Топ-100

Как строят стадион «Зенит Арена»

0

Рассказывает Александр Попов Russos: «Большие проекты всегда вызывают не менее большой интерес. Многие, особо не разобравшись, начинают их ругать. Это же проще всего! Другие, немного включив голову, восхищаются инженерными и техническими решениями. Не избежал этой участи и строящийся стадион «Зенит Арена» в Санкт-Петербурге. Проект сложный, дорогой, но безумно интересный в техническом плане. А некоторые решения, примененные на стадионе, просто уникальные.

Мне довелось провести на стройке один день и не раз удивиться многим интересным моментам. Но сначала немного истории.

С 1950 по 2006 году в Санкт-Петербурге на Крестовском острове находился стадион им. Кирова. Он являлся одним из самых больших стадионов в мире — был самым большим во всём Советском Союзе, России и Европе.

Последний официальный матч на том поле был сыгран 6 июля 2006 года, и уже к концу 2006 года стадион был демонтирован, чтобы на этом же месте начать строительство нового и почти самого дорогого стадиона в мире. Бюджет проекта примерно равен 35 миллиардам рублей.

И началась стройка…»

(Всего 42 фото)

Фотография: Как строят стадион
Источник: ЖЖурнал/russos

«В течении 2007 года было выполнено свайное поле и полностью завершены земляные работы. В 2008 году был готов проект, он прошел госэкспертизу, но из-за разных коллизий строительство было остановлено.

В декабре 2008 года работы по строительству были возобновлены. Но уже в декабре 2009 года после проверки проекта стадиона на соответствие требованиям FIFA выяснилось, что по ряду критериев уже строящийся стадион не соответствует этим стандартам. Основные претензии предъявлялись к конфигурации трибун (обеспечение комфортной видимости, расположение люков) и планировке подтрибунных помещений, которые были поделены мощными стенами на небольшие отсеки. Холлы и открытые пространства внутри практически отсутствовали. Для исправления выявленных недостатков в апреле 2010 г. был привлечен новый генпроектировщик — «Моспроект‑4», имеющий большой опыт в проектировании спортивных сооружений (например, стадион «Локомотив» в Москве).

Планировка подтрибунных помещений, конфигурация трибун были приведены в соответствии с требованиями FIFA, предъявляемыми к стадионам такого уровня. Появились большие холлы и свободные пространства, были найдены места для размещения дополнительных кафе, баров на всех уровнях стадиона. В связи с вносимыми изменениями строительство было сново остановлено в декабре 2009 года и возобновлено в полной мере в августе 2010 г.

С 2008 года строительство ведет «Инжтрансстрой», входящий в структуру «Трансстроя».

Новый стадион в 2018 году примет матчи чемпионата мира. В том числе и полуфинал. Финальный же матч пройдет в Лужниках. Планируется, что к моменту окончания строительных работ стадион станет одним из самых технологически продвинутых и совершенных спортивных сооружений в Европе. На нём будут отсутствовать легкоатлетические дорожки и он будет предназначен только для проведения футбольных матчей.

Давайте посмотрим на это чудо инженерной мысли. Раскрою сразу несколько технических решений, на которых стоит заострить внимание:
— выкатное футбольное поле;
— огромный железобетонный мост пролетом 100 метров на котором находится трибуна;
— раздвижная крыша.

А остановка строительства пошла только на пользу. За это время свайное поле застабилизировалось и сейчас оно уже не дает осадок. С ним еще связана одна история. Дело в том, что первый генподрядчик («Авант») немного перестарался со сваями, и их получилось больше, чем надо было. В итоге несущая способность поля оказалась больше в два раза, чем было запланировано по проекту. Там вообще случилась темная история с ними… Но зато потом при изменении проекта это сыграло на руку — новый проект стадиона и все изменения прекрасно укладывались в лимиты весов и нагрузок. Только потребовалось сделать усиление ростверков под чашей стадиона.

Ну, хватит вступлений, пора смотреть!»

