Малоизвестные факты о съемках легендарного фильма «Ирония судьбы»
Легендарный фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!», давно ставший классикой, каждый год собирает миллионы зрителей у экранов, независимо от того, сколько раз они ее видели. Диалоги и сцены этой картины настолько прочно вошли в культуру, что кажется, будто мы знаем о ней абсолютно все. Однако за привычным очарованием и уютом этой киноленты скрывается множество малоизвестных фактов и занимательных историй со съемочной площадки. В нашей статье мы расскажем о некоторых из них, открывая «Иронию судьбы» с новой, неожиданной стороны.
1. Итак, телепремьера одной из самых популярных картин Эльдара Рязанова состоялась 31 декабря 1975 года. Аудитория первого показа достигла 100 млн зрителей, а уже 7 февраля фильм повторили по многочисленным просьбам. Кинокартина стала лучшей по опросу журнала «Советский экран» в 1977 году.
Фильм является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» (отсюда и вторая часть названия фильма), написанной в 1969 году. До выхода фильма спектакль по этой пьесе успешно шел в нескольких театрах.
2. На роль Нади Шевелевой пробовались: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, актриса Кировского драмтеатра Меримсон и другие. Также режиссера долго и упорно уговаривали пригласить Алису Фрейндлих. Но Рязанов вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви», где главную женскую роль играла Барбара Брыльска. Он раздобыл ее телефон и позвонил ей в Варшаву. Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву. Ее версия роли оказалась самой убедительной.
3. Рязанов очень тщательно подыскивал исполнителей главных ролей. Женю Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но Рязанов видел его лишь в образе Ипполита. Кроме того, говорить по сюжету о том, что персонаж Миронова не пользовался успехом у женщин, было невозможно — никто бы не поверил, поэтому его кандидатура не рассматривалась. Пробовались Петр Вельяминов, Станислав Любшин, а Мягкова взяли практически случайно.
Еще интересная подробность: почти сразу же после ухода Жени Ипполит включает телевизор, по которому идет фильм «Соломенная шляпка» (1974), впервые показанный 31 декабря 1974 года на первой программе ЦТ СССР, что определяет время действия «Иронии судьбы»: герои встречают новый 1975 год. В частности, на экране виден Андрей Миронов — вместе с Людмилой Гурченко они сыграли главные роли в «Соломенной шляпке», и оба пробовались на главные роли в «Иронии судьбы».
4. Первоначально роль Ипполита должен был играть Олег Басилашвили. Более того, Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позднее Надя поднимает из снега уже фотографию не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили, который ранее снялся в нескольких эпизодах, но вынужден был отказаться из-за смерти отца. Этот кадр переснять уже не успели из-за того, что наступила весна и снег растаял.
Кстати, на съемках вообще наблюдались проблемы со снегом, ведь зима 1975 года была неснежная. А поскольку снималась новогодняя сказка, обойтись без него было никак нельзя. Поэтому пришлось все улицы, попадавшие в кадр, посыпать пенопластом.
5. «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева. Рыба была действительно дрянная, а теплая вода в павильоне «Мосфильма» — явление довольно редкое.
6. Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссерских ролей — пассажира в самолете, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин. По рассказам самого же Рязанова, он был очень расстроен, когда при просмотре снятого эпизода обнаружил, что в кадрах видно, как сквозь его не редкую еще шевелюру проглядывает лысина.
7. Легендарная сцена в бане с участием Мягкова, Ширвиндта, Белявского и Буркова снималась на «Мосфильме». Говорят, что в один из дней на площадку попал настоящий алкоголь и съемки пришлось остановить. После инцидента Рязанов, который, как было известно всем, был не очень пьющим человеком, проверял каждую бутылку с водой лично. Говорят, что в кино все-таки в итоге попали кадры с настоящим спиртным
8. Как мы помним, фильм начинается с сатирической мультипликационной заставки про создание типовых архитектурных проектов и повсеместное распространение совершенно одинаковых домов, формирующих совершенно одинаковые микрорайоны в различных городах страны (автор и художник мультипликации — Виталий Песков).
9. В действительности съемки картины проходили в квартире панельного дома, расположенного в Москве по адресу: проспект Вернадского, 125. Дом этот, однако, построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трех домах на этом проспекте. Съемки интерьера ленинградской квартиры проходили в доме 113. Ныне на цокольном этаже дома 125 находится Театр на Юго-Западе. В 2003 году на стене дома 125 по проспекту Вернадского была открыта табличка с изображениями Барбары Брыльской и Андрея Мягкова. Однако эту табличку часто воруют, и ее приходится восстанавливать.
Смотрите также: Немцу показали советский фильм «Кавказская пленница», и вот его комментарии
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!