Жутко неудобная обувь средневековых женщин
В Европе в 14–17 веках была распространена женская обувь на очень толстой подошве — чопины, цокколи или пьянелле. Считается, что она была создана в Венеции, отчасти под влиянием похожей обуви из Средней Азии. Платформы изготавливали из пробки или дерева, в высоту они достигали 50 сантиметров, по другим источникам — 1 метра (39 дюймов).


Такие туфли позволяли подчеркнуть свой статус и не испачкать платье и ноги в грязи и городских нечистотах. Их носили и дворянки, и простолюдинки.

Порой такая обувь была экстравагантной и дорогой. Ее делали из дерева и покрывали тонким шелком или бархатом, а иногда украшали серебряными кружевами, драгоценными камнями и шелковыми кисточками.

Надевать такую обувь и ходить в ней было неудобно, богатых женщин при этом поддерживали служанки.

В Венеции эти башмаки называли «цокколи» — по звуку, который они издавали при ходьбе.

Католическая церковь считала эту обувь развратной и беспутной. Теперь слово zoccola (существительное женского рода, образованное от zoccolo — «деревянный башмак») в итальянском сленге используется в значении «проститутка».

В Испании цокколи были удобной, чаще всего деревенской обувью, спасающей от луж и грязи. Назывались они chapín (это также имитация звука, издававшегося при ходьбе). Поскольку в английский язык эта обувь попала под названием chopine, испанцы утверждают, что обувь на платформе придумали именно они.

Как и цокколи, чопины делали из дерева или кожи, но носили их и мужчины, и женщины. В каждой отдельной области они имели свои особенности, свою резьбу-украшение, свою форму носка и свои местные названия. К примеру, в Кантабрии их называли «альбарка» (albarca) — альбарки тут носят по сей день.

В Германии чопины называли Dreckschuhe — «обувь для грязи».

Мода на чопины затронула и Англию. Если английская невеста добавляла себе роста чопинами и жених выяснял это только после свадьбы, то в случае недовольства он мог отказаться от такого брака.

Сандалии на платформе использовались и в Турции, и в Марокко — сначала только как банная обувь, а потом восточные дамы стали носить их на улице в непогоду, как и европейки.

Картина Витторе Карпаччо «Две дамы». Джон Рескин был уверен, что Карпаччо писал портрет этих женщин на заказ и нашел способ показать свое отношение к ним:

Жан Этьен Лиотар — «Две турчанки».

Обувь на платформе — кожаной, деревянной, металлической — служила людям несколько веков и вышла из моды лишь в XVII веке, когда ее заменили каблуками. Считается, что в Венеции носить чопины запретили, когда с них упала беременная женщина и потеряла ребенка.

Жан-Леон Жером — «Баня».

В XX веке благодаря дизайнеру Сальваторе Феррагамо обувь на платформе вновь вошла в моду. Оригинальные чопины теперь сохранились только в нескольких музеях.
Смотрите также:
Заниматься сексом в Средневековье было очень непросто,
Иллюзия неуязвимости: насколько были эффективны рыцарские доспехи,
Проданные в рабство и погибшие в Альпах: чем закончился детский крестовый поход, самая ужасная авантюра Средневековья
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Сифилис и личность – каких исторических персон подозревают в нехорошей болезни
Как крестьяне отказывались пить, или Трезвеннические бунты в России в 1858-1860 годах
22 провальные стрижки, которые чуть не закончились кровной местью
17 людей, которым пора сменить стилиста
Детские коляски разных эпох, поражающие своим безумным дизайном
27 чудовищных картин, от которых невозможно оторвать глаз
25 товаров, которые существуют только в чьем-то воспаленном воображении
Уличная еда в дореволюционной России: чем перекусывали "на ходу" наши предки
Художница показала, какими могли быть исторические знаменитости сегодня
Первая женщина Лилит: почему Библия молчит о предшественнице Евы