Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры

0

Если задать вопрос, какого цвета античные статуи богов и героев, даже школьник ответит, что они белые. Это вполне логично, так как изготавливали свои шедевры греческие и римские мастера из мрамора, который имеет, в основном, белоснежный цвет.

Выставка «Пестрые боги» (Bunte Götter) из Дании, успешно проводимая с 2003 года в самых известных музеях Европы и США, ломает устоявшиеся стереотипы и показывает античные скульптуры такими, какими их видели современники Мирона, Фидия и Праксителя.

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №1 - BigPicture.ru

Долгие столетия считалось, что античные скульптуры из мрамора были белыми. Лишь относительно недавно, благодаря инновационным методам анализа материалов, ученым удалось установить тот факт, что древние мастера раскрашивали свои изваяния, причем в весьма смелую цветовую гамму.

Эксперты установили, что на многих фигурах богов и героев были нарисованы детали одежды и почти у всех присутствовала роспись лиц. В древнем мире использовались яркие краски растительного и минерального происхождения, которые имели один важный недостаток — невысокую стойкость. Очевидно, статуи, подвергавшиеся атмосферным воздействиям, приходилось регулярно «подновлять».

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №2 - BigPicture.ru

Восстановленная роспись античных горельефов

Основным экспонатом выставки «Пестрые боги» является фигура лучника с западного фронтона храма Афайи на о. Эгина, созданная около 500 г. до н. э. Ученые предполагают, что скульптура изображает Париса, по вине которого началась кровопролитная Троянская война.

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №3 - BigPicture.ru

Лучник из храма Афайи

Проведя исследование мраморной скульптуры при помощи ультрафиолетового рефлектографа, специалисты с удивлением обнаружили, что некогда считавшийся обнаженным лучник, оказался одет в яркую, облегающую тело одежду. Узоры были тщательно проработаны — самые мелкие детали имели размер всего 2 мм! Эксперты не могут объяснить, зачем понадобилась такая филигранность для украшения статуи, располагавшейся на высоте более 10 метров — возможно это была прихоть заказчика или просто фирменный стиль ваятеля.

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №4 - BigPicture.ru

Реконструкция лучника

Исследования этой и многих других скульптур показали различную степень выветривания поверхности мрамора, что свидетельствует об использовании красок, отличавшихся по происхождению и плотности. Химический анализ, взятый с разных участков поверхности, показал наличие в пигменте киновари, медной лазури, медной зелени, красной и желтой охры, а также тончайшего листового золота.

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №5 - BigPicture.ru

Реконструкция головы воина

Но химический и спектральный анализ — это не единственное доказательство состоятельности теории «пестрых богов». В экспозиции выставки представлена голова одной из греческих скульптур воина, на шлеме которого сохранилась роспись, заметная невооруженным глазом. Эта находка будоражила умы археологов и искусствоведов с 60-х годов прошлого века, но доказать без специального исследования тот факт, что этот случай украшения не единичен, было невозможно.

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №6 - BigPicture.ru

Кора Пеплофора (носящая пеплум), Музей Акрополя, Афины, 530-520 гг. до н.э

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №7 - BigPicture.ru

Голова Калигулы, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, 37-41 гг

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №8 - BigPicture.ru

Торс в панцирном доспехе, Музей Акрополя, Афины, ок. 470 г. до н. э.

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №9 - BigPicture.ru

Тесей и Антиопа из храма Аполлона в Эретрии (о. Эвбея) кон. VI в. до н. э.

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №10 - BigPicture.ru

Реконструкция одежды на фигуре Артемиды

Раскрашенные статуи представляли для жителей античного мира особую ценность. Что касается точки зрения современного человека, привыкшего к классическому, однотонному исполнению этих шедевров, то они кажутся как минимум странными, а как максимум — безвкусно-кричащими.

Смотрите также: Скульптуры из песка, которые поразят даже самое изощренное воображение

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Норовирус: всё о зимней болезни, которая застаёт врасплох

Норовирус: всё о зимней болезни, которая застаёт врасплох

Самые громкие ограбления Лувра: от легендарной кражи Моны Лизы до дерзкого налёта 2025 года

Самые громкие ограбления Лувра: от легендарной кражи Моны Лизы до дерзкого налёта 2025 года

Флорентийский монстр: история реальных преступлений, которая легла в основу сериала

Флорентийский монстр: история реальных преступлений, которая легла в основу сериала

Новые посты

Пицца, пиво и почта — о чем думают порнозвезды во время съемок

Пицца, пиво и почта — о чем думают порнозвезды во время съемок

Зачем морским минам «рога» и опасно ли к ним прикасаться

Зачем морским минам «рога» и опасно ли к ним прикасаться

13 обычных фотографий, которые только испорченным людям покажутся неприличными

13 обычных фотографий, которые только испорченным людям покажутся неприличными

Нудлинг — необычная рыбалка для самых отважных

Нудлинг — необычная рыбалка для самых отважных

Принять на грудь: всемирная история бюстгальтера

Принять на грудь: всемирная история бюстгальтера

Полные имена известных всем киногероев, о которых вы не подозревали

Полные имена известных всем киногероев, о которых вы не подозревали

Прекрасный и удивительный мир — 42 удивительные и красивые фотографии

Прекрасный и удивительный мир — 42 удивительные и красивые фотографии

Тайна «Кровавого Корана» — книги, написанной кровью Саддама Хусейна

Тайна «Кровавого Корана» — книги, написанной кровью Саддама Хусейна

Французская комедия, с которой Леонид Гайдай «содрал» «Кавказскую пленницу»

Французская комедия, с которой Леонид Гайдай «содрал» «Кавказскую пленницу»

Россия 1896 года в цвете

Россия 1896 года в цвете

Папа может, папа может быть кем угодно: крутые отцы, с которыми детям ну очень весело

Папа может, папа может быть кем угодно: крутые отцы, с которыми детям ну очень весело

Застрявшие между поколениями, или Кто такие зиллениалы

Застрявшие между поколениями, или Кто такие зиллениалы