Фотография: Как строят стадион
1. Прекрасный вид со стороны Приморского района. Сам стадион напоминает летающую тарелку. Кстати, он имеет специально аэродинамическую форму, так как здесь особенно пришлось учитывать ветровые нагрузки.
Фотография: Как строят стадион
2. На стадионе будут проходить все главные культурные мероприятия и концерты Питера. А еще представьте какой-нибудь рок концерт на этом стадионе…
Фотография: Как строят стадион
3. Отрицательный угол фасада хоть и красив, но накладывает особые нормы при проектировании и расчетах. Так же от этого фасада ничего не должно отвалится при пожаре для обеспечения эвакуации зрителей. Вообще, пожарным нормам и безопасности на стадионе уделено самое пристальное внимание.
Фотография: Как строят стадион
4. По площади это самый большой стадион в Восточной Европе.
Фотография: Как строят стадион
5. В связи с тем, что погодные условия в Санкт-Петербурге являются неблагоприятными для роста травы зимой, а город является самым северным, из представляющих Премьер-лигу, авторами проекта было принято архитектурное решение, при котором поле стадиона будет выдвигаться за его пределы, а крыша будет раздвижной, чтобы закрывать поле во время непогоды и холодного времени года. Само поле будет жить на улице, обдуваемое морским ветром. В холодное время оно будет находиться в теплице. Но, самое главное, естественный газон будет получать необходимый солнечный свет для своего роста. А внутри стадиона, уже без футбольного поля, можно проводить концерты, выставки и другие массовые мероприятия, не боясь повредить газон.
Фотография: Как строят стадион
6. Первоначальный проект стадиона был из немецкой стали. Но потом решили сэкономить и сделать все из железобетона. Но столкнулись с тем, что конструкции стадиона при использовании бетона стали сильно толще и архитектурный проект не вписывается в существующий конструктив. Пришлось делать запредельное армирование конструкций, но это все равно вышло дешевле, чем использование импортной стали. Сейчас чаша стадиона полностью готова, а металлоконструкции крыши сделана на треть.
Фотография: Как строят стадион
7. Для монтажа 22 000 тонн металлоконструкций крыши применили необычный метод. Обычно создаются временные опорные конструкции, и на них ведется монтаж. Но такой способ не обеспечивает необходимую точность и, самое главное, для него требуется два 700 тонных крана. А на стадионе они никак не хотели помещаться.
Фотография: Как строят стадион
8. Поэтому решили все сегменты крыши смонтировать на стапеле башенными кранами в одном месте, а потом по направляющим рельсам сдвигать в проектное положение. Этот способ сложнее и требует больше временных конструкций, но в итоге дает высочайшую точность сборки и выигрыш по времени. (кликабельно)
Фотография: Как строят стадион
9. Пока в нагромождении строительных конструкций трудно увидеть что будет, но рендеры это позволяют.
Фотография: Как строят стадион
10. Стадион в футбольной конфигурации.
Фотография: Как строят стадион
11. Решение было очень не однозначным и оно встретило много противников. Но начавшийся монтаж крыши показал, что это правильный путь.
Фотография: Как строят стадион
12. Каждая колонна временной конструкции имеет уникальный проект и крепление в чаше. Какие-то колонны ставятся прям на трибуны, но большинство пронзают их до необходимой отметки.
Фотография: Как строят стадион
13. Самая изюминка стадиона — мост, который обеспечивает выкатку поля на улицу. Пролет плоского перекрытия более 100 метров! Это уникальная конструкция из предварительного напряженного железобетона. Максимальный нормативный прогиб нижней плиты моста по её центральной оси (посредине пролёта) — 210 мм, а расчётный — 87 мм. На этом мосту находятся трибуна с фанатским сектором (это значат прыжки и прочие футбольные радости) и часть крыши. По сути, это как кусок пирога, который отрезан от остальной конструкции и живет своей жизнью.
Фотография: Как строят стадион
14. Внутри трибун в этом секторе не будет баров, ресторанов и других помещений. Только диафрагмы жесткости и небольшие комнатушки.
Фотография: Как строят стадион
15. Сейчас мост полностью готов. Нет, вообще удивительно. Ладно бы это был свод, я еще понимаю. Но плоское перекрытие с такими допусками… Фантастика.
Фотография: Как строят стадион
16. А это конструкция футбольного поля. Вес ее около 7,8 тысяч тон. Первоначально предполагалось, что конструкцию будет заталкивать под стадион гидравлика, но это медленно, сложно и не надежно. В итоге эта часть тоже была перепроектирована — все футбольное поле будет чуть приподниматься на воздушной подушке, снимая часть нагрузки на ролики. А далее электромоторы в течении нескольких часов передвигают поле. В отличие от полсуток в случае с гидравлическими толкателями.
