­вы были ехать даже на любом поез­де с тара­ка­на­ми, что, кста­ти, и сде­ла­ли. Ибо авто­бус вымо­тал так, что мало нам не пока­за­лось. Хотя авто­бу­сы в Индии очень деше­вые. Билет на вто­рой, на кото­ром мы еха­ли 6 часов, сто­ил чуть боль­ше 100 рупий.

Так­си, маши­на с водителем

Мно­гие путе­ше­ствен­ни­ки по Индии пред­по­чи­та­ют ездить имен­но так. Кста­ти, кро­ме того, что дви­же­ние в Индии про­хо­дит без соблю­де­ния вся­ких пра­вил, оно еще и лево­сто­рон­нее. Поэто­му арен­до­вать маши­ну без води­те­ля, в прин­ци­пе, мож­но, но в таком слу­чае нуж­но быть очень уве­рен­ным в сво­ем води­тель­ском опыте.

Мы на машине с води­те­лем езди­ли три раза: из Джан­си в Кад­жу­ра­хо, из Вар­ка­лы в центр реа­би­ли­та­ции сло­нов и опять же из Вар­ка­лы в аэро­порт Три­вандра­ма. Что могу ска­зать? Плюс в срав­не­нии с авто­бу­сом — в ком­фор­те и в кон­ди­ци­о­не­ре, кото­рых в авто­бу­се нет. Минус в цене — напри­мер, за 200 км из Джан­си в Три­вандрам мы запла­ти­ли 3500 рупий за маши­ну. Напом­ню, на авто­бу­се было 100 с неболь­шим с чело­ве­ка. Ско­рость же абсо­лют­но такая же. В сред­нем — 30–40 км в час. 

Мото­рик­ши и велорикши

Типич­ный ази­ат­ский транс­порт. Кста­ти, забав­но, но если в мое пер­вое путе­ше­ствие 14 лет назад мото­рик­шей в Индии стро­го назы­ва­ли мото­рик­ша­ми, то теперь пере­шли на тай­ский манер и все чаще назы­ва­ют их тук-туками.

Гру­бо гово­ря, мото­рик­ша — это такая «кибит­ка» на коле­сах, куда поме­ща­ют­ся обыч­но два пас­са­жи­ра, ино­гда 3–5. Шту­ка очень удоб­ная из-за сво­ей манев­рен­но­сти и воз­мож­но­сти объ­ез­жать проб­ки бла­го­да­ря сво­им малень­ким раз­ме­рам. Мы регу­ляр­но поль­зо­ва­лись мото­рик­ша­ми в горо­дах. Мину­сов, соб­ствен­но, два. Во-пер­вых, вече­ра­ми в Дели и Кад­жу­ра­хо не выше плюс 10, а в ней нет окон, при этом едет она быст­ро. Было холод­но. Во-вто­рых, ездят мото­рик­ши обыч­но не боль­ше чем на 20 км, то есть в сосед­ний город на ней не скатаешься.

Вело­рик­ши — это упро­щен­ный вид мото­рикш. Все то же самое, толь­ко кру­тит педа­ли чело­век. Едет мед­лен­нее вело­си­пе­да, но если надо на совсем близ­кие рас­сто­я­ния, поче­му бы и нет? Мы поль­зо­ва­лись таки­ми из гуман­ных сооб­ра­же­ний. Сто­ит про­езд на вело­рик­ше бук­валь­но 10–30 рупий. А чело­век ради них готов кру­тить педа­ли и напря­гать­ся. Выхо­дит, это един­ствен­ный зара­бо­ток этих людей. Обыч­но мы им все­гда дава­ли боль­ше. Про­сто очень было жаль их.

Паро­мы и лодки

Поль­зо­ва­лись два­жды. Пер­вый раз плы­ли на паро­ме по озе­ру из Кочи­на в Эрна­ку­лам. Обыч­ный ста­рень­кий кораб­лик, ниче­го осо­бен­но выда­ю­ще­го­ся. Кро­ме того, что вхо­ды на борт во вре­мя все­го дви­же­ния были пол­но­стью откры­ты — хоть ныряй. И цены! Плыть нуж­но было минут 15–20, а билет сто­ил 4 рупии.

Вто­рой раз мы пла­ва­ли по кана­лам в Алеп­пи. Алеп­пи — слов­но Вене­ция, там весь город сто­ит на кана­лах и ост­ро­вах. И по ним, как в Вене­ции, ходят рей­со­вые кораб­ли­ки «вапа­рет­то». Очень ста­рые, очень дрях­лые, но со спа­са­тель­ны­ми жиле­та­ми и опять же потря­са­ю­щей ценой в 7 рупий.

