Топ-100

Личный бронеавтомобиль Сталина: жизнь после смерти

Его боялись, уважали и всегда уступали дорогу. Речь не о самом товарище Сталине, а о его автомобиле ЗИС-115. Первом бронированном седане, выпущенном в СССР. Его судьба столь же интересна, как и устройство машины.

По странному стечению обстоятельств после смерти Вождя народов этот уникальный автомобиль оказался на заднем дворе университета имени Баумана, а затем и вовсе пропал с радаров. Пока в 2002 году не всплыл на подмосковной даче.

1

Дело было так. К коллекционеру Вадиму Задорожному обратился профессор МГТУ с просьбой посмотреть один интересный экспонат. По его словам, у него на даче сохранился автомобиль, представляющий музейную ценность. Когда поклонник автостарины прибыл на место, перед ним предстал черный седан, вросший в землю и наполовину сгнивший. Задорожный взял паузу, но, покопавшись в архивах завода имени Лихачева, тут же согласился приобрести раритет.

Автомобиль, внешне выглядевший точь-в-точь как обычный ЗИС-110 (гражданская машина, которую начали разрабатывать в годы Великой Отечественной), на деле оказался волком в овечьей шкуре. ЗИС-115, созданный в 1949 году для партийной элиты, по своим характеристикам отличался от ЗИС-110, как танк от мотоцикла.

Кузов состоял не из отдельных бронированных панелей, как у европейских и американских аналогов, а представлял собой клепано-сварную конструкцию. То есть фактически эта машина — бронекапсула. Причем на каждой приваренной детали стоял серийный номер и ФИО изготовителя. То есть, случись что, вся тяжесть ответственности ложилась на конкретного человека. Больше того, на корпусе можно было рассмотреть следы от пуль, которыми тот или иной участок испытывался на прочность.

Окна — сложная инженерная конструкция, составленная из 35-миллиметрового стекла, воздушной прослойки, вязкого оргстекла (призванного при необходимости погасить кинетическую энергию осколков пробитого внешнего слоя), еще одной прослойки и особого каленого стекла, получившего название сталинит. Для того чтобы окна не запотевали, советские инженеры встроили в них трубочки со специальным порошком, впитывающим влагу. В роли стеклоподъемников выступали гидравлические домкраты.

Известно, что в быту Сталин был аскетом. Но глядя на отделку интерьера ЗИС-115, так не скажешь. Просторный салон, рассчитанный на 6-7 человек, отделан натуральной кожей, велюром и натуральной шерстью. Вставки на передней панели — из карельской березы. Цвет подсветки приборной панели изменялся в зависимости от скорости. До 40 км/ч панель горела зеленым, при скорости от 40 до 80 км/ч — оранжевым, а свыше 80 — красным. Автомобиль, напомним, был собран в 1949 году.

 

Одним словом, создатели потрудились на славу. К счастью для них. Ведь процедура сдачи «объекта» проходила так: энкавэдэшники посадили главного инженера и ведущих конструкторов внутрь, закрыли окна и двери и выпустили по авто несколько автоматных очередей. Никто не пострадал, что и отметили щедрым банкетом.

Так как же это чудо техники оказалось на даче профессора Бауманки? Оказывается, после кончины Сталина (а именно его личный автомобиль купил коллекционер Задорожный, что доказывает проштампованный номер шасси — 18) его ЗИС-115 отправили на автозавод имени Лихачева для… утилизации. Однако по неизвестным причинам «броневик» был передан в МГТУ имени Баумана для различных испытаний. Из-за того что машина проходила под грифом «секретно», ее оформили как шасси с комплектом запчастей. С течением времени ЗИС-115 стали использовать в качестве инкассаторской машины, на которой перевозили кассу университета. Но потом отказались и от такой практики — автомобиль вождя просто отправили на задний двор, где он стоял долгие годы, пока один из преподавателей не выкупил его.


Задорожный заплатил за машину Сталина кругленькую сумму и передал на реставрацию. Работы велись не один год. Мастера, создававшие уникальную модель, давно ушли из жизни, но выручала архивная документация. Работу значительно осложняло то, что специалисты не могли полностью разобрать автомобиль, как обычно бывает в подобных случаях. Помните, мы говорили, что машина, по сути, представляла собой бронекапсулу в «обертке» от ЗИС-110? Это-то и стало причиной иного подхода — если бы автомобиль был разобран до винтика, собрать его обратно было бы уже невозможно.

По старым документам реставраторам шаг за шагом удалось воссоздать экстерьер ЗИС-115. А также вернуть практически первозданный вид салону. Напольный ковер, например, заказывали в Германии. А сам процесс обивки выполнил мастер, всю жизнь проработавший на ЗИЛе и знавший местные технологии.

На реставрацию ушло пять лет и около 200 тысяч долларов. После этого «броневик» даже проехал 300 км. Такой обкатке подвергают все отреставрированные автомобили. По словам человека, который управлял ЗИС-115 и разогнал его до 100 км/ч, автомобиль сохранил прекрасную управляемость и относительно неплохо тормозил. Во время испытаний лопнуло одно колесо, но серьезной аварии удалось избежать.

Сейчас уникальный автомобиль выставлен в Музее техники Вадима Задорожного в поселке Архангельское Московской области. Он оценивается минимум в 3-4 миллиона долларов, но не продается. Владелец говорит, что не согласится ни за какие деньги.

Источник

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений?

