История плаката «Родина-мать зовет!» — кто стал прообразом героини агитационного шедевра

0

Плакат «Родина-мать зовет!» наверняка знает каждый. Не удивительно, ведь это самый массовый агитационный плакат Отечественной войны, появившийся в первые ее дни, и выпущенный многомиллионными тиражами. Но если само изображение Родины-матери узнают почти все наши соотечественники, то история ее создания известна единицам. Автор плаката, замечательный грузинский художник Ираклий Тоидзе однажды раскрыл тайну его появления и личность женщины, ставшей прототипом главной его героини.

Фотография: История плаката

О начале войны иллюстратор Ираклий Тоидзе узнал от своей супруги Тамары. Разгоряченная, взволнованная женщина стремительно вбежала в мастерскую художника утром 22 июня, указала рукой на радиоприемник и, едва переведя дух, сказала одно слово — «Война!»

Фотография: История плаката

Творец всегда остается творцом и жест жены сразу запечатлелся в памяти художника. Тоидзе нашел его спонтанным, ярким и благородным, поэтому решил тут же увековечить его в своей работе. Тамаре Тоидзе пришлось несколько часов терпеливо позировать в мастерской мужа в поразившей его позе, пока на свет не появился устроивший художника вариант эскиза плаката.

Ираклий Тоидзе решил не копировать все черты жены, которой было всего 36 лет, и сделал женщину с плаката старше. Убрал он и типичные кавказские черты, присущие Тамаре, сделав Родину-мать славянкой. Это было очень важно, так как задача плаката — стать «своим» для всех и каждого, поэтому нейтральная внешность была обязательной.

Фотография: История плаката

Художник-иллюстратор Ираклий Тоидзе

Многие считали историю с жестом Тамары Тоидзе красивым вымыслом, хотя родственники супругов и подтвердили эту версию. Среди людей, не верящих в такое происхождение плаката, известный перебежчик, бывший офицер госбезопасности Виктор Суворов, прославившийся в наши дни как писатель-ревизионист.

Суворов уверен, что плакат «Родина-мать зовет!» появился на свет благодаря государственному заказу и произошло это за год до войны. Более того, диссидент утверждает, что агитационный материал был заранее размножен большими тиражами и даже разослан по населенным пунктам СССР, но приказ об этом имел пометку «совершенно секретно».

Фотография: История плаката

У плаката появились даже «вражеские» версии

Автор «Ледокола» и других неоднозначных разоблачительных трудов утверждает, что плакаты «Родина-мать зовет!» уже 22 июня были расклеены возле большинства военкоматов страны и на проходных заводов и фабрик. Историки, проведя небольшое расследование, опровергли версию Суворова.

В Российской государственной библиотеке нашелся первый, сигнальный экземпляр «Родины-матери» и он датирован 4 июля 1941 года. В архивах этого же учреждения хранятся первые номера газеты «Известия» с иллюстрацией на передовице. Он вышел в тираж еще позднее — 13 июля 1941 года. Это вполне вписывается в официальную версию, согласно которой печать пробных экземпляров плакатов началась в первых числах июля, а массовый тираж вышел только через месяц после начала войны.

Фотография: История плаката

Сначала типографии выпустили миллион экземпляров плакатного размера, а затем еще 5 миллионов разного формата, в том числе и открыточного. В первые месяцы войны «Родина-мать» стала самым распространенным изображением в СССР. Многие фронтовики хранили открытку с работой Ираклия Тоидзе возле сердца, рядом с фотокарточками детей и жен. Александр Тоидзе, сын художника, писал:

«Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, госучреждениях и колхозных конторах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, да и просто на улицах, на заборах, на стенах, в домах и на кухнях. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица…»

Фотография: История плаката

Оригинал, созданный Ираклием Тоидзе, хранится в Третьяковской галерее, в Москве, а кроме этого, в нескольких городах России есть еще десять авторских копий, созданных художником уже в конце 40-х.

Фотография: История плаката

Автор плаката «Родина-мать зовет!» создал немало других агитационных материалов, но в историю вошел только этот, родившийся в первый день войны. Тоидзе известен еще как автор прекрасных иллюстраций к поэме Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и портрета молодого Сталина, читающего это произведение.

Смотрите также:
Советские плакаты в стиле пин-ап от Валерия Барыкина,
20 плакатов советских времен на тему здоровья,
Суровая правда советских плакатов

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Самое грязное племя на планете — как живут люди, которые никогда не моются

Самое грязное племя на планете — как живут люди, которые никогда не моются

Разоблачаем «Гардемаринов»: что в сериале правда, а что вымысел?

Разоблачаем «Гардемаринов»: что в сериале правда, а что вымысел?

Radisson Blu Iveria — роскошный отель, который был лагерем беженцев

Radisson Blu Iveria — роскошный отель, который был лагерем беженцев

Новые посты

10 советов, как дожить до 100 лет, от старейших людей планеты

10 советов, как дожить до 100 лет, от старейших людей планеты

Как появились купальники Jantzen, совершившие переворот в пляжной моде

Как появились купальники Jantzen, совершившие переворот в пляжной моде

Полезно ли воздержание для мужчины? Все «за» и «против», обоснованные наукой

Полезно ли воздержание для мужчины? Все «за» и «против», обоснованные наукой

10 самых охраняемых мест в мире

10 самых охраняемых мест в мире

Шедевры уличной фотографии: реальная жизнь в каждом снимке от мастеров

Шедевры уличной фотографии: реальная жизнь в каждом снимке от мастеров

История 14-летнего Джорджа Стинни, которого казнили по ошибке

История 14-летнего Джорджа Стинни, которого казнили по ошибке

Невероятно, но факт

Невероятно, но факт

Грязное время: на часах в 8 раз больше бактерий, чем в туалете

Грязное время: на часах в 8 раз больше бактерий, чем в туалете

Отчаянные девяностые в объективе французского фотографа Лиз Сарфати

Отчаянные девяностые в объективе французского фотографа Лиз Сарфати

«И смех, и грех»: как выглядят в жизни популярные платья из интернета

«И смех, и грех»: как выглядят в жизни популярные платья из интернета

Венгерская фотохудожница Флора Борси и ее селфи со звездами прошлого

Венгерская фотохудожница Флора Борси и ее селфи со звездами прошлого

Кто такие «белые обезьяны», или Почему в Китае «хороший парень» — это профессия

Кто такие «белые обезьяны», или Почему в Китае «хороший парень» — это профессия