Мы тогда очень душев­но пока­та­лись, осо­бен­но если срав­нить эту цену с ценой тури­сти­че­ской лод­ки, где за пол­ча­са по тем же кана­лам хотят от 400 до 1000 рупий.

Мет­ро

Мет­ро есть во мно­гих круп­ных горо­дах Индии, но мы езди­ли на нем толь­ко в Дели. Уди­ви­ло оно нас сво­ей чисто­той и ухо­жен­но­стью. Уже на ули­це на несколь­ко мет­ров вокруг пави­льо­на-вхо­да на стан­цию вы не встре­ти­те ни одно­го тор­гов­ца, ни одно­го рик­ши, нище­го. Здесь чисто, рас­тут цве­ты и дере­вья, а ино­гда даже раз­би­ты газо­ны — в общем, циви­ли­за­ция во всей красе.

Мет­ро в Дели огром­ное, охва­ты­ва­ю­щее весь город. Боль­ше все­го в нем нас пора­зи­ла, пожа­луй, систе­ма без­опас­но­сти на вхо­де. Пред­ставь­те себе, всех, абсо­лют­но всех при вхо­де про­ве­ря­ют с помо­щью метал­ло­ис­ка­те­лей. При­чем муж­чин осмат­ри­ва­ют отдель­но, а жен­щин — отдель­но в спе­ци­аль­ной будоч­ке. Ино­гда, что­бы вой­ти в мет­ро, выста­и­ва­ют­ся даже оче­ре­ди. Прав­да, дви­га­ют­ся они быстро.

Все вещи тоже про­ве­ря­ют — про­пус­ка­ют их через рент­ген. В общем, все в точ­но­сти как в аэропортах.

Про­езд в мет­ро по жето­нам. А вот цена зави­сит от рас­сто­я­ния, на кото­рое вы еде­те. Мини­маль­ная цена за про­езд — 30 рупий. Одна­жды мы езди­ли на окра­и­ну Дели и пла­ти­ли 40 рупий, а если вам надо в аэро­порт, то это будет сто­ить все 60.

На стан­ци­ях мет­ро чисто, поез­да ходят часто.

А еще что нам пока­за­лось инте­рес­ным — это то, что в поез­дах мет­ро Дели есть жен­ские ваго­ны. Точ­нее, в каж­дом поез­де есть толь­ко один жен­ский вагон. Идет он все­гда самым пер­вым. А на плат­фор­ме есть даже спе­ци­аль­ная «девоч­ко­вая» розо­вень­кая вывес­ка. И все девоч­ки, кото­рые не хотят тол­кать­ся в дру­гих ваго­нах вме­сте с муж­чи­на­ми, сра­зу идут туда, где оста­нав­ли­ва­ет­ся женский.

В жен­ских ваго­нах могут ездить толь­ко женщины.

А еще на мет­ро в Дели мож­но дое­хать пря­мо до аэро­пор­та. Туда ведет отдель­ная вет­ка. Поез­да по ней сле­ду­ют экс­прес­сом и дела­ют все­го несколь­ко оста­но­вок. И в резуль­та­те из цен­тра горо­да до аэро­пор­та мож­но добрать­ся минут за 20. По-мое­му, очень кру­то. Вот как оформ­ле­на одна из стан­ций аэро­пор­тов­ской вет­ки метро.

А так — дру­гая станция.

Само­ле­ты. Ребя­та, я уже вам неод­но­крат­но писа­ла, что летать на само­ле­тах я боюсь. А если стра­на еще и отно­сит­ся к стра­нам тре­тье­го мира, то совсем-совсем боюсь. А Индия — она такая, да. Так что пере­лет у нас был толь­ко один — из Три­вандра­ма в Дели в самом кон­це путе­ше­ствия и самой про­дви­ну­той мест­ной авиа­ком­па­ни­ей Air India. Что могу ска­зать? В общем, нефиг было боять­ся. Само­лет был новый, хоро­ший, стю­ар­дес­сы вышко­лен­ные, уле­те­ли мы вовре­мя, взле­те­ли мяг­ко — я даже осо­бо и не боя­лась (а взле­ты для меня самое ужас­ное), сели тоже мяг­ко. В общем, пре­тен­зий нет. 

