Почему мы так часто проверяем лайки, или 10 примеров управления человеческим разумом

0

А вы относитесь к тому типу людей, которые каждые 10 минут смотрят, что же новенького произошло в социальных сетях, «а вдруг кто-то фоточку лайкнул или выложил новый пост»? Если нет, вам очень повезло! Значит, ваш мозг еще справляется с давлением рынка.

Но что если мы скажем, что соцсети — далеко не единственный «крючок», на который нас постоянно ловят?

Какие еще способы управления массами существуют, кому это нужно и зачем, читайте в нашем материале.

Фотография: Почему мы так часто проверяем лайки, или 10 примеров управления человеческим разумом №1 - BigPicture.ru

Наверняка, вы когда-нибудь слышали теорию о том, что лайки в соцсетях вызывают у их получателя прилив дофамина. Дофамин часто называют «гормоном счастья», так как его выделение приводит к улучшению настроения, повышению мотивации и обострению желаний.

Но на самом деле дофамин не является самим «счастьем», а лишь дает «обещание» сделать вас счастливым.

Фотография: Почему мы так часто проверяем лайки, или 10 примеров управления человеческим разумом №2 - BigPicture.ru

Рассмотрим ситуацию на примере подопытной крысы из исследования Питера Милнера и Джеймса Олдса. Ученые внедрили специальный электрод в ту часть мозга грызуна, которая отвечает за поощрения. Животное при помощи небольшой кнопки могло его стимулировать, таким образом получая удовольствие, как предполагали Милнер и Олдс.

Но со временем крыса перестала есть и пить, а лишь бесконечно жала на рычаг стимуляции электрода.

Позже аналогичный эксперимент провели с участием людей. Им точно так же внедрили электроды и выдали кнопки для стимуляции. Некоторые подопытные нажимали на рычаг до 40 раз за одну минуту! Но все они признались, что ни разу за время эксперимента не испытали настоящего удовольствия, а лишь страх, что ток отключат, предвкушение чего-то приятного и разочарование.

Фотография: Почему мы так часто проверяем лайки, или 10 примеров управления человеческим разумом №3 - BigPicture.ru

В 2001 году сотрудник Стэнфордского университета Брайан Кнутсон доказал, что дофамин является лишь молекулой, отвечающей за мотивацию и поощрение. Морковкой перед мордой вечно идущего осла. Благодаря дофамину человек совершает правильные действия, обусловленные эволюцией, ищет удовольствие, но не получает его.

В современном мире дофаминовое поощрение активно используют в нейромаркетинге для управления миллионами людей. Благодаря специальному набору инструментов, активирующих это вещество, удается «разбудить» базовые потребности человека, заставляя его покупать или выполнять другие нужные действия.

Ниже — список основных дофаминовых ловушек.

Лайки в соцсетях

Фотография: Почему мы так часто проверяем лайки, или 10 примеров управления человеческим разумом №4 - BigPicture.ru

Социальное одобрение является одной из биологических потребностей человека, а смартфоны, планшеты, соцсети, различные сайты и форумы с легкостью могут ее восполнить. Правда, не надолго. Эффект от получения лайка хоть и приятный, но очень кратковременный.

Однако этого хватает, чтобы дофамин начал работать и вызвал у человека желание получить еще, еще и еще больше «сердечек».

Сахар, калории, жир

Фотография: Почему мы так часто проверяем лайки, или 10 примеров управления человеческим разумом №5 - BigPicture.ru

Вы замечали, как люди, отказавшиеся от сладкого, становились злыми, раздражительными и уставшими? То же самое происходит, к примеру, с курильщиками, когда они решают завязать с этой вредной привычкой.

Не зря сахар часто сравнивают с наркотиком. Высококалорийные, сладкие и жирные продукты — лучшие стимуляторы для системы поощрения. Они приводят к быстрому выделению дофамина в мозгу и буквально вызывают у людей зависимость.

Дегустация еды и напитков

Фотография: Почему мы так часто проверяем лайки, или 10 примеров управления человеческим разумом №6 - BigPicture.ru

Часто на входе в супермаркет стоят прилавки, у которых можно бесплатно попробовать еду — это может быть колбасная нарезка, какие-либо сладости, выпечка или продукты, содержащие кофеин. «Что за марафон невиданной щедрости?» — думаете вы и пробуете немного лакомства.

На самом деле, все просто. Таким образом, при помощи еды или напитков вас ловят на «дофаминовый крючок». Высока вероятность, что в будущем вы еще не раз вернетесь в это место. Кстати, именно с этой целью в кафе и ресторанах часто подают к кофе бесплатные сладости.

Ароматы

Фотография: Почему мы так часто проверяем лайки, или 10 примеров управления человеческим разумом №7 - BigPicture.ru

Различные ароматы на подсознательном уровне влияют на поведение покупателей, заставляя их как можно дольше оставаться в магазине и совершать покупки. В нейромаркетинге даже существует отдельная отрасль, специалисты которой занимаются разработкой благовоний.

К примеру, при помощи сложных инженерных решений можно «заманить» клиентов с верхних этажей торгового центра в кафе-мороженое, расположенное в самом низу. Для этого на верхних ярусах распространяют фруктовый аромат, ниже — запах пломбира, а ближе к самому заведению — ароматы карамели и ванили.

Аппетитные картинки

Фотография: Почему мы так часто проверяем лайки, или 10 примеров управления человеческим разумом №8 - BigPicture.ru

Правда же, когда вы видите в интернете фотографию изысканного блюда, у вас возникает желание его попробовать? Так и у большинства людей. Визуальные стимулы играют огромную роль в воздействии на систему поощрений.

