Инославные церкви Москвы

0

Наверное, каждый краевед, архитектор или просто интересующийся своим городом человек не раз слышал о необычных и красивых храмах Москвы. Да что там слышал, ежедневно к этим церквям приходят горожане и туристы: восхищаются художественным обликом, читают таблички, фотографируются на территории, пытаются заглянуть внутрь. Но мало кто знает, чем эти храмы и люди в них приходящие отличаются друг от друга. Я и сама, как человек не очень воцерковленный, до недавнего времени не знала. Поэтому узнав, что экскурсия будет посвящена не столько архитектуре, сколько религии и отличиям вероисповеданий, заинтересовалась сильнее прежнего — для меня почти все перечисленные в программе здания были просто католическими храмами.

Вел экскурсию руководитель миссионерских проектов Патриаршего центра Федор Ярмош. Стоит отметить, что делал он это профессионально и с огромным удовольствием. Очень живо и доступным языком Федор рассказал в автобусе о нашем маршруте, ключевых отличиях религий и важных нюансах вероисповеданий. В каждом же храме нас встречал его служитель и рассказывал более подробно и историю своего ответвления, и историю здания. В конце каждой лекции служителям можно было задавать вопросы и даже вызывать к спору. Несмотря на отличия в мировоззрении, все прошло довольно мирно и позитивно. Я думаю, что от этой познавательной экскурсии каждый участник получил огромное удовольствие.

Для начала Федор объяснил собравшимся значение слова «инославные». В народе мы можем услышать несколько версий этого слова: «инославные», «еретики», «раскольники», «сектанты». К каждому вероисповеданию правильно употреблять свой термин. Так «инославными» считаются традиционные ответвления христианства: армяне, католики, традиционные протестанты (лютеране, англикане, баптисты). Мы привыкли, что «сектанты» — народное слово с негативным и даже пренебрежительным оттенком. На самом деле инославные и сектанты различаются только по культурологическим признакам — является ли религия культурообразующей для народа. Так, например, адвентисты седьмого дня не внесли заметного вклада в культуру народа, а потому могут быть отнесены к сектантам. Термином «раскольники» обозначают ответвления православного христианства, т.е. старообрядцев. При этом старообрядцев можно разделить на три течения: поповцы, безпоповцы и единоверцы. Так поповцы признают учение об иерархии и семи Таинствах, но придерживаются старых обрядов. Безпоповцы — древнеправославные и священства не приемлют, а саму господствующую церковь поначалу и вовсе считали порождением антихриста. Единоверцы — самые близкие к официальной церкви старообрядцы, они сохраняют старые обряды, но перешли в юрисдикцию РПЦ, приняв иерархию и т.п. от московского патриархата. Следует также разъяснить понятие «еретик». Еретик — это человек, придерживающийся ереси, отпавший от церкви. Здесь возникают свои занятные нюансы. Например, адвентисты седьмого дня откололись от официальной религии католиков, а не от православия. А потому считаются еретиками для католицизма, а для православия как бы не считаются.

Смотрите также: Саентологическая церковь Москвы, Протестантские церкви в Китае

Фотография: Инославные церкви Москвы №1 - BigPicture.ru

Источник: Жжурнал/ridus.ru

Фотография: Инославные церкви Москвы №2 - BigPicture.ru
1. Центральная баптистская церковь © Екатерина Бычкова/Ridus.ru
Фотография: Инославные церкви Москвы №3 - BigPicture.ru
2. Центральная баптистская церковь © Екатерина Бычкова/Ridus.ru

К сожалению, посетить старообрядцев нам не удалось в связи с предрождественскими службами и приготовлениями. Зато удалось попасть в Московскую центральную церковь евангельских христиан-баптистов в Трехсвятительском переулке. Правда, встретили нас вовсе не баптисты, а адвентисты седьмого дня, которые сейчас занимают часть помещений баптисткой церкви. Дело в том, что баптисты — довольно гостеприимная религия. Так, в 1928 году церковь приютила в своих стенах лютеранскую общину святого Михаила. А Московская община адвентистов седьмого дня была переведена в здание церкви в 1940 году по решению властей. В советские времена, когда с религией активно боролись, служебные помещения здания церкви были переданы под общежитие. Часть храма занимали жильцы вплоть до 1965 года. Тогда с помощью западных товарищей по вере члены общины купили для людей, проживающих в церкви, квартиры в Москве и таким образом полностью вернули себе здание.

Фотография: Инославные церкви Москвы №4 - BigPicture.ru
3. Центральная баптистская церковь © Екатерина Бычкова/Ridus.ru

Из примечательного. На втором этаже церкви находится орган. Две галереи на 500 мест вдоль стен молитвенного зала были построены в 1946 году, а также был существенно удлинен балкон для хора перед органом.