Лете­ли мы три часа, и на бор­ту нас даже очень обиль­но покор­ми­ли. Прав­да, я умуд­ри­лась перед поле­том как раз поужи­нать и есть совер­шен­но не хоте­ла. Анто­ну же еда понра­ви­лась, хотя внешне даже было не совсем понят­но, что нам при­нес­ли. Я, чест­но гово­ря, из все­го это­го опо­зна­ла толь­ко рис.

Аэро­порт в Дели.

Отдель­но могу спеть оду индий­ским аэро­пор­там. Как вы пони­ма­е­те, рейс у нас был внут­рен­ний. Но вы бы зна­ли, сколь­ко же про­ве­рок нам нуж­но было прой­ти перед тем, что­бы сесть в само­лет. Пять! При­чем абсо­лют­но пол­но­цен­ных: с досмот­ром доку­мен­тов, поса­доч­ных, бага­жа и нас самих спе­ци­аль­ны­ми дядень­ка­ми и тетень­ка­ми с помо­щью метал­ло­ис­ка­те­лей. И даже когда, каза­лось бы, уже все, мы шли по теле­тра­пу в сам само­лет и все про­вер­ки уже были закон­че­ны, нас перед самым вхо­дом на борт жда­ла еще одна — опять же с досмот­ром бага­жа и нас. Нигде боль­ше ниче­го подоб­но­го не видела.

Ну а сами аэро­пор­ты очень хоро­шие: боль­шие, про­стор­ные, чистые, с кучей кафе­шек со вполне вме­ня­е­мы­ми цена­ми. В общем, совсем не как наши Домо­де­до­во или Шереметьево.

И да, с оче­ре­дя­ми на пас­порт­ный кон­троль и на тамо­жен­ный досмотр, но с вме­ня­е­мы­ми, быст­ро иду­щи­ми очередями.

Аэро­порт в Тривандраме.

Пита­ние

Конеч­но, глав­ное, что обыч­но рас­ска­зы­ва­ют об индий­ской еде, — это то, что она очень ост­рая. Но не пря­мо ужас-ужас, какую вооб­ще есть невоз­мож­но. А вполне себе тер­пи­мая. Мы даже в кон­це кон­цов пере­ста­ли про­сить офи­ци­ан­тов исполь­зо­вать для нас помень­ше спе­ций. Вполне съе­доб­но было то, что нам пода­ва­ли наравне с индий­ца­ми. Ну а неко­то­рые блю­да были и вооб­ще совсем не ост­рые. В общем, жить можно.

Что уди­ви­ло, индий­цы прак­ти­че­ски не упо­треб­ля­ют алко­голь. В Дели, конеч­но же, есть бары, где мож­но мно­го чего купить, но в обыч­ных кафе вам пода­дут мак­си­мум пиво. А ско­рее все­го — вооб­ще ниче­го. Но, чест­но гово­ря, не очень-то и хоте­лось. Све­же­вы­жа­тые соки гораз­до вкуснее.

Чисто­та и гигиена

Обыч­но всех тури­стов, кото­рые едут в Индию, пуга­ют тем, что тут очень гряз­но и кру­гом анти­са­ни­та­рия. Одно могу ска­зать — в Индии явно ста­ло не так ужас­но, как было 14 лет назад во вре­мя мое­го пер­во­го путе­ше­ствия. Ну, либо я изме­ни­ла к это­му свое отношение. 

Конеч­но, мы не поку­па­ли осо­бо стрем­ный фаст­фуд на ули­це и не ели все под­ряд, пили воду толь­ко из буты­лок, а руки перед едой все­гда мыли или про­ти­ра­ли влаж­ны­ми сал­фет­ка­ми. Но, в общем-то, все то же самое мы дела­ем и в дру­гих стра­нах. Про­блем не было

Но, конеч­но же, до сте­риль­ной чисто­ты Индии еще очень дале­ко. Мусо­ра на ули­цах пол­но, тру­що­бы все так же есть, мно­го бед­ных и нищих на ули­цах. В общем, как-то так.

Туа­ле­ты

С туа­ле­та­ми сей­час уже тоже не все так печаль­но. Напри­мер, рань­ше сплошь и рядом на ули­цах мож­но было встре­тить муж­ские пис­су­а­ры. Идешь так, опань­ки — мужи­ки сто­ят в рядок и, не стес­ня­ясь, отво­дят душу. Теперь мы такой не встре­ти­ли ни один. Я пря­мо даже рас­стро­и­лась. Так хоте­лось их сфо­то­гра­фи­ро­вать и пока­зать вам.