Именно поэтому большинство кафе и ресторанов больше не используют стандартное меню формата «название блюда, описание, стоимость». Гораздо эффективнее показать клиенту фотографии блюд, и он сам захочет их заказать.

Сексуальность

Фотография: Почему мы так часто проверяем лайки, или 10 примеров управления человеческим разумом №9 - BigPicture.ru

Использование секса в рекламе хоть и порядком надоело, но продолжает приносить продавцам желаемый результат. Вы, наверняка, замечали различные рекламные лозунги с эротическим подтекстом, обещанием «доставить удовольствие» и «отправить на седьмое небо от наслаждения».

Так вот, все это — давно известная формула sex sells, которая вызывает у потребителей практически дофаминовый зуд и желание срочно совершить покупку или воспользоваться предложением.

Новизна

Фотография: Почему мы так часто проверяем лайки, или 10 примеров управления человеческим разумом №10 - BigPicture.ru

Напишите на витрине, что у вас «новое поступление товара», и покупатель обязательно зайдет посмотреть, даже не узнав, что именно здесь появилось… Все потому, что дофаминовая система побуждает нас узнавать что-то новое, изучать окружающий мир.

По той же причине в ресторанах и кафе регулярно появляются новые позиции в меню. «У нас новое блюдо от шеф-повара, хотите попробовать? Конечно же, хочу, какие могут быть вопросы!» — примерно так это работает.

Геймификация

Фотография: Почему мы так часто проверяем лайки, или 10 примеров управления человеческим разумом №11 - BigPicture.ru

Желание побеждать свойственно каждому человеку, поэтому неудивительно, что геймификация (использование игровых подходов в неигровых процессах) так эффективно проявила себя на потребительском рынке.

Бонусная программа с набором очков, скидки, кэшбэки, конкурсы, поощрения за выполнения различных действий («десятая чашка кофе бесплатно», «приведи друга — получи приз» и т. д.) — все это и многое другое вы встречаете каждый день в тех же супермаркетах и сами непроизвольно становитесь участником этой «игры».

Неожиданность

Фотография: Почему мы так часто проверяем лайки, или 10 примеров управления человеческим разумом №12 - BigPicture.ru

Согласно результатам исследования, у испытуемых, которые точно знали, сколько сока им нальют, практически не вырабатывался дофамин в мозгу. В то же время в мозгу людей, для которых точное количество сока было загадкой, количества этого вещества стремительно росло.

Этой «фишкой» пользуются создатели мобильной платформы Kiip. Активных пользователей программы вознаграждают за их достижения внутри сервиса. Происходит это всегда спонтанно, в тот момент, когда пользователь этого не ждет. Благодаря такому ходу вознаграждение (а это может быть, к примеру, бутылка воды определенного бренда) всегда будет ассоциироваться у человека с приятными эмоциями.

Риск потери

Фотография: Почему мы так часто проверяем лайки, или 10 примеров управления человеческим разумом №13 - BigPicture.ru

Фразы вроде «Осталось два дня до завершения акции!» очень эффективно сказываются на продажах, так как большинству людей присущ страх «что-то потерять». Вспомним «Черную пятницу». В этот день люди покупают в магазинах абсолютно ненужные вещи, а затем весь оставшийся год корят себя за транжирство и легкомыслие.

Признавайтесь, а вы попадались на какую-то из этих уловок?

Смотрите также:
25 примеров рекламы, которая пробуждает эмоции. И поэтому работает,
Показалось… 22 фото с иллюзиями, на которые придется взглянуть дважды,
16 крутых примеров нестандартного маркетинга

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Даем сверх плана: советская молодежь 60-х

Даем сверх плана: советская молодежь 60-х

Евсей Лубицкий, самый известный двойник Сталина, который дожил до 1981 года

Евсей Лубицкий, самый известный двойник Сталина, который дожил до 1981 года

Свадьба шутов в Ледяной доме — жуткая история с неожиданным концом

Свадьба шутов в Ледяной доме — жуткая история с неожиданным концом

Новые посты

Сказочное графство Девоншир

Сказочное графство Девоншир

Заглянем внутрь! 20 фото предметов, которые разрезали напополам

Заглянем внутрь! 20 фото предметов, которые разрезали напополам

Как рудокоп превратился в металл — история «железного человека» из Фалуна

Как рудокоп превратился в металл — история «железного человека» из Фалуна

Очаровательные летающие собаки

Очаровательные летающие собаки

Кто и зачем протягивает между домами провода

Кто и зачем протягивает между домами провода

Злая и добрая славянская нечисть на картинах Валерия Слаука

Злая и добрая славянская нечисть на картинах Валерия Слаука

Кулинарные изыски Древней Руси: березовая каша и жареные лебеди

Кулинарные изыски Древней Руси: березовая каша и жареные лебеди

История парапланеристки Эвы Висниерской, которую унесло грозой

История парапланеристки Эвы Висниерской, которую унесло грозой

13 редких кадров знаменитостей, на которых их сложно узнать

13 редких кадров знаменитостей, на которых их сложно узнать

Как в начале 20 века боролись с открытыми купальниками

Как в начале 20 века боролись с открытыми купальниками

30 главных национальных блюд разных стран мира

30 главных национальных блюд разных стран мира

Мир из иллюминатора

Мир из иллюминатора