Как делают настоящий гранатовый сок
Визитная карточка Азербайджана — это гранат, об этом знает весь мир, ведь 98% продукции завода AZNAR производится на экспорт. Гранатовый сок, который продается на прилавках магазинов в моем городе, как оказалось, очень далек от настоящего свежевыжатого гранатового сока. В этом репортаже я расскажу как делают настоящий сок из настоящих фруктов, мы побываем на двух крупных заводах страны — AZNAR (Grante) и Габалинский консервный завод (Jale).
Я побывал на фестивале граната в Азербайджане в начале ноября. Фестиваль традиционно проводится в небольшом городке Гейчай и с каждым годом стремительно набирает обороты, становясь одним из мероприятий национального масштаба.
История Азербайджана неотрывно связана с культурой выращивания граната, уходящей вглубь веков. Гранаты исторически культивируются почти во всех регионах Азербайджана, но признанным центром произрастания лучших сортов гранатов является Ширван, лежащий в полосе сухих субтропиков. Для производства сока чаще всего используются гранаты, растущие в Гейчайском районе.
Именно гейчайские гранаты завоевали мировое признание и стали синонимом «настоящих азербайджанских гранатов». Секретом великолепного вкуса и стабильного качества геокчайских гранатов являются уникальный микроклимат и состав почв района, которые не встречаются больше нигде в мире.
Гранат собирается в течении 40-45 дней в октябре–ноябре. Из 3кг граната на выходе получается 1л сока. Из 5 тыс тонн, которые собраны в районе Гейчая, получится 1300 тонн сока. В производстве сока на заводе AZNAR используются две принципиально разные технологии — либо производство и разлив сока напрямую в бутылку и отгрузка производителю, либо накомпление концентрата в асептических цистернах емкостью 50т, всего на заводе таких цистерн 100.
В день на заводе могут быть разлиты от 10 до 15 тыс бутылок.
Когда сезон сбора гранат прекращается разлив сока происходит в плановом порядке из наполненых ранее асептических цистерн.
Главные ипмортеры сока — США, Канада, Германия и Астралия. Реализация соков на экоспорт проводится как под собственной торговой маркой Grante, так и под индивидуальными марками. В зависимости от страны 1л бутылка сока стоит в рознице от 5 долларов до 7 евро. Бренд Grante относится к премиальным брендам высококачественного натурального сока.
Завод AZNAR является эффективным современным производством, включающим в себя следующие технологические элементы:
— Три линии первичной переработки сырья, общей мощностью 20 тонн в час, и группы оборудования по обработке и ультрафильтрации сока;
— Линия стерилизации и хранения сока в асептических емкостях;
— Выпарная установка типа «восходящая пленка» для концентрирования сока;
— Линия асептического наполнения концентрированного сока в крупную тару типа «Aseptic Bags», емк. 220 л.;
— Две линии розлива в стеклянные бутылки, емк. 1,0 л, 0,75 л, 0,33 л и 0,25 л, пастеризации и упаковки в картонные короба и термоусадочную пленку;
— Комплект оборудования для получения экстракта танина из кожуры гранатов;
— Холодильные камеры на 1100 м² для хранения концентрированного сока при t = -18°C и свежих фруктов при t = (+5) — (-2)°C;
— Участок производства варенья и джема.
Интересные факты и легенды про гранат:
— С древних времен гранат считают на Востоке королем всех плодов. Даже внешне он выделяется среди фруктов огненно-красным венцом на вершине. Предание гласит, что именно оригинальные чашелистики подсказали форму короны.
— Согласно Корану, гранатовыми деревьями в числе прочих засажен прекрасный райский сад. У многих народов цветки и плоды граната считаются символом богатства, изобилия и плодородия.
— Изображения граната найдены на египетских пирамидах, на древневизантийских тканях, в орнаментах древних греков и арабов. Фараоны очень ценили свежий сок граната, считая его чудодейственным, способным укреплять не только тело, но и дух. Древних египтян хоронили с гранатами в надежде на их возрождение. Также древние египтяне и ассирийцы часто изображали в своих скульптурах гранат, как священное дерево или «древо жизни».
