Как произошла катастрофа «Челленджера»
28 января 1986 года стало днем одной из самых трагических страниц в истории космических полетов. В этот день произошла катастрофа космического шаттла «Челленджер», которая унесла жизни семи астронавтов. Всего через 73 секунды после старта шаттл разрушился, став символом героизма и человеческой уязвимости в покорении космоса. В нашей статье мы рассмотрим причины и последствия этой ужасной трагедии, напоминая о важности безопасности и тщательных проверок в космических миссиях.
28 января 1986 года на 73-й секунде после старта произошло разрушение шаттла «Челленджер». Причиной катастрофы стало повреждение уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя. Нарушение герметичности позволило горячим газам прожечь корпус правого ускорителя и пережечь его соединение с топливным баком. Корпус ускорителя ударил по верхней части топливного бака, разрушив его и вызвав взрыв жидкого водорода.
Капсула с семью астронавтами пережила крушение орбитера. В ходе расследования выяснилось, что некоторые члены экипажа активировали приборы подачи воздуха, также было переключено несколько тумблеров. Считается, что астронавты погибли, лишь когда капсула ударилась о поверхность океана. Остается надеяться, что кабина разгерметизировалась и они быстро потеряли сознание. Падать с высоты 15 километров, отсчитывая секунды до смерти, — не хочу себе это представлять. На шаттлах не имелось никаких средств аварийного спасения для экипажа.
Катастрофа «Челленджера» стала огромным ударом для всей программы многоразовых кораблей. В 1980-х в лучших стахановских традициях NASA стремилось по максимуму нарастить интенсивность их запусков. В 1985 году шаттлы летали в космос рекордные девять раз. 12 января 1986 года в космос отправился шаттл «Колумбия», «Челленджер» стартовал всего через 16 дней после его запуска.
Всего же в том году челноки должны были отправиться в космос порядка 15 раз. По плану, интервал между некоторыми запусками должен был составлять всего несколько дней. После гибели «Челленджера» обо всем этом пришлось забыть. Челноки оставались на земле почти три года, а когда наконец вернулись в космос, то из-за пересмотра стандартов безопасности больше никогда не летали с такой интенсивностью. После «Челленджера» можно было окончательно забыть о самоокупаемости программы. Идея полностью отказаться от одноразовых ракет в пользу шаттлов тоже благополучно канула в небытие. Но это лишь часть последствий.
Шаттлы больше никогда не использовались для вывода на орбиту коммерческих спутников. После «Челленджера» челноки выполняли лишь научные миссии или летали по заказу Пентагона. Больше никаких оплаченных страховыми компаниями миссий типа слетайте в космос, заберите выведенные на неправильную орбиту спутники и верните их на Землю. Навсегда остались на Земле установки для перемещения в открытом космосе MMU. Согласно новым стандартам безопасности, использование космических мотоциклов было слишком опасным.
Большую головную боль получили военные, вложившие миллиарды долларов в строительство пускового комплекса SLC-6 на базе Ванденберг. Оттуда шаттлы должны были выводить грузы на полярные и солнечно-синхронные орбиты. Первый запуск был намечен на лето 1986 года. Вскоре после катастрофы «Челленджера» от идеи запускать шаттлы с западного побережья отказались.
Гибель «Челленджера» косвенным образом привела к другой катастрофе. Из-за стояния шаттлов на приколе на заводе PEPCON, производившем топливо для твердотопливных ускорителей, остались большие запасы неиспользованного перхлората аммония. 4 мая 1988 года там возник пожар, который привел к серии детонаций, сровнявших с землей все производство. Мощность крупнейшего из взрывов составила около килотонны.
Большой удар был нанесен и научной программе. После пересмотра стандартов безопасности NASA отказалось от использования мощных разгонных блоков «Центавр-G», которые могли обеспечить исследовательским аппаратам перелет к другим планетам по прямой траектории без гравитационных маневров. Это негативно повлияло на миссии «Галилео» и «Улисс». Их запуск был намечен на 1986 год, но отправились они в космос соответственно лишь в 1989 и 1990 годах, а их полет к цели из-за отказа от «Центавр-G» длился намного дольше, чем было изначально запланировано.
Для «Галилео» все вообще чуть не закончилось самым печальным образом. Из-за изменения траектории и включения в нее пролетов Венеры было решено не разворачивать его антенну, пока аппарат не отойдет на безопасное расстояние от Солнца. В итоге антенна не раскрылась вовсе. Так что на протяжении всей миссии станция поддерживала контакт с Землей через вспомогательную антенну.
Еще одной перенесенной из-за прекращения полетов шаттлов исследовательской миссией стал «Магеллан». Но там задержка составила всего лишь год. Куда существенней для астрономов стал вынужденный простой космического телескопа «Хаббл». Он должен был отправиться в космос в сентябре 1986 года, но в итоге полетел лишь весной 1990 года.
И это лишь часть последствий катастрофы «Челленджера», оказавшей поистине огромное влияние на все развитие американской космической программы. Можно ли было ее избежать? Наверное. Изменилось бы что-то? Думаю, что нет. Учитывая многочисленные конструкторские и организационные просчеты, огромную недооценку риска (вероятность катастрофы оценивалась NASA в фантастические 1 к 100 000), а также то, с какой интенсивностью должны были летать шаттлы, что-то подобное неизбежно бы произошло. Просто мы, возможно, знали бы это как катастрофу «Дискавери» или, скажем, «Атлантиса».
Легендарный Ричард Фейнман, входивший в комиссию по расследованию катастрофы «Челленджера» и поведавший широкой общественности о ее причинах, подвел итог всей этой истории следующей фразой:
Смотрите также: 11 фотографий, заставляющих понять, как поразительно мала наша Земля
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!