Топ-100 Почему мы так часто проверяем лайки, или 10 примеров управления человеческим разумом

Почему мы так часто проверяем лайки, или 10 примеров управления человеческим разумом

А вы относитесь к тому типу людей, которые каждые 10 минут смотрят, что же новенького произошло в Инстаграме, «а вдруг кто-то фоточку лайкнул или выложил новый пост»? Если нет, вам очень повезло! Значит, ваш мозг еще справляется с давлением рынка.

Но что если мы скажем, что соцсети — далеко не единственный «крючок», на который нас постоянно ловят?

Какие еще способы управления массами существуют, кому это нужно и зачем, читайте в нашем материале.

Наверняка, вы когда-нибудь слышали теорию о том, что лайки в соцсетях вызывают у их получателя прилив дофамина. Дофамин часто называют «гормоном счастья», так как его выделение приводит к улучшению настроения, повышению мотивации и обострению желаний.

Но на самом деле дофамин не является самим «счастьем», а лишь дает «обещание» сделать вас счастливым.

Рассмотрим ситуацию на примере подопытной крысы из исследования Питера Милнера и Джеймса Олдса. Ученые внедрили специальный электрод в ту часть мозга грызуна, которая отвечает за поощрения. Животное при помощи небольшой кнопки могло его стимулировать, таким образом получая удовольствие, как предполагали Милнер и Олдс.

Но со временем крыса перестала есть и пить, а лишь бесконечно жала на рычаг стимуляции электрода.

Позже аналогичный эксперимент провели с участием людей. Им точно так же внедрили электроды и выдали кнопки для стимуляции. Некоторые подопытные нажимали на рычаг до 40 раз за одну минуту! Но все они признались, что ни разу за время эксперимента не испытали настоящего удовольствия, а лишь страх, что ток отключат, предвкушение чего-то приятного и разочарование.

В 2001 году сотрудник Стэнфордского университета Брайан Кнутсон доказал, что дофамин является лишь молекулой, отвечающей за мотивацию и поощрение. Морковкой перед мордой вечно идущего осла. Благодаря дофамину человек совершает правильные действия, обусловленные эволюцией, ищет удовольствие, но не получает его.

В современном мире дофаминовое поощрение активно используют в нейромаркетинге для управления миллионами людей. Благодаря специальному набору инструментов, активирующих это вещество, удается «разбудить» базовые потребности человека, заставляя его покупать или выполнять другие нужные действия.

Ниже — список основных дофаминовых ловушек.

Лайки в соцсетях

Социальное одобрение является одной из биологических потребностей человека, а смартфоны, планшеты, соцсети, различные сайты и форумы с легкостью могут ее восполнить. Правда, не надолго. Эффект от получения лайка хоть и приятный, но очень кратковременный.

Однако этого хватает, чтобы дофамин начал работать и вызвал у человека желание получить еще, еще и еще больше «сердечек».

Сахар, калории, жир

Вы замечали, как люди, отказавшиеся от сладкого, становились злыми, раздражительными и уставшими? То же самое происходит, к примеру, с курильщиками, когда они решают завязать с этой вредной привычкой.

Не зря сахар часто сравнивают с наркотиком. Высококалорийные, сладкие и жирные продукты — лучшие стимуляторы для системы поощрения. Они приводят к быстрому выделению дофамина в мозгу и буквально вызывают у людей зависимость.

Дегустация еды и напитков

Часто на входе в супермаркет стоят прилавки, у которых можно бесплатно попробовать еду — это может быть колбасная нарезка, какие-либо сладости, выпечка или продукты, содержащие кофеин. «Что за марафон невиданной щедрости?» — думаете вы и пробуете немного лакомства.

На самом деле, все просто. Таким образом, при помощи еды или напитков вас ловят на «дофаминовый крючок». Высока вероятность, что в будущем вы еще не раз вернетесь в это место. Кстати, именно с этой целью в кафе и ресторанах часто подают к кофе бесплатные сладости.

Ароматы

Различные ароматы на подсознательном уровне влияют на поведение покупателей, заставляя их как можно дольше оставаться в магазине и совершать покупки. В нейромаркетинге даже существует отдельная отрасль, специалисты которой занимаются разработкой благовоний.

К примеру, при помощи сложных инженерных решений можно «заманить» клиентов с верхних этажей торгового центра в кафе-мороженое, расположенное в самом низу. Для этого на верхних ярусах распространяют фруктовый аромат, ниже — запах пломбира, а ближе к самому заведению — ароматы карамели и ванили.

Аппетитные картинки

Правда же, когда вы видите в интернете фотографию изысканного блюда, у вас возникает желание его попробовать? Так и у большинства людей. Визуальные стимулы играют огромную роль в воздействии на систему поощрений.

Именно поэтому большинство кафе и ресторанов больше не используют стандартное меню формата «название блюда, описание, стоимость». Гораздо эффективнее показать клиенту фотографии блюд, и он сам захочет их заказать.

Сексуальность

Использование секса в рекламе хоть и порядком надоело, но продолжает приносить продавцам желаемый результат. Вы, наверняка, замечали различные рекламные лозунги с эротическим подтекстом, обещанием «доставить удовольствие» и «отправить на седьмое небо от наслаждения».

Так вот, все это — давно известная формула sex sells, которая вызывает у потребителей практически дофаминовый зуд и желание срочно совершить покупку или воспользоваться предложением.

Новизна

Напишите на витрине, что у вас «новое поступление товара», и покупатель обязательно зайдет посмотреть, даже не узнав, что именно здесь появилось… Все потому, что дофаминовая система побуждает нас узнавать что-то новое, изучать окружающий мир.

По той же причине в ресторанах и кафе регулярно появляются новые позиции в меню. «У нас новое блюдо от шеф-повара, хотите попробовать? Конечно же, хочу, какие могут быть вопросы!» — примерно так это работает.

Геймификация

Желание побеждать свойственно каждому человеку, поэтому неудивительно, что геймификация (использование игровых подходов в неигровых процессах) так эффективно проявила себя на потребительском рынке.

Бонусная программа с набором очков, скидки, кэшбэки, конкурсы, поощрения за выполнения различных действий («десятая чашка кофе бесплатно», «приведи друга — получи приз» и т. д.) — все это и многое другое вы встречаете каждый день в тех же супермаркетах и сами непроизвольно становитесь участником этой «игры».

Неожиданность

Согласно результатам исследования, у испытуемых, которые точно знали, сколько сока им нальют, практически не вырабатывался дофамин в мозгу. В то же время в мозгу людей, для которых точное количество сока было загадкой, количества этого вещества стремительно росло.

Этой «фишкой» пользуются создатели мобильной платформы Kiip. Активных пользователей программы вознаграждают за их достижения внутри сервиса. Происходит это всегда спонтанно, в тот момент, когда пользователь этого не ждет. Благодаря такому ходу вознаграждение (а это может быть, к примеру, бутылка воды определенного бренда) всегда будет ассоциироваться у человека с приятными эмоциями.

Риск потери

Фразы вроде «Осталось два дня до завершения акции!» очень эффективно сказываются на продажах, так как большинству людей присущ страх «что-то потерять». Вспомним «Черную пятницу». В этот день люди покупают в магазинах абсолютно ненужные вещи, а затем весь оставшийся год корят себя за транжирство и легкомыслие.

Признавайтесь, а вы попадались на какую-то из этих уловок?

Смотрите также: 16 крутых примеров нестандартного маркетинга

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Рубрики: мирнаукаобществосоцсети

Самые горячие темы

Новости партнеров

‡агрузка...

Новые посты