— Итальянцы считают, что Еву соблазняли в Эдеме гранатом. А король Кир, основатель Персидской Империи, пожелал такое количество хороших генералов, сколько семян в гранате. Позднее пророк Мухаммед побуждал последователей есть гранаты, считая, что он очищает от зависти и ненависти.
— В греческой мифологии гранаты были любимой едой богов, побуждая многих верить, что их употребление ведет к бессмертию. А Персефоне, богине земледелия, семя этого фрукта предложил Аид. Поддавшись искушению этого рубинового фрукта, похожего на драгоценный камень, она взяла его и тем самым обрекла себя на проведение нескольких месяцев в году в подземном царстве Аида.
— Древние греки верили, что первое гранатовое дерево вырастила на острове Кипр богиня любви — Афродита. С тех пор гранатовый сок приобрел репутацию «любовного зелья». В наше время греки по традиции разламывают гранат на свадьбах как символ плодородия.
— В Китае сладкие гранатовые семечки едят в день свадьбы, благославляя тем самым молодоженов. А картина с изображением спелого граната является популярным свадебным подарком.
— Фрукт давно используется в народной медицине на Среднем Востоке, в Азербайджане, Иране и Индии. Целители используют не только съедобные семена, но и кору, листья, кожуру и корку фруктов для лечения абсолютно всего, начиная от коньюктивита, заканчивая геморроем.
А это другой крупный завод — Габалинский консервный завод, производящий торговые марки соков: «Jale» и «Золотой Сад».
Занимающий территорию в 13 гектаров и обладающий мощностью по переработке 70 000 тонн фруктов в год Габалинский Консервный Завод ежегодно производит 210 000 тонн фруктового сока и нектара. Завод оснащен новейшим производственным оборудованием.
Рабочий процесс завода охватывает все стадии производства — начиная со сбора и приема сырья, заканчивая упаковыванием продукции.
Производство делится на следующие области:
— Производство фруктовых соков и нектаров;
— Производство пюре и концентратов;
— Производство консервов из нарезанных фруктов.
Всего производится 26 видов натурального сока.
Основной областью производства Габалинского Консервного Завода является производство натуральных соков, нектаров и концентратов, которая идет по 7 производственным линиям. 2 линии выпускаются в стеклянной таре, остальные 5 линий — в таре Tetra Pak.
Вот еще интересные ответы на вопросы с сайта производителя:
— Что такое Концентрат?
Несмотря на то что во многих источниках массовой информации неоднократно давали объяснение тому, что такое «концентрат приготовленный из фруктового сока», до сих пор непосредственно слово «концентрат» вызывает опасение у потребителей. У людей сформировалось мнение, что концентрат — это химическое средство используемое для получения фруктового сока.
Но это абсолютно не так!
В мировом производстве фруктового сока существует несколько способов его получения:
· свежевыжатый выдержанный сок
· свежевыжатый сок
· фруктовый сок в виде концентрата
· фруктовый сок восстановленный из концентрата
Концентрат — это сгущенная форма фруктового сока, полученная методом испарения или заморозки. Для получения концентрата методом испарения, фруктовый сок подогревается с помощью специального оборудования. Для того, чтобы фруктовый сок не терял своих полезных качеств процесс не доводится до кипения. Во время испарительного процеса вода отделяется и полученный сгущенный фруктовый сок собирают в асептическую посуду (не имеющую контакта с воздухом) и замораживают.
Далее методом восстановления из концентрата получают фруктовый сок. Для чего же производят концентрат (сгущенная форма фруктового сока)? Для объяснения возьмем за пример гранатовый сок и способ его приготовления. Как и у каждого фрукта, у граната имеется свой период созревания и сбор гранатов длится всего два месяца. Но и по истечению срока, то есть в зимний, весенний и летний период для снабжения потребителей натуральным гранатовым соком, мы часть полученного сока методом испарения сохраняем в виде концентрата (сгущенная форма фруктового сока). В последующие месяцы из полученного концентрата мы производим натуральный сок, который не теряет своих полезных качеств и сохраняет в своем составе витамины.
— Какова разница между свежевыжатым и восстановленным фруктовыми соками?