Немного об одних из обитателей здания. Адвентисты седьмого дня возникли из баптистов в 1843 году. Все началось с того, что Вильгельм Миллер на основании Библии сделал вывод о том, что в 1844 году грядет второе пришествие Христа. Как мы знаем, этого не случилось. Сами адвентисты называют это «Великое разочарование». Но спусты некоторое время некая Елена Уайт ощутила пророческое призвание (женщина заявляла о явившихся ей видениях и откровениях) и на основании некоторых стихов библии сделала вывод, что Христос уже пришел. Но сопровождает нас незримым образом, тщательно изучая жизни христиан, для того, чтобы потом устроить суд. В России адвентисты седьмого появились только в начале 20 века. Известны тем, что придерживаются исключительно Библии настолько, насколько это возможно. Правда, также признают в качестве вероучения труды Елены Уайт. Дословно почитают десять заповедей, включая заповедь о субботе — почитают субботу, по воскресеньям не благословляют богослужений. Отрицают бессмертие души и существование ада. Адвентисты седьмого дня проповедуют радикальный запрет на употребление алкоголя и табака, придерживаются вегетарианства.

Фотография: Инославные церкви Москвы №5 - BigPicture.ru
4. Храм Святых Апостолов Петра и Павла © Екатерина Бычкова/Ridus.ru

Следующей точкой нашего маршрута был не возвращенный Храм Святых Апостолов Петра и Павла. Храм построен в 1839—1845 годах по проекту архитектора Алессандро Жилярди. Церковь закрыли при советской власти. В 1940 году в здании храма разместился кинотеатр. Во время Великой отечественной войны здание почти полностью было разрушено в результате попадания немецкой авиабомбы. Сразу после войны здание бывшего храма восстановили, но сразу же перестроили под административные нужды. Потом туда въехал НИИ «Гипроуглемаш», который занимает его и сегодня, сдавая часть помещений в аренду под офисы. Перестройки церкви полностью исказили ее исторический облик. Приход католиков латинского обряда, носящий имя святых апостолов Петра и Павла проводит богослужения в расположенном неподалеку Храме святого Людовика Французского. Приход святого Людовика также проводит литургии в Храме святого Людовика Французского, который и стал следующей точкой нашего маршрута.

Фотография: Инославные церкви Москвы №6 - BigPicture.ru
5. Храм Святого Людовика Французского © Екатерина Бычкова/Ridus.ru

В Храме проходила катехизация детей, поэтому мы самостоятельно осмотрели его интерьеры.

Храм сооружен в 1833–1835 годах по проекту архитектора А.О. Жилярди. Примечательно, что в советские времена храм не закрывался и тем самым являлся единственным открытым католическим храмом Москвы. Обитающий здесь сейчас приход Святого Людовика преимущественно франко- и англоязычный, а приход Св. Петра и Павла преимущественно русскоязычный.

Фотография: Инославные церкви Москвы №7 - BigPicture.ru
6. Храм Святого Людовика Французского © Екатерина Бычкова/Ridus.ru

Замечаем и первые различия от знакомых православных храмов — совсем нет икон, зато много скульптур. Это связано с тем, что католики почитают мучеников, святых и блаженных, но различают поклонения им с подобающим одному лишь Богу. Раскол с православной христианской церковью принято относить к 1054 году. Остальные отличия очень специфические и на первый взгляд человека непосвященного довольно трудно различимые.

Фотография: Инославные церкви Москвы №8 - BigPicture.ru
7. Храм Святого Людовика Французского © Екатерина Бычкова/Ridus.ru

Затем мы посетили евангелическо-лютеранский Кафедральный собор Святых Петра и Павла в Старосадском переулке. Это один из старейших лютеранских приходов в России. Для организации церкви община выкупила усадьбу Лопухиных в 1817 году. Перестройка купленного дома под церковь началась на средства короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, а также императора Александра I, предоставившего ссуду. Сначала была построена деревянная церковь, которая со временем была заменена на каменную. В 1924 году собор стал главным лютеранским собором всего Советского союза. В советское время в церкви был устроен кинотеатр, располагалась студия «Диафильм» — здание претерпело перепланировку, в результате которой главный зал был разбит на несколько этажей, а интерьер собора — полностью уничтожен. В 1957 году был разобран шпиль собора, чтобы не привлекать внимание молодежи и студентов, приехавших на Всемирный фестиваль. В начале девяностых храм был частично возвращен общине — богослужения были разрешены, но помещение верующим приходилось делить со студией «Диафильм» на протяжении шести лет.

Фотография: Инославные церкви Москвы №9 - BigPicture.ru
8. Евангелическо-лютеранский Кафедральный собор Святых Петра и Павла © Екатерина Бычкова/Ridus.ru

В соборе нас встретил викарий. Он рассказал об истории лютеранской общины, храма и нюансах вероисповедания. В соборе действовала благотворительная рожденственская распродажа рукодельных елок, выполненных руками детей.

Лютеране — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве. Движение возникло в результате реформационного движения Мартина Лютера, направленного против злоупотреблений Римско-католической церкви. Сейчас движение довольно разнородно. Различают ортодоксальных консервативных лютеран и лютеран более лояльных. Течение приобретает свои особенности в зависимости от обычаев страны, в которой живут послушники. Одними из самых либеральных считаются шведские лютеране — они признают даже однополые браки.