Туа­ле­ты в Индии нын­че двух сти­лей: запад­но­го и индий­ско­го. При­чем про сти­ли я вам сей­час не ради крас­но­го слов­ца завер­ну­ла — они там офи­ци­аль­но так назы­ва­ют­ся. Запад­ный стиль — с уни­та­зом, индий­ский — дыр­ка в полу.

Гряз­нень­кие, прав­да, в основ­ном ста­рень­кие, но поль­зо­вать­ся мож­но. Минус — нигде нет туа­лет­ной бума­ги, а во мно­гих — и мыла в рако­вине тоже. Вези­те с собой.

Интер­нет

Интер­нет есть дав­но уже на всей пла­не­те, и Индия — не исклю­че­ние. Конеч­но, мож­но поль­зо­вать­ся Wi-Fi — он нам попа­дал­ся прак­ти­че­ски во всех оте­лях. Одна­ко это­го было недо­ста­точ­но, хоте­лось иметь воз­мож­ность быть на свя­зи все­гда и вез­де. «Билайн» радост­но при­вет­ство­вал нас в Дели сооб­ще­ни­ем, что за пер­вый выход в интер­нет сни­ма­ет­ся 200 руб­лей, а далее — по 5 руб­лей за мега­байт. Безум­ный цен­ник. Поэто­му мы сра­зу ста­ли искать, где бы купить мест­ную сим­ку. Одна­ко тут есть одна про­бле­ма. Сим­ки здесь не раз­да­ют­ся напра­во и нале­во, как у нас, а толь­ко стро­го по предъ­яв­ле­нию индий­ско­го пас­пор­та. В интер­не­те нам попа­да­лись упо­ми­на­ния, что вро­де бы про­да­ют их и ино­стран­цам по загран­пас­пор­ту, но в реаль­но­сти сало­ны сото­вой свя­зи, куда мы захо­ди­ли, это делать отка­зы­ва­лись. Может, уже нель­зя или лень свя­зы­вать­ся — непо­нят­но. Одна­ко мы нашли выход.

В Кад­жу­ра­хо к нам при­кле­ил­ся один води­тель мото­рик­ши, гото­вый ради зара­бот­ка возить нас по все­му горо­ду. И когда мы попро­си­ли пока­зать, где мож­но купить индий­скую сим-кар­ту, он при­шел в одну из лаво­чек и попро­сту офор­мил дого­вор на свое имя. Инте­рес­но, что для это­го в Индии надо предъ­явить отпе­чат­ки с несколь­ких паль­цев с помо­щью спе­ци­аль­но­го при­бо­ра. В сфе­ре иден­ти­фи­ка­ции лич­но­сти они нас, как ни стран­но, обогнали.

За 600 рупий мы полу­чи­ли кар­ту опе­ра­то­ра Airtel с тари­фом, поз­во­ля­ю­щим каж­дый день тра­тить до 1 ГБ тра­фи­ка, в том чис­ле на 4G. Про­да­вец в лав­ке клят­вен­но пообе­щал, что будет рабо­тать по всей Индии.

И дей­стви­тель­но, сим­ка рабо­та­ла, когда мы отпра­ви­лись в путь. Прав­да, сто­и­ло выехать за пре­де­лы шта­та Мад­хья-Пра­деш, она нача­ла рабо­тать в режи­ме роумин­га, и при­шлось вклю­чить в смарт­фоне гал­ку «раз­ре­шить интер­нет-роуминг». В горо­дах ско­рость была доста­точ­но при­лич­ной, кар­тин­ки и видео в инста­грам гру­зи­лись быст­ро. А вот в сель­ской мест­но­сти, по кото­рой мы посто­ян­но еха­ли на поез­де, было все гораз­до печаль­нее. Почти все вре­мя ско­рость была око­ло нуля либо вооб­ще ниче­го не ска­чи­ва­лось. Ну а 4G — он нам попал­ся толь­ко в Дели и в Тривандраме.