Разница между свежевыжатым и восстановленным фруктовыми соками состоит в процессе их производства. Производство свежевыжатых соков совпадает с сезоном созревания фруктов и выжимается из фруктов только что собранных в садах и привезенных на завод. Одна часть собранных фруктов немедленно отправляется на производство, другая же часть собирается в специальные амбары для хранения фруктов для продолжения производства соков в другие месяцы года.
Отправленные на производство фрукты выжимаются и отделяются от сока. Сок проходит фильтрацию и собирается в тару, затем для того чтобы в течении 1-го лет не терять свои полезные качества сок проходит пастеризацию. Процесс пастеризации в зависимости от вида фрукта занимает 1-2 минуты и проходит под температурой 88 °-105°. Вкус свежевыжатого фруктового сока (сладкий — кислый) не бывает стандартным и его разнообразие зависит от вида фрукта. Если характеристика вкуса фрукта отправленного на производство определяется как «сладкий», то и вкус сока будет сладкий, если «кислый» — то кислый. Также цвет сока будет зависеть от вида фрукта. Например, сок красного яблока бывает темным, сок же зеленого яблока — светло-желтый.
В процессе производства восстановленного сока добавляется концентрат (сгущенная форма фруктового сока), особо очищенная вода и натуральный аромат фруктов полученный в процессе производства концентрата (для получения более подробной информации о производстве аромата и концентрата обращайтесь в раздел Продукция/Концентрат нашего сайта). Любой фруктовый сок участвующий в процессе получения восстановленного сока должен отвечать специальным требованиям и стандартам. Эти стандарты включают в себя кислоту сока, его цвет, состав, чистоту и т. д.
— На некоторых упаковках мы можем заметить надпись «сок», на других же «нектар», какова разница между ними?
Сок и нектар отличаются по составу. Соки производимые Габалинским Консервным Заводом делятся на свежевыжатые и соки восстановленные из концентрата (сгущенная форма фруктового сока).
Производство свежевыжатых соков совпадает с сезоном созревания фруктов и выжимается из фруктов только что собранных в садах и привезенных на завод. В процессе производства восстановленного сока добавляется концентрат (сгущенная форма фруктового сока), особо очищенная вода и натуральный аромат фруктов полученный в процессе производства концентрата (для получения более подробной информации о производстве аромата и концентрата обращайтесь в раздел Продукция/Концентрат нашего сайта). На упаковках этих двух видов продукции и пишется «фруктовый сок».
При производстве фруктового нектара используется 25%-50% фруктового сока, вода, сахар и фруктовое пюре. Нектар изготавливается из не очень сочных видов фруктов таких как персик, абрикос, айва, фейхоа и т. д. Для этого фрукты используются в виде пюре и в зависимости от вида фрукта в процентном соотношении добавляется вода и другие натуральные продукты.
— На упаковках фруктовых соков пишется без консервантов. Если в продукты не добавляются консерванты и другие химические вещества, то как возможно, что на упаковках пишется срок годности до года?
Для ответа на это вопрос приведем в пример производство и хранение маринованных помидоров, огурцов и других запасов на зиму на дому. Разве в них для долгого хранения добавляются консерванты? Конечно нет! Но по истечению года те же маринованные помидоры и огурцы поражают вас своим вкусов и свежестью.
Мы также не добавляем никаких концентратов и химических веществ в нашу продукцию для того, чтоб она долго сохраняла свои полезные свойства. Секрет долговечности нашей продукции в асептической технологии (без контакта с воздухом) упаковки. При отсутствии проникания воздуха в упаковку не происходит процессов гниения и окисления.
Второй секрет — это использование пятислойной, тонколентной, с внутренним слоем фольги упаковки. Эта упаковка представлена мировым лидером компанией Tetra Pack — что является гарантией качества.
Третий секрет — наша продукция перед упаковыванием проходит процесс пастеризации и стерилизации. Процесс пастеризации в зависимости от вида фрукта занимает 1-2 минуты и проходит под температурой 88 °-105°, продукт перед упаковкой охлаждается. Основа гарантии качества нашей продукции — это последние технологии используемые в производстве.
—
Ну и конечно, напомню еще раз, что самый настоящий гранатовый сок выжимается только собственоручно!
Проверено на личном опыте под чутким руководством известного телеведущего и путешественника Азерабайджана Азера Гариба:
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!