Экстремальная кулинария: когда можно есть обезьян, мышей и кожаные башмаки

0

Что делать посреди океана на корабле, на котором закончились запасы еды и воды? Вероятно, получать бесценный опыт — охотясь на крыс и экспериментируя с жаркой подметок. Но как не дойти до людоедства, когда грань между съедобным и несъедобным почти исчезла? Интереснейшая история из жизни священника-гугенота.

Фотография: Экстремальная кулинария: когда можно есть обезьян, мышей и кожаные башмаки №1 - BigPicture.ru

Фотография: Экстремальная кулинария: когда можно есть обезьян, мышей и кожаные башмаки №2 - BigPicture.ru

Бразильские туземцы с самого начала производили на европейцев сильное впечатление. Кто-то ужасался их дикости и кровожадности, а кто-то был в восторге от «благородного дикаря в гармонии с природой». На этом фоне «Путешествие в Бразилию» Жана де Лери (1578) выглядит спокойным и взвешенным. Книга издана через 20 лет после его возвращения во Францию в 1558-м, а за эти годы священник-гугенот Лери навидался всякого. Посреди религиозных войн не очень получалось возмущаться индейскими зверствами — вокруг своих хватало. Тупинамба у него имеют много достоинств, их примитивный образ жизни Лери не смущал. Каннибализм безоговорочно осуждает, хотя тоже без особых эмоций.

Такой подход объясняется личностью автора. В Новом Свете ему ко многому пришлось привыкать, в том числе по части еды. По дороге в Бразилию это были гнилые морские сухари и вода пополам с червями. На суше он почти год питался в основном жидкой кашей из маниоковой муки, а изредка — мясом ящериц. Копченые руки и ноги, лежавшие на грилях-буканах в индейских деревнях, тоже заставляли задуматься о границах съедобного (особенно когда радушные хозяева пытались его угостить).

Фотография: Экстремальная кулинария: когда можно есть обезьян, мышей и кожаные башмаки №3 - BigPicture.ru

Самой трудной проверкой, однако, стала дорога домой. Из-за плохой погоды и невежества штурмана они шли через Атлантику почти 5 месяцев, провизия и вода кончились, половина команды умерла от голода и его последствий. Для питья собирали дождевую воду в воронку из паруса с ядром в центре. С едой было хуже. Сначала съели попугаев и обезьян, затем крыс, свечи, кожаные воротники и башмаки.

Французы не были бы французами, если бы не пробовали разные рецепты даже для подметки. Мышей варили в морской воде, крысиные лапки поджаривали на углях. Кожа тоже бывала разная. «Испробовав разные предметы, скажу, что, будь я в осаде и имей кожаные воротники и замшевую одежду, в которых есть сок и влага, я бы никогда не сдался от голода».

Когда вкусные воротники кончились, пришлось есть индейские щиты из сушеной шкуры тапира, которые можно было разрубить только алебардой. «Некоторые разрезали их на куски и варили, но этот рецепт оказался неудачным. Другие клали их на угли. И, когда они поджарятся, соскабливали верхний слой ножом. Вкус был как у жареного бекона».

Фотография: Экстремальная кулинария: когда можно есть обезьян, мышей и кожаные башмаки №4 - BigPicture.ru

От голода у людей начались вспышки ярости, приходили и мысли о людоедстве — Бразилию все помнили хорошо. «Мы украдкой поглядывали друг на друга, лелея греховные мысли об этом варварском деле». К счастью, вовремя показался французский берег. Увидев землю, «мастер сказал вслух, что, продлись дорога на день дольше, он решил не бросать жребий, как обычно делают, а просто убить одного из нас на пищу остальным».

Чудом оставшись в живых, Лери взамен получил бесценный опыт. Это пригодилось, когда в 1573 году он стал одним из видных деятелей города Сансер во время католической осады. Несмотря на 500 умерших от голода жителей, Лери посчитал эту полугодовую блокаду меньшим испытанием, чем дорога из Бразилии. У осажденных была вода, вино и специи, возможность собирать траву и корни.

Кулинару тут было где развернуться. Сначала съели лошадей и ослов. «Все нашли ослятину вкуснее не вареной, а жареной или в виде паштета. Ослиная печенка, жаренная с гвоздикой, ничем не хуже телячьей». (Лери, «Памятная история осады Сансера», 1574). Затем настала очередь собак и кошек.

