Удивительное под ногами, или Что такое «детройтский агат»
Удивительное не просто рядом — часто оно под ногами и даже среди мусора. Нужно просто широко открыть глаза и внимательно приглядеться. То что вы видите — это не редкий минерал и даже не муранское стекло, а обычные отходы автомобильного производства, а точнее, покраски. Ценители называют это «детройтский агат» или «фордит», так как самые внушительные залежи этого ценного материала расположены именно в «автомобильной столице США», городе Детройте.
Очень похожие на природный агат камушки — это всего лишь сотни спекшихся в единое целое слоев автомобильной краски. Эти «самоцветы» незаметно скапливаются на стенах и оборудовании малярных цехов автозаводов, до тех пор, пока не приходит время генеральной уборки. Тогда их счищают, соскабливают и откалывают, собирают и просто выносят на свалку.
Сложно сказать, кто первый обратил внимание на эстетическую сторону засохшей краски. Точно известно, что еще в 70-х годах находились умельцы, которые изготавливали из «детройтского агата» поделки и даже успешно их продавали. Но не спешите к покрасочной камере за ценным поделочным материалом, так как вас может постигнуть разочарование.
Красивый «фордит» отыскать совсем непросто. 99% «самоцветов» представляют собой унылые полосатые булыжники, нередко с включениями из различного мелкого и не очень мусора.
Настоящие драгоценные камни придется искать долго — они нарастают в труднодоступных местах на поверхностях сложной конфигурации, а таких в покрасочных и сушильных камерах автозаводов совсем немного.
Эксперты знают о «фордите» все и даже могут назвать возраст материала по его цвету и оттенку. Если в «агате» преобладают слои черного, белого, серого и бордового цветов, то, скорее всего, это 50-е годы. В 60-х в моду входят яркие автоэмали, придающие «фордиту» психоделические цвета. В материале 80-х часто присутствует «металлик», который был на пике автомобильной моды более десятилетия.
Отличают «камень» и по месту происхождения. Нетрудно догадаться, что найти «фордит» можно далеко не только в Детройте, но и вообще на любом достаточно старом автомобильном заводе. Есть различия и по цветовой гамме.
Большим спросом, например, пользуется у ювелиров «корветит», полученный из малярных цехов, где окрашивали кузова Chevrolet Corvette. Краска для этих дорогих элитных авто была самого высокого качества и вся как на подбор ярких цветов.
По плотности «детройтский агат» близок к янтарю — это легкий и довольно простой в обработке материал. Он легко режется и сверлится, но при этом также просто расслаивается и дает трещины. Поэтому работа с «фордитом» требует особой аккуратности и известного уровня мастерства.
Также к недостаткам изделий из спекшейся краски стоит отнести их плохую устойчивость к царапинам, и склонность выгорать под действием ультрафиолетового излучения.
К сожалению, запасы «фордита» исчерпаемы. Современные технологии окраски снижают вероятность появления наплывов. Усложняется все и тем, что с большинства заводов сегодня запрещено выносить даже мусор. Благодаря этому некоторые виды материала уже приближаются по цене к настоящему агату.
Спрос на «детройтский агат» довольно высок. Используют его не только домашние умельцы и художники, но и крупные компании. В 2019 году часовой бренд TAG Heuer выпустил 10 хронометров TAG Heuer Carrera Calibre 5 с циферблатами из отборного «фордита». Цена каждых часов составила 5500 долларов (почти 380 тысяч рублей).
Смотрите также:
Психоделическая соляная пещера под Екатеринбургом,
Нерукотворная красота: 12 самых удивительных пещер мира,
Аль-Наслаа — мистическая скала с идеальным разломом посреди аравийской пустыни
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!