Подписывайтесь на наш Instagram, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Революция без штанов: как тусовались хиппи 60-х

«Кролик мусолил капустный листок, в 69-м году был знаменитый фестиваль Вудсток» — сочинял Егор Летов на пластинке «Прыг-Скок». Прошло уже 50 лет после того августа в 1969-м, когда полмиллиона прогрессивных молодых людей съехались со всех концов Америки на фермерское поле возле городка Бетел в штате Нью-Йорк. Найти это место организаторам было непросто, им отказывали: в то время хиппи считались источниками заразы, порока и коммунизма, владельцы магазинов и кафе вешали таблички Hippies use back door («Для хиппи — через черный ход»). В Вудстоке была известная коммуна, где одно время тусовался Боб Дилан, и фестиваль сохранил название, но переехал.

Ожидалось не более 50 тысяч зрителей, но уже до начала фестиваля было продано сто тысяч билетов — «проходка» на все три дня стоила 18 долларов. Еще 250 тысяч человек, по подсчетам полиции, прошли бесплатно. Впервые в истории рок-н-ролл собрал такую массовку. Казалось, грязное поле Вудстока стало воплощением «революции цветов». Известный антивоенный активист Эбби Хоффман объявил о «рождении нации Вудстока». Прав он оказался только в том смысле, что поколение левой молодежи 60-х через четверть века заняло руководящие посты в США. Самый известный пример — Билл Клинтон. Права на имя Woodstock и всю атрибутику принадлежат Warner Brothers.

В 1969 Чарльз Мэнсон сколотил из хиппарей свою общину «Семья Мэнсона», в 1970 образовались Красные Бригады... Вот подборка свидетельств романтического революционного трипа конца 60-х, покуда революция цветов еще не перетекла в кровавый угар.

Вудсток,1969. Рок-фанат на тачке, разрисованной антивоенными лозунгами.

Великобритания, август 1969. Хиппи и рок-фаны на пляже во время фестиваля «Уайт Поп Айленд».

Вудсток, 1969. Дикий скунс живо интересуется, какие сны видят утомленные после концерта дети цветов.

1 октября 1969 года. Сотни хиппи из США стекались на Гавайи, чтобы окончательно расслабиться на солнышке. Они жаловались, что местные их недолюбливают.

Рок-фанат делится затяжкой с подругой во время концерта в Гайд-парке.

1 августа 1969, Вудсток. Темнокожий парень расслабляется в непринужденной позе в ожидании концерта.

1970: Танцующие хиппи и студенты во время фестиваля «Уайт Поп Айленд». Великобритания.

1969: Хиппующая молодежь спасается от жары в Центральном парке.

10 июня 1967 года. Эбби Хоффман (слева) и Анита Кушнер (справа) — американские политические и общественные деятели, сидят по обе стороны от Линна Хауса, священника неоамериканской церкви, во время свадебной церемонии в Центральном парке Нью-Йорка. Неоамериканская церковь боролась за легализацию ЛСД.

Хипстер конца 60-х. Прическа в негритянском стиле, хипповый прикид.

Семейная коммуна хиппи Mystic Arts. Папа Рон (бывший программист) и мама Нэнси (выпускница Кембриджа) читают своим детям сказку на ночь.

Хиппарь на фестивальном поле. Вудсток, август 1969.

Вудсток. Легендарный хиппи-ваген в боевой раскраске.

Гигиеническая процедура в семейной коммуне хиппи Mystic Arts.

31 августа 1969. Толпа на концерте Боба Дилана во время фестиваля «Уайт Поп Айленд», Великобритания.

Танцующая девушка во время фестиваля Magic Mountain Music, который проходил на вершине горы Тамалпайс недалеко от Сан-Франциско, в начале июня 1967 года. Обычно думают, что первым американским рок-фестивалем был Monterey Pop Festival, но на самом деле он прошел две недели спустя.

1970. Дети цветов уделяли повышенное внимание естественной растительности на теле.

Июнь 1967, Нью-Йорк. Члены коммуны Group Image. Папа играет с трехлетним «Бегущим оленем», его жена Карен раньше носила звание «самой фригидной домохозяйки Среднего Запада». Сейчас Карен — адепт религии хиппи.

Сан-Франциско, Калифорния, 6 октября 1967 года. Более 100 митингующих проводят обряд «Смерть хиппи» в центре знаменитого района Хейт-Эшбери.

Хиппи, протестующие против запрета спать на улице.

Великобритания, август 1969. На пляже во время фестиваля «Уайт Поп Айленд».

Смотрите также:
Тайна поколения хиппи: как пара, прожившая 50 лет вместе, стала символом свободной любви
«Встреча племен радуги»: собрания современных хиппи
Хиппи 21-го века

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений?

Подписывайтесь на наш Instagram, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Популярное

Самые горячие темы

Новости партнеров

Загрузка...

Новые посты

36 редчайших исторических фотографий

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(1)
}
            

12 абсурдных, но правдивых фактов о чукчах, которые вас удивят

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(2)
}
            

Как на самом деле жили люди при Сталине

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(3)
}
            

10 туристических плакатов, которые могли бы нарисовать знаменитые художники

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(4)
}
            

Все вокруг почему-то умирали… Женщины, смертельно опасные для окружающих

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(5)
}
            

Фред и Розмари Уэст — самая жестокая пара за всю историю

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(6)
}
            

Вирджиния Ольдоини — графиня, любовница императора и первая фотомодель XIX века

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(7)
}
            

10 фильмов, вдохновляющих на путешествие

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(8)
}
            

Краткая, но потрясающая история бурлеска в 1950-х годах

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(true)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(9)
}