Фотография: Экстремальная кулинария: когда можно есть обезьян, мышей и кожаные башмаки №5 - BigPicture.ru

После «началась охота на крыс и мышей, голод заставлял проявлять безграничную изобретательность в устройстве мышеловок. Бедные дети часто жарили крыс на углях целиком, со шкурой и потрохами. Никто не считал жареных крыс особенно вкусными, но есть можно. Хотя они лучше тушеные». Когда мясо кончилось, в ход пошли кожа и обрезки шкур, «из которых готовили рагу, паштет в горшочке или винегрет».

Лери смог даже попробовать что-то новое — в Сансере, в отличие от корабля, были книги. «Ели не только чистый пергамент, но также письма, документы, книги печатные и рукописные, не видя трудности в том, что книгам могло быть 100-120 лет. Их сначала вымачивали час или два, часто меняя воду, затем скребли ножом. Затем варили полчаса-час, делая мягкими. Потом рвали и тянули пальцами, получая клейкую массу. Из нее делали фрикасе, как из потрохов, или готовили с травами и специями на манер супа-рагу (hochepot). Я видел, как едят лежащие на тарелке кусочки, на которых еще можно было разобрать буквы». Грань между съедобными и несъедобными вещами почти исчезла.

Фотография: Экстремальная кулинария: когда можно есть обезьян, мышей и кожаные башмаки №6 - BigPicture.ru

Но попытки каннибализма давили беспощадно, иначе всем конец. Когда такой случай был обнаружен в семье одного из горожан (подробности лучше опущу), всю семью из трех человек казнили. «Если кто-то сочтет наказание слишком суровым, оцените, как опасно было в нашей ситуации поступить иначе. Могут сказать, что человек все равно был мертв, и это допустимо в такой крайней нужде. Я отвечу, что, оставь мы это безнаказанным, следовало бояться (чему было много признаков), что солдаты и горожане примутся есть трупы умерших или убитых. А затем будут убивать других, чтобы съесть. Те, кто не бывал в такой крайности, не могут понять то, что видели мы».

С учетом биографии автора лучше понимаешь его отношение к индейцам. Лери был человек без предрассудков, мог адаптироваться ко всему. Но знал, что есть предел, который переходить нельзя.

Смотрите также — 10 случаев глобального голода, приведшего к каннибализму

Источник

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Город замков-призраков Бурдж Аль-Бабас

Город замков-призраков Бурдж Аль-Бабас

Забавные фотки экспериментов на кухне, закончившихся провалом

Забавные фотки экспериментов на кухне, закончившихся провалом

Питерский каннибал Ильшат Кузиков: суп из Эдика и прочие «деликатесы» безумного кулинара

Питерский каннибал Ильшат Кузиков: суп из Эдика и прочие «деликатесы» безумного кулинара

Новые посты

У них была всего одна задача, но они с ней не справились

У них была всего одна задача, но они с ней не справились

Когда тоска от куриной грудки: фуд-блогер показала, как правильно худеть, заменив привычные продукты

Когда тоска от куриной грудки: фуд-блогер показала, как правильно худеть, заменив привычные продукты

Откровения детей семьи Турпин, которых родители довели до полусмерти

Откровения детей семьи Турпин, которых родители довели до полусмерти

Сказочно красивый Таиланд в фотографиях Саравута Вансета

Сказочно красивый Таиланд в фотографиях Саравута Вансета

Дольче вита: неизвестные фото молодой Софи Лорен на шикарной вилле

Дольче вита: неизвестные фото молодой Софи Лорен на шикарной вилле

Сивка-бурка, меч-кладенец и прочее: что означают сказочные термины нашего детства

Сивка-бурка, меч-кладенец и прочее: что означают сказочные термины нашего детства

Кому нельзя есть лимон, имбирь, лук и чеснок, и почему

Кому нельзя есть лимон, имбирь, лук и чеснок, и почему

10 научно обоснованных способов расслабиться

10 научно обоснованных способов расслабиться

Детские грезы и кошмары в картинах художника Гильермо Лорки

Детские грезы и кошмары в картинах художника Гильермо Лорки

Пластиковых Гарфилдов 30 лет выносило на пляжи Франции. Тайна наконец разгадана!

Пластиковых Гарфилдов 30 лет выносило на пляжи Франции. Тайна наконец разгадана!

Фотопроект Патрика Карю «Цыгане»

Фотопроект Патрика Карю «Цыгане»

Россия XVIII века глазами японцев: отпадающие носы, румяные женщины и «мутное саке»

Россия XVIII века глазами японцев: отпадающие носы, румяные женщины и «мутное саке»