Фотография: Инославные церкви Москвы №10 - BigPicture.ru
9. Евангелическо-лютеранский Кафедральный собор Святых Петра и Павла © Екатерина Бычкова/Ridus.ru

Кафедральный собор Святых Петра и Павла известен многим москвичам благодаря установленному в стенах храма историческому органу и регулярно проводимым концертам. Этот романтический орган из церкви св. Михаила в Немецкой слободе был передан общине в 1996 году. С 1928 года орган звучал в 1-ом Московском крематории. А после установки в собор Петра и Павла орган был отреставрирован в 2005 году, после чего вновь зазвучал, но уже в храме.

Во время экскурсии мне удалось посетить и построенную в 1892 году по проекту известного архитектора Шехтеля капеллу, расположенную на территории собора. Именно в ней совершались богослужения во время капитального ремонта собора.

Фотография: Инославные церкви Москвы №11 - BigPicture.ru
10. Евангелическо-лютеранский Кафедральный собор Святых Петра и Павла © Екатерина Бычкова/Ridus.ru

Следующей точкой нашего маршрута стала единственная в Москве англиканская церковь — церковь Святого Андрея в Вознесенском переулке. Здесь нас встретил служитель храма Иван. Иван — не только священник (хотя в протестантских церквях по сути нет священников — даже пастырь является скорей учителем, наставником, чем человеком особенно приближенным к богу), он аспирант историко-религиоведческого факультета МГУ. Этот умный и интересный молодой человек посвятил нас в неожиданные исторические подробности и развенчал многие мифы. К сожалению, лекция была настолько подробной, что полностью пересказать ее не представляется возможным.

Фотография: Инославные церкви Москвы №12 - BigPicture.ru
11. Англиканская церковь Святого Андрея © Екатерина Бычкова/Ridus.ru

Пожалуй, интерьеры этого здания понравились и запомнились мне больше всего. К сожалению, не смотря на наличие органа в церкви не проводятся концерты органной музыки.

Фотография: Инославные церкви Москвы №13 - BigPicture.ru
12. Англиканская церковь Святого Андрея © Екатерина Бычкова/Ridus.ru

Завершающей точкой экскурсионного маршрута стал известный многим москвичам Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Это самый большой и известный храм в России. Богослужения здесь проводятся сразу на нескольких языках: русском, английском, французском, немецком и даже корейском. В храме действует четыре органа, постоянно проходят тематические фотовыставки, работает библиотеки и комнаты досуга для молодежи.

Фотография: Инославные церкви Москвы №14 - BigPicture.ru
13. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии © Екатерина Бычкова/Ridus.ru

В Соборе непорочного зачатия девы Марии к гостям привыкли. Возможно, именно поэтому здесь нас ждала самая подробная экскурсия, которую провела сестра Наталья. Мы обошли почти весь храм и вспомогательные помещения, посмотрели репетицию рождественского спектакля, узнали историю собора, заглянули внутрь специальной комнаты для исповедания и даже смогли разглядеть детали рождественского убранства алтарной части.

Фотография: Инославные церкви Москвы №15 - BigPicture.ru
14. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии © Екатерина Бычкова/Ridus.ru
Фотография: Инославные церкви Москвы №16 - BigPicture.ru
15. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии © Екатерина Бычкова/Ridus.ru

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Город замков-призраков Бурдж Аль-Бабас

Город замков-призраков Бурдж Аль-Бабас

Забавные фотки экспериментов на кухне, закончившихся провалом

Забавные фотки экспериментов на кухне, закончившихся провалом

Питерский каннибал Ильшат Кузиков: суп из Эдика и прочие «деликатесы» безумного кулинара

Питерский каннибал Ильшат Кузиков: суп из Эдика и прочие «деликатесы» безумного кулинара

Новые посты

35 неожиданных находок, которыми люди поделились в Сети

35 неожиданных находок, которыми люди поделились в Сети

Простое человеческое счастье в картинах Настасьи Чудаковой

Простое человеческое счастье в картинах Настасьи Чудаковой

Редчайшие цветные фотографии Российской империи начала XX века

Редчайшие цветные фотографии Российской империи начала XX века

Как выглядят помеси хаски с другими породами собак

Как выглядят помеси хаски с другими породами собак

Современный классик живописи Ник Альм: «Я обращаюсь, прежде всего, к внутреннему миру»

Современный классик живописи Ник Альм: «Я обращаюсь, прежде всего, к внутреннему миру»

Самые полезные продукты для организма

Самые полезные продукты для организма

10 завораживающих фото из Финляндии

10 завораживающих фото из Финляндии

Удивительные крошечные города, которые кажутся нереальными

Удивительные крошечные города, которые кажутся нереальными

Интересные факты о «Джентльменах удачи»

Интересные факты о «Джентльменах удачи»

20 фото, которые демонстрируют, что изобретательность заключенных не имеет границ

20 фото, которые демонстрируют, что изобретательность заключенных не имеет границ

9 русских пословиц, которые мы неправильно употребляем

9 русских пословиц, которые мы неправильно употребляем

Эпоха до холодильников — мясные лавки в викторианской Англии

Эпоха до холодильников — мясные лавки в викторианской Англии