Адописные иконы: зачем в старину создавали замаскированные образа с Сатаной и чертями
Иконы — священные изображения Иисуса, Богородицы, апостолов и святых, столетиями были обязательным атрибутом православного христианства. Но мало кто знает, что кроме канонических икон создавали и другие, которые называли в народе «адописными». На них изображали дьявола и его слуг, а поверх наносили обычные изображения святых. Зачем их писали, и кто занимался таким сомнительным делом?
Разоблачение, сделанное юродивым
Врага рода человеческого и его нечестивых слуг нередко изображали на иконах в прошлом. Обычно это были образы, иллюстрирующие мучения грешников в аду, искушения святых или сцены изгнания демонов. Подобные сюжеты имели поучительный характер и не вызывали у современников возмущения.
Совсем иначе воспринимались иконы, где черти становились главной темой. Впервые такой случай упоминается в житии Василия Блаженного. Юродивый открыто бросал камни в икону Богородицы на Варварских воротах, вызывая возмущение москвичей. Толпа уже готовилась расправиться с богохульником, но Василий указал на скрытый под слоем краски нечестивый сюжет, обнаружив подлинную природу изображения.
Магия и теория заговора
Историки и искусствоведы считают, что создание адописных икон было особой формой черной магии. На загрунтованной доске сначала изображали дьявола и его слуг, а после высыхания этого слоя писали святых угодников. Цель таких икон была очевидна: заставить верующего, молящегося святым, на самом деле обращаться к нечистой силе.
В старину существовало поверье, что адописные иконы создавал сам дьявол, используя иконописца в качестве инструмента. Например, сюжет одной из фресок Рождественского собора в Ярославле показывает, как дьявол искушает Алимпия Печерского во время написания образа Богородицы. Но появление таких «окаянных» икон, вероятно, имеет и более реалистичное объяснение. И у ученых есть несколько предположений.
В 19 веке журналисты «Московских ведомостей» предложили свою версию происхождения адописи, напоминающую теорию заговора. Они предположили, что адописные иконы могли быть делом рук староверов. Таким образом, старообрядцы якобы пытались дискредитировать «фряжское письмо», близкое к западным канонам иконописи, которое активно использовалось в новых работах.
Ярмарочные хитрости
Русский писатель Николай Лесков также придерживался версии, связанной со старообрядцами, но предлагал более простое объяснение. В повести «Запечатленный ангел» он рассказывает историю торговца, заказавшего икону с изображением чертиков на левкасе (грунте). Вместе с сообщником он отправился продавать ее на ярмарку.
Когда покупатель уже был готов заплатить за образ, подельник подходил и «разоблачал» продавца, показывая скрытые изображения чертей на нижнем слое иконы. После этого покупателю предлагали купить другую, настоящую икону, якобы написанную по всем старообрядческим канонам.
Странствующих торговцев, которые продавали галантерейные товары, книги, лубочные картины и иконы, называли офенями. Эти люди закупали товар там, где он был дешевле, и перепродавали его с максимальной выгодой.
Крестьяне, приезжая на ярмарки, с удовольствием покупали у офеней иконы, созданные неизвестными кустарными мастерами. Такие образы стоили гораздо дешевле, чем написанные в монастырях. Именно среди этих недорогих икон, по слухам, чаще всего встречались адописные. Возможно, их писали ради озорства или злой шутки, ведь всегда находились те, кто любил выставить кого-то дураком или зло пошутить.
Писатель Максим Горький, который в юности работал в иконописной мастерской, вспоминал, что нередко подстрекал мастеров пририсовать святым скрытые рожки. После его увольнения один из художников подарил ему небольшую иконку с изображением дьявола. «Буревестник революции» дорожил этим подарком и не расставался с ним даже отбывая срок в застенках Петропавловской крепости.
Точка зрения скептиков
Некоторые специалисты полностью отрицают существование адописных икон. Они считают, что неискушенные крестьяне могли принимать за «греховные» изображения сцены Страшного суда или образы святых с необычной внешностью. Например, до 18 векасвятого Христофора нередко изображали с головой собаки, что могло вызывать недоумение у простых людей.
Поскольку ни один образец такого творчества не сохранился до наших дней, есть вероятность, что «нечистые» образы — лишь часть народного фольклора. Возможно, единичные экземпляры действительно существовали, но они были скорее редким исключением или результатом чьей-то дерзкой шутки.
Истории об адописных иконах овеяны тайнами, противоречиями и легендами, которые продолжают будоражить воображение. Но были ли они реальностью или остались лишь частью народного фольклора и фантазии? Как вы думаете, могли ли такие иконы существовать, и что это говорит о восприятии сакрального искусства в разные эпохи? Делитесь своими мыслями и версиями в комментариях!
Смотрите также — Почему пророка Моисея раньше изображали с рогами на голове
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!