Как китайцы построили железную дорогу в Тибет

0

Всего за пять лет и три с половиной миллиарда долларов в Китае построили магистраль длиной в 1150 километров, соединившую «Крышу мира» с основной территорией страны.

Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №1 - BigPicture.ru

Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №2 - BigPicture.ru

Еще в начале 1920-х революционер Сунь Ятсен в своем программном «Плане реконструкции Китая» предложил построить в стране около 100 000 километров новых железных дорог, в числе которых были и линии на Тибетском нагорье. По объективным причинам к идее «отца нации» смогли вернуться только в 1950-е годы при председателе Мао. Проект железной дороги в столицу Тибета Лхасу был утвержден к 1960 году, однако ее строительство было заморожено почти на полтора десятилетия — Китай с трудом пожинал плоды «Большого скачка».

Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №3 - BigPicture.ru
Только в 1974 году возведение первого участка будущей магистрали, от столицы провинции Цинхай города Синин к Голмуду уже на Тибетском нагорье, возобновилось. 814 километров железной дороги силами армии и заключенных построили за пять лет, к 1979 году, но пассажирское движение открылось здесь только в 1984-м.
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №4 - BigPicture.ru
 
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №5 - BigPicture.ru

Работа над вторым, высокогорным, участком до Лхасы была связана с инженерными задачами особой сложности: строителям предстояло трудиться в условиях вечной мерзлоты, недостатка кислорода и к тому же уникальной тибетской экосистемы, сохранение которой было объявлено китайской партией и правительством вопросом первостепенной важности.

Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №6 - BigPicture.ru

Только в начале XXI века страна достигла уровня технологической готовности, позволившего приступить к реализации масштабного инфраструктурного проекта. Более того, возведение железной дороги до Лхасы стало ключевым этапом программы развития Западного Китая, целью которой является ликвидация диспропорции в развитии восточных и западных регионов страны. Еще одной важной, а возможно и основной, задачей правительства КНР было укрепление связей именно Тибетской автономии, контроль над которой был вновь установлен лишь в 1950 году, с основной китайской территорией.

Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №7 - BigPicture.ru

Согласно проекту, утвержденному в 2000 году председателем КНР Цзян Цзэминем, общая протяженность новой железной дороги должна была составить 1142 километра. На этом участке было организовано 45 станций, 38 из которых были автоматическими, без обслуживающего персонала. Тибетская магистраль от Голмуда поднималась с высоты 2800 метров над уровнем моря до перевала Танг-Ла (5072 метра) и затем вновь спускалась к Лхасе (3642 метра).

Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №8 - BigPicture.ru
 
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №9 - BigPicture.ru
Вокзал Голмуда.
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №10 - BigPicture.ru
Конечный терминал в Лхасе.
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №11 - BigPicture.ru
 
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №12 - BigPicture.ru
Около 80% всего нового участка (960 километров) проходило по труднопроходимым высокогорным районам на высоте свыше 4000 метров над уровнем моря, из них около 550 километров располагалось в зоне вечной мерзлоты.
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №13 - BigPicture.ru
 
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №14 - BigPicture.ru

Строительство железной дороги там представляло серьезную инженерную проблему. Дело в том, что верхний слой вечной мерзлоты имеет свойство в краткий летний период оттаивать, порой превращаясь в труднопроходимое болото. В этой связи реальную угрозу представляли подвижки почвы, что могло привести к деформации и разрушению пути. Для того чтобы ликвидировать такой риск, проектировщики Цинхай-Тибетской дороги разработали специальную схему ее устройства, фактически изолирующую какое-либо влияние магистрали на окружающую среду и наоборот.

Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №15 - BigPicture.ru
Рельсы укладывались на специальную насыпь из булыжников, засыпанных песчаным слоем. В поперечной проекции насыпь перфорировалась сквозной сетью труб для обеспечения лучшей ее вентиляции, а ее склоны закрывались специальными металлическими листами, отражающими солнечный свет и тем самым еще более препятствовавшими ее нагреванию.
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №16 - BigPicture.ru
На отдельных участках устраивались еще и скважины, заполненные жидким азотом. Все эти мероприятия фактически замораживали насыпь под дорогой, предотвращая нагрев верхнего слоя вечной мерзлоты, его оттаивание и последующую деформацию железнодорожного полотна.
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №17 - BigPicture.ru
 
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №18 - BigPicture.ru
Для компенсации перепадов высот в районах строительства значительная часть магистрали проложена по эстакадам. Всего на ее 1142 километрах устроено 675 мостов, общей протяженностью 160 километров. Опоры этих эстакад по сути представляют собой сваи, основания которых покоятся глубоко в вечной мерзлоте, благодаря чему сезонные оттаивания верхнего ее слоя не оказывают никакого влияния на стабильность конструкции сооружения.
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №19 - BigPicture.ru
Промежутки между опорами-колоннами не препятствуют свободной циркуляции воздуха под ними, что позволяет минимизировать дополнительный тепловой эффект от железной дороги.
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №20 - BigPicture.ru
Помимо технической составляющей, важным достоинством эстакадных участков является тот факт, что они не препятствуют свободному перемещению под магистралью уникальных порой представителей местной фауны. Негативный эффект от инородного включения в тибетскую экосистему сведен, таким образом, до минимума.
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №21 - BigPicture.ru
Участки Цинхай-Тибетской дороги, проложенные на насыпи по поверхности земли, огорожены на всем их протяжении, а для перехода мигрирующих животных регулярно проложены специальные тоннели и сооружены мосты.
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №22 - BigPicture.ru
 