Еще одна воз­мож­ность поль­зо­вать­ся интер­не­том в Индии, при­чем бес­плат­но — это вок­заль­ный Wi-Fi, кото­рый на мно­гих стан­ци­ях раз­вер­ну­ла небезыз­вест­ная ком­па­ния Google вме­сте с индий­ски­ми желез­ны­ми доро­га­ми. Его нали­чие лег­ко обна­ру­жить по мно­го­чис­лен­ным транс­па­ран­там RailWire на плат­фор­мах. Но что­бы туда под­клю­чить­ся, нуж­но прой­ти иден­ти­фи­ка­цию — вве­сти номер мобиль­но­го теле­фо­на, при­чем толь­ко индий­ский, и полу­чить ответ­ную эсэм­эс­ку с кодом. Прав­да, доступ дают огра­ни­чен­ный, минут на 40, потом надо сно­ва полу­чать эсэмэску.

Воров­ство

Встре­ча­ет­ся, хотя не могу ска­зать, что этим про­мыш­ля­ют мас­со­во. Одна­жды идем по база­ру в Дели и вижу, как рядом с Анто­ном оти­ра­ет­ся какой-то парень. Ста­ла по-тихо­му при­смат­ри­вать за ним. Ну и засек­ла в тот самый момент, когда он попы­тал­ся рас­стег­нуть мол­нию на рюк­за­ке у мужа.

Вто­рой раз мы столк­ну­лись с воров­ством в поез­де из Джан­си в Кочин. Ночью у девоч­ки из наше­го купе ста­щи­ли коше­лек. При­чем вагон, как я уже писа­ла выше, у нас был про­дви­ну­тый, клас­са АС А2, выше кото­ро­го толь­ко люкс.

Зна­ние ино­стран­ных язы­ков и общение

Так как Индия рань­ше была бри­тан­ской коло­ни­ей, англий­ский язык индий­цы зна­ют. Прав­да, этот англий­ский — индий­ский, и в пер­вое вре­мя вам, навер­ное, будет непро­сто его понять. С дру­гой сто­ро­ны, уже бук­валь­но через несколь­ко дней, а то и быст­рее вы при­вык­ни­те к мест­но­му акцен­ту, и про­бле­ма себя исчерпает.

Но надо ска­зать, что несмот­ря на то, что англий­ский язык индий­цы учат в шко­лах, зна­ют его не все. Тяж­ко с ним в мел­ких горо­дах, в дерев­нях и в тру­що­бах Дели, куда мы с Анто­ном забре­ли в самый послед­ний день. Одна­ко обыч­но все рав­но даже сре­ди незна­ю­щих все­гда нахо­дит­ся хотя бы кто-то один, кто в состо­я­нии отве­тить на про­стые вопро­сы и что-то сооб­щить. Так что учить хин­ди и дру­гие индий­ские язы­ки перед путе­ше­стви­ем туда необязательно.

Смот­ри­те так­же: Как быть иде­аль­ным гостем в Рос­сии: инструк­ция для иностранцев

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Новости партнеров

Загрузка...

Новые посты

Огненная улитка могла бы сделать вас миллионером, но этого не случится

Огненная улитка могла бы сделать вас миллионером, но этого не случится

20 фотографий, которые доказывают, что время — не помеха настоящей дружбе и любви

20 фотографий, которые доказывают, что время — не помеха настоящей дружбе и любви

15 редких фото, демонстрирующих бесплатную советскую медицину во всей красе

15 редких фото, демонстрирующих бесплатную советскую медицину во всей красе

17 лучших снимков с конкурса уличной фотографии TDM Street Photography Awards 2021

17 лучших снимков с конкурса уличной фотографии TDM Street Photography Awards 2021

Предупрежден – значит вооружен: 10 признаков рака, которые нельзя игнорировать

Предупрежден – значит вооружен: 10 признаков рака, которые нельзя игнорировать

22 редких примера заботы о клиентах, которая проявляется в дизайне

22 редких примера заботы о клиентах, которая проявляется в дизайне

Как выглядят и чем занимаются дети знаменитостей с неординарной внешностью

Как выглядят и чем занимаются дети знаменитостей с неординарной внешностью

17 странных блюд из мишленовских ресторанов

17 странных блюд из мишленовских ресторанов

Короткая память: каждый пятый россиянин не может расшифровать аббревиатуру СССР

Короткая память: каждый пятый россиянин не может расшифровать аббревиатуру СССР

Полная «ж»: 25 обычных предметов, которые всем напомнили пятую точку

Полная «ж»: 25 обычных предметов, которые всем напомнили пятую точку

16 вещей и обычаев, которые можно встретить только в Японии

16 вещей и обычаев, которые можно встретить только в Японии

«Сказки Конго»: фотопроект, который заставляет сердце биться в африканском ритме

«Сказки Конго»: фотопроект, который заставляет сердце биться в африканском ритме