Фотография: Как строят стадион
17. На северной трибуне расположился стапель, где собирают сегменты крыши. (кликабельно)
Фотография: Как строят стадион
18. Еще одной особенностью стадиона будет единый центр управления. Сюда будет стекаться вся информация о стадионе, о передвижении людей, о нагруженности магистралей и т.д.
Фотография: Как строят стадион
19. На стадионе будет смонтирована система видеонаблюдения, которая в реальном режиме времени позволяет отслеживать любого зрителя от входных кордонов безопасности до его места на трибуне. Система сразу идентифицирует его билет, портрет и его послужной список болельщика.
Фотография: Как строят стадион
20. Под крышей будет стоять система дымоудаления и пожаротушения. Все это тоже, естественно, уникально. В случае системы пожаротушения, то она сможет действовать весьма локально. Если кто-то пронес файер (вдруг) и зажег его, то система распознает место (соотвественно вычисляем кто это), вокруг места создается водяное облако из распылителей, а сверху из брандсбойта подается вода именно на этого человека. Полный космос, короче.
Фотография: Как строят стадион
21. Реконструированный фонтан, который был около стадиона имени Кирова.
Фотография: Как строят стадион
22. Но, пора подняться наверх, на стапель. Видите наклонную серую штуковину? Это пилон, на которой будет опираться крыша, помимо стен. Ферма под пилоном — временное сооружение на период монтажа крыши.
Фотография: Как строят стадион
23. Приморский район.
Фотография: Как строят стадион
24. Входная группа реставрирована не вся, а частично: реставрированы сами павильоны, а фонтан и лестница реконструированы.
Фотография: Как строят стадион
25. Сейчас первые два сегмента собраны и потихоньку движутся на свое место на южной трибуне. Но из-за того, что мост там закончили недавно, то сейчас надо ждать, пока смонтируют направляющие рельсы, по которым и перемещаются сегменты.
Фотография: Как строят стадион
26. Какое-то грандиозное царство фермчатых конструкций и металла. (кликабельно)
Фотография: Как строят стадион
27. На стапеле сегменты собираются с высочайшей точностью. Далее они готовятся к транспортировке, где стыкуются с уже готовыми и установленными сегментами крыши. По сути, это будет бублик. А по центру раздвижной сегмент крыши. (кликабельно)
Фотография: Как строят стадион
28. Не читая ниже попробуйте догадаться, как сегменты скользят по направляющим?
Фотография: Как строят стадион
29. Пилон крупным планом. Много вопросов вызвал его отрицательный угол работы. Логичнее было бы сделать его положительным, то есть он смотрел бы тогда наружу. Но современные методы расчета и моделирования позволяют реализовать очень смелые проекты.
Фотография: Как строят стадион
30. Первоначально крыша опиралась только на эти пилоны, но в итоге пришли к выводу, что это слишком рискованно и решили часть нагрузки передать чаше стадиона.
Фотография: Как строят стадион
31. Кардан, который передает усилия от тросов на сегмент. Дело в том, что сегмент передвигается по кривой, а усилие от домкрата прикладывается только прямо.
Фотография: Как строят стадион
32. Для монтажа крыши были построены два «рельсовых» пути. (кликабельно)
Фотография: Как строят стадион
33. Домкрат. На удивление весьма скромный.
Фотография: Как строят стадион
34. Решено построить станцию метро «Новокрестовская» на Невско-Василеостровской линии, которая к 2017–2018 годам станет промежуточной станцией между станциями «Приморская» и «Улица Савушкина». Говорят, что даже уже в этом году начнутся работы.
Фотография: Как строят стадион
35. А вот и отгадка про трение. Скольжение обеспечивают листки фторопласта.
Фотография: Как строят стадион
36. Только подкладывай новый и конструкция весом от 621 до 1113 тонн скользит как по маслу.
Фотография: Как строят стадион
37. Красота стыков и болтов.
Фотография: Как строят стадион
38. Строительство Западного Скоростного диаметра. Кстати, вокруг стадиона будет парковка всего лишь на 4000 мест. При вместимости стадиона в 68 000 мест, это означает, что всем придется добираться общественным транспортом.
Фотография: Как строят стадион
39. И несколько рендеров стадиона. Посмотрите, какая красота будет.
Фотография: Как строят стадион
40.
Фотография: Как строят стадион
41.
Фотография: Как строят стадион
42. На последок небольшая история с названием. Дело в том, что официального названия у стадиона нет. Его еще предстоит утвердить Топонимической комиссии. А название «Зенит Арена» прижилось с легкой руки строителей.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Новости партнеров

Загрузка...

Новые посты