«Ханты» – значит «человек»
Ханты-мансийский автономный округ – Югра как субъект Российской Федерации был образован 10 декабря 1930 году в центральной части Западно-Сибирской равнины. Правда, вначале он назывался Остяко-Вогульский национальный округ, а в Ханты-Мансийский был переименован в 1940-м.
Свое нынешнее название округ получил только в 1978-м. Годы Советской власти внесли большие перемены в традиционную жизнь коренных народов, живших на этой земле. Конечно, появилась письменность, и началось строительство домов, но с другой стороны развитие промышленности никак не вязалось с традиционным жизненным укладом, а детей в школах-интернатах обучали тому, что не помогало им выживать в условиях родного Севера. О сохранении и развитии настоящей культуры северных народов на самом деле заботились очень мало, ограничиваясь стандартной клубной самодеятельностью, которая имеет очень мало отношения к культуре любого народа.
В современных условиях над культурами северных народов нависает еще одна угроза – добыча нефти все дальше продвигается на Север, сметая все на своем пути: и экологические системы, и целые народы.
1. Сегодня большая часть коренного населения живет не в традиционных стойбищах, а в поселках, выстроенных властями.
2. Резкий отход от традиционного образа жизни неизбежно повлек за собой и отказ от своего национального языка, в котором просто нет названий для многих тысяч новых предметов и понятий. Все это не проходит даром – многие люди так и не смогли вписаться в чуждые им условия, и их жизни не сложились. Местная молодежь все больше стремиться влиться в западную культуру (зачастую весьма искаженную), отказываясь от своих корней.
3. Правда, в последнее время представители коренных северных народов все чаще осознанно стали возвращаться к своему традиционному образу жизни. Неплохим стимулом этому процессу является и развитие этно-туризма. В селе Варьёган Нижневартовского района живут пять родов народа ханты (слово «ханты» с хантыйского языка переводится, как «человек», «народ»). Целых два дома в этом селе занимает большая семья Казамкиных. Но большую часть года эти люди живут в стойбищах. (На снимке - Екатерина Константиновна Казамкина (Покачева) из рода Лося, 1955 года рождения).
4. Многие ханты, старающиеся придерживаться традиционного для своего народа образа жизни, выбирают профессии егерей или экологов. Им приходится проделывать огромную работу по уборке лесов от мусора, оставленного там отдыхающими и заезжими любителями охоты. ( На фото - Максим Витальевич Казамкин, 1996 года рождения, из рода Медведя)
5. Глава семьи Казамкиных, 46-летний Виталий, ведет свой небольшой бизнес – принимает в своем стойбище туристов, желающих полюбоваться настоящей северной природой. От непрошенных гостей территорию стойбища приходится защищать при помощи небольших самодельных заграждений.
6. Вечерами люди заняты домашним хозяйством и подготовкой к завтрашней охоте и рыбалке.
7. Свои олени есть у каждого члена семьи. Вместе они формируют общее стадо.
8. Каждой семье народа ханты необходимо иметь по три стойбища: летнее, зимнее и весеннее. На каждом из своих стойбищ семья содержит хозяйственных постройки и необходимые вещи.
9. Традиционная религия народа ханты – шаманизм, к которому с XVI века присоединилось православие. На шаманов в советские времена обрушились нешуточные гонения, поэтому о своих традиционных верованиях ханты предпочитают лишний раз не говорить. Старинные обряды выполняются скрытно. Например, в тайге недалеко от стойбищ на ветвях деревьев можно видеть развешанные вещи - по традиции человек должен оставлять свои старые вещи в лесу, а не уничтожать их.
10. Жизненно необходимое в условиях Севера топливо съедает существенную часть бюджета семьи.
11. Стойбища хантов группируются именно у месторождений нефти, потому что те, в свою очередь притягивают стаи рыбы (там, где залегает нефть, вода богаче кислородом). Таким образом, разработка новых месторождений нефти вызывает не только экологические, но и чисто человеческие проблемы, ведь людей выселяют с их родных мест.
12. Виталий вместе со своей матерью укрепляют переправу через ручей. Для этого на лед дополнительно выливается несколько ведер воды, и когда все промерзнет через переправу можно ехать.
13. Чтобы сохранить в тайге домашний скарб и продукты, устраивают лабазы – небольшие постройки на высоких сваях. Таежным зверям трудно карабкаться по гладко обструганным сваям, поэтому припасы остаются в относительной безопасности. Для людей лабаз место почти священное, например, с наступлением сумерек оттуда нельзя ничего брать, нельзя даже стоять рядом. Кроме припасов в лабазах могут находиться и семейные идолы.
14. Раиса Архиповна Пакачева (Айпина), 1969 года рождения, из рода Бобра.
15. Охота для хантов – это жизненная необходимость, а не способ поразмяться. Поэтому спортивная охота, которая зачастую ведется совершенно варварскими методами, существенно осложняет жизнь коренных народов Севера.
16. В тех местах, где охотятся только коренные народы, дичь не переводится, потому что люди здесь лишнего не берут.
17. Ханты с раннего детства должны уметь жить в тайге, разбираться в звериных следах, знать их повадки, уметь ориентироваться. На фото - Антон Витальевич Казамкин, хант из рода Медведя, 2009 года рождения.
18. Освоение новых месторождений нефти вытесняет медведей с их территорий. Так получилось, что медведи проложили себе тропу как раз через стойбище семьи Казамкиных. Теперь хантам приходится выяснять отношения с «хозяевами леса».
19. Но все равно медведь остается для хантов священным животным. В честь убитого охотниками медведя обязательно устраивается праздник, чтобы дух животного мог примириться с охотником. Кости убитого медведя хранят в специальной избушке, и это место считается священным.
20. Главная пища оленей – мох ягель. От того, какая будет зима, зависит объем корма для оленей в следующем году, а, значит, и жизни людей.
21. Хорошо, что олени едят не только ягель. Например, они не прочь полакомиться рыбой. Для людей рыба тоже очень важна, но все же главную роль в хозяйстве хантов играют олени.
22. Чтобы поймать оленя, до сих пор лучше специального аркана ничего не придумано. Олений аркан сплетается из нескольких кожаных ремешков, а петля регулируется с помощью специальной костяшки. Бросать аркан – это целое искусство, ставшее национальным видом спорта.
23. Человеку выжить в тайге очень трудно. Температура зимой здесь может опускаться до -60 градусов, летом из болот поднимаются полчища комаров и гнуса. Чтобы быстро протопить свои небольшие дома ханты пользуются печками-«буржуйками». С этими печками легко управляться, и они занимают совсем немного места и быстро протапливают помещение, правда топлива требуется много.
24. Бревенчатые избушки хантов обычно бывают низкими, с одной большой комнатой, перед которой располагается маленькая кладовка. В таком домике, как правило, бывает только два окна. Более традиционное жилье хантов, покрытый шкурами чум, сегодня строить слишком дорого.
25. На стойбищах оборудованы автономные электрические подстанции, которые работают на солярке. Но электричеством стараются пользоваться очень экономно, поэтому для освещения используют керосиновые лампы.
26. Эту дорогу к месторождению нефти прокладывали бульдозерами, ломая деревья и засыпая реки, чтобы могла пройти другая техника. Те стойбища, что оказались на пути, тоже были уничтожены.
А вы знали, что у нас есть Telegram ?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!