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №23 - BigPicture.ru
После окончания строительства Тибетская магистраль установила сразу несколько рекордов железнодорожного строительства. В 350 километрах от Голмуда на высоте 4900 метров над уровнем моря был построен самый высокогорный железнодорожный тоннель в мире, получивший название Фэнхошань (тоннель Ветреного вулкана)
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №24 - BigPicture.ru
Станция же Танг-Ла на одноименном горном перевале стала самой высокогорной железнодорожной станцией в мире. Окружающие ее горы кажутся скорее холмами, но это обманчивое впечатление. На самом деле трехпутная Танг-Ла находится на высоте 5068 метров лишь четырьмя метрами ниже высочайшей точки всей магистрали (5072 метра).
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №25 - BigPicture.ru

Хотя здесь и останавливаются поезда, по сути это всего лишь разъезд на однопутной магистрали. Станция полностью автоматическая и управляется из Синина, где расположено центральное управление всей дороги. Никаких населенных пунктов поблизости нет, что, впрочем, не помешало китайцам построить здесь довольно крупный вокзал, достойный станции-рекордсмена.

Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №26 - BigPicture.ru
 
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №27 - BigPicture.ru
В большинстве случаев здесь даже не открываются двери вагонов. Для неподготовленного человека оказаться на такой высоте, где давление атмосферы составляет лишь около 35—40% от стандартного на уровне моря, представляет определенную угрозу здоровью.
Для того чтобы путешествие по высокогорным районам с их ошеломляющими пейзажами доставляло пассажирам лишь удовольствие, для Цинхай-Тибетской дороги был разработан специальный подвижной состав. Американская корпорация General Electric спроектировала для магистрали тепловозы NJ2, модифицированные для работы в высокогорных условиях, мощностью 5100 л. с. каждый. Локомотивы способны развивать скорость до 120 км/ч с составом в 15 вагонов. 

В зонах вечной мерзлоты скорость их движения ограничена 100 км/ч.
Для того чтобы путешествие по высокогорным районам с их ошеломляющими пейзажами доставляло пассажирам лишь удовольствие, для Цинхай-Тибетской дороги был разработан специальный подвижной состав. Американская корпорация General Electric спроектировала для магистрали тепловозы NJ2, модифицированные для работы в высокогорных условиях, мощностью 5100 л. с. каждый. Локомотивы способны развивать скорость до 120 км/ч с составом в 15 вагонов. В зонах вечной мерзлоты скорость их движения ограничена 100 км/ч.
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №28 - BigPicture.ru
Вагоны для обслуживания дороги были построены на китайском заводе канадского концерна Bombardier в количестве 361 штуки (308 обычных и 53 специальных туристских). Все они фактически герметично изолированы от окружающей среды, внутри поддерживается давление кислорода, близкое к стандартному.
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №29 - BigPicture.ru

Несмотря на это, приступы горной болезни, вызванные недостатком кислорода, у пассажиров случались. Для их предотвращения каждое место в вагонах оборудовано индивидуальными кислородными трубками по образцу больничных. Тонированные стекла вагонов со специальным покрытием защищают пассажиров от избыточной солнечной радиации, опять же свойственной высокогорьям.

Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №30 - BigPicture.ru
 
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №31 - BigPicture.ru
Стандартные вагоны разделены на привычные и нам три класса: сидячий, плацкарт и купе. Кроме того, в поездах имеются вагоны-рестораны.

Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №32 - BigPicture.ru

Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №33 - BigPicture.ru

Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №34 - BigPicture.ru

Пропускная способность магистрали составляет восемь пар пассажирских поездов в сутки (не считая грузовых). В настоящее время Лхаса связана регулярным пассажирским движением не только с соседним «областным» центром Синином, но и с крупнейшими городами страны — Пекином и Шанхаем. В пути экспресс Пекин — Лхаса находится 44 часа. 

Стоимость билетов в зависимости от класса составляет от $125 (плацкарт) до $200 (купе).
Пропускная способность магистрали составляет восемь пар пассажирских поездов в сутки (не считая грузовых). В настоящее время Лхаса связана регулярным пассажирским движением не только с соседним «областным» центром Синином, но и с крупнейшими городами страны — Пекином и Шанхаем. В пути экспресс Пекин — Лхаса находится 44 часа. Стоимость билетов в зависимости от класса составляет от $125 (плацкарт) до $200 (купе).
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №35 - BigPicture.ru

Строительство Цинхай-Тибетской железной дороги началось в 2001 году. Около 20 000 рабочих, одновременно начавших прокладку магистрали из обеих конечных точек (Голмуда и Лхасы), справились с ответственной задачей партии всего за пятилетку, потратив $3,68 миллиарда долларов. По официальным данным, при этом никто не погиб, даже несмотря на длительную работу в не самых комфортных для этого условиях.

Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №36 - BigPicture.ru
 
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №37 - BigPicture.ru

За семь лет функционирования по дороге было перевезено более 63 миллионов пассажиров и 300 миллионов тонн грузов. Годовой пассажирооборот увеличился с 6,5 миллиона человек в 2006 году, когда магистраль была сдана в эксплуатацию, до 11 миллионов человек в 2012 году, годовой грузооборот возрос с 25 миллионов тонн в 2006 году до 56 миллионов тонн в 2012 году. Уже сейчас очевидно, что новая железная дорога значительно активизировала экономическое развитие Тибета и соседней провинции Цинхай.

Существенно удешевилась доставка грузов в Тибет, в том числе и особенно ценных в горных условиях энергоносителей. Новый толчок к развитию получила и туристическая отрасль, хотя по-прежнему просто так любому желающему уехать, например, на пекинском поезде в Лхасу не получится. 

Для посещения Тибета китайское правительство как и прежде требует получение специального разрешения, без которого на поезд вас просто не посадят.
Существенно удешевилась доставка грузов в Тибет, в том числе и особенно ценных в горных условиях энергоносителей. Новый толчок к развитию получила и туристическая отрасль, хотя по-прежнему просто так любому желающему уехать, например, на пекинском поезде в Лхасу не получится. Для посещения Тибета китайское правительство как и прежде требует получение специального разрешения, без которого на поезд вас просто не посадят.
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №38 - BigPicture.ru
 
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №39 - BigPicture.ru

Скептики же считают Цинхай-Тибетскую железную дорогу лишь очередным этапом постепенной китайской колонизации своеобразного автономного региона и локомотивом освоения его природных ресурсов. Геологи уже обнаружили в высокогорных районах Тибета месторождения меди, свинца и цинка, сырья, крайне необходимого бурно растущей китайской промышленности.

Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №40 - BigPicture.ru
Экологи, разумеется, опасаются, что наличие в крае современной железнодорожной магистрали лишь подстегнет правительство КНР к скорейшему освоению этих месторождений с непредсказуемыми последствиями для хрупкой экосистемы региона.
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №41 - BigPicture.ru
 
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №42 - BigPicture.ru

Впрочем, пока это лишь ничем не подтвержденные опасения. Зато трудно отрицать популярность дороги среди жителей Тибета, получивших возможность легко и быстро добираться до высокоразвитых восточных районов страны, и в особенности среди туристов, для которых магистраль является прекрасным аттракционом, созданным с типично китайским упорством, в буквальном смысле сворачивающим горы.

Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №43 - BigPicture.ru
 
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №44 - BigPicture.ru
 
Фотография: Как китайцы построили железную дорогу в Тибет №45 - BigPicture.ru

Смотрите также:
«Удавитесь» — главный принцип индийских железных дорог,
Жители Тибета в объективе Фила Борджеса,
Плацкарт в японском ночном поезде Sunrise Izumo

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Что такое экзорцизм с точки зрения религии и науки и насколько он опасен

Что такое экзорцизм с точки зрения религии и науки и насколько он опасен

25 подарков, которые приведут в восторг любого, у кого есть велосипед

25 подарков, которые приведут в восторг любого, у кого есть велосипед

30 забавных фото собак и кошек после неудачной стрижки

30 забавных фото собак и кошек после неудачной стрижки

Новые посты

Почему во многих культурах собаки считались нечистыми животными

Почему во многих культурах собаки считались нечистыми животными

Да что вы знаете о невезении?! 20 людей, у которых выдался действительно плохой день

Да что вы знаете о невезении?! 20 людей, у которых выдался действительно плохой день

Размытая реальность Дрю Блейра – мастера фотореализма в аэрографии

Размытая реальность Дрю Блейра – мастера фотореализма в аэрографии

Не сказочное, не Бали: самый грязный остров на Мальдивах

Не сказочное, не Бали: самый грязный остров на Мальдивах

Коты, познавшие науку сна

Коты, познавшие науку сна

Евсей Лубицкий, самый известный двойник Сталина, который дожил до 1981 года

Евсей Лубицкий, самый известный двойник Сталина, который дожил до 1981 года

Что такое философия лагом и как она помогает шведам быть счастливыми

Что такое философия лагом и как она помогает шведам быть счастливыми

История Дэна Элдона — фотографа, погибшего на работе

История Дэна Элдона — фотографа, погибшего на работе

7 самых странных природных явлений, которые выглядят как колдовство

7 самых странных природных явлений, которые выглядят как колдовство

Для выходных: 20 старых добрых комедий 80-90-х годов

Для выходных: 20 старых добрых комедий 80-90-х годов

Кто такие сборщики мочи и почему в старину от них зависела боеспособность армии

Кто такие сборщики мочи и почему в старину от них зависела боеспособность армии

Дубай с высоты птичьего полета

Дубай с высоты птичьего полета