Монфокон — ужас средневекового Парижа

0

Нетрудно догадаться, что смертная казнь через повешение во все времена являлась наиболее популярным способом казни. Быстро, надежно, а главное доступно — повесить человека можно на любом достаточно высоком предмете или конструкции, которые смогут выдержать вес тела.

Но в Средние века, когда вешали много и со вкусом за малейшую провинность, требовалось нечто более прочное, вместительное и наглядное, чем сук дерева или балка с опорой. Так появился парижский Монфокон — самая большая и жуткая виселица в истории человечества.

Фотография: Монфокон — ужас средневекового Парижа №1 - BigPicture.ru

Полное название этого адского изобретения — Gibet de Montfaucon. Виселица имела собственное имя, состоящее из слова, указывающего на расположение (mount — гора) и на владельца земли (граф Faucon), великодушно предоставившего место для очень нужного королевству сооружения.

Впрочем, многие переводят название как Соколиная гора, что не является ошибкой, так как faucon в переводе с французского — это сокол.

Никто не знает точной даты, когда на северо-западе Парижа появилась жуткая колоннада. Известно лишь то, что возвели Монфокон в XIII столетии по указанию короля Филиппа IV Красивого, которого в народе за глаза называли Железным. Король был крут нравом и вешал недругов, провинившихся подчиненных, преступников и просто бродяг направо и налево.

Фотография: Монфокон — ужас средневекового Парижа №2 - BigPicture.ru

Король Франции Филипп IV Красивый

Основным местом казни простолюдинов являлась в те времена Гревская площадь, расположенная у причалов речного порта Сены. Площадь не всегда справлялась с нагрузкой, а так как в Средние века предпочитали не снимать висельников сразу, то запах гниющих тел разносился по жилым и торговым кварталам. Монфокон был призван «разгрузить» Гревскую площадь и заодно избавить городские власти от необходимости избавляться от трупов, которые по закону того времени нельзя было ни отдавать родственникам, ни по-христиански хоронить.

Фотография: Монфокон — ужас средневекового Парижа №3 - BigPicture.ru

Гревская площадь Парижа. В центре хорошо видны виселицы

Так появился «комбинат смерти» Gibet de Montfaucon, конструктором и куратором строительства которого был советник короля Ангерран де Мариньи. Здесь нужно сделать отступление и упомянуть, что сам месье де Мариньи, спустя несколько лет после завершения работ, стал «клиентом» этой огромной виселицы, что немало позабавило парижан.

Виселица представляла собой сооружение близкой к кубу формы, с высотой 12 м и сторонами по 14 м. На высоком каменном фундаменте расположились по трем сторонам в форме колоннады, 16 массивных столбов из плохо отесанного камня, которые были перекрыты в три яруса каменными балками.

Фотография: Монфокон — ужас средневекового Парижа №4 - BigPicture.ru

Таким образом Монфокон напоминал трехэтажное здание без перекрытий и оконных переплетов, вместо которых в проемах висели на цепях казненные. Сходство со зданием усиливала дверь в цоколе сооружения, за которой находилась лестничная клетка для обслуживания ярусов с висельниками. Вход и лестница занимали четвертую, не имеющую колонн сторону виселицы.

В основании Монфокона располагался так называемый оссуарий — колодец, предназначенный для утилизации тел. Провисев положенное время на цепях тело снималось помощниками палача и сбрасывалось в оссуарий. Таким образом решалась проблема захоронения. Время от времени, когда колодец заполнялся останками, его чистили. Ключ от массивных дверей Монфокона был всего один и его хранителем являлся городской палач.

Фотография: Монфокон — ужас средневекового Парижа №5 - BigPicture.ru

Именно этот колодец Виктор Гюго сделал местом прощания Квазимодо и Эсмеральды:

«Спустя полтора или два года после событий, завершивших эту историю, когда в склеп Монфокона пришли за трупом повешенного два дня назад Оливье ле Дена, которому Карл VIII даровал милость быть погребенным в Сен-Лоране, в более достойном обществе, то среди отвратительных человеческих остовов нашли два скелета, из которых один, казалось, сжимал другой в своих объятиях».

Одновременно Монфокон мог «обслужить» 50 человек, а при необходимости даже 90. Проблема свободного места решалась просто — приговоренных к смерти вешали по два в ячейке. Иногда, во времена войн и восстаний, не хватало и этого, поэтому спустя несколько лет поблизости появились две обычные виселицы, дополняющие основной комплекс.

Фотография: Монфокон — ужас средневекового Парижа №6 - BigPicture.ru

Если учесть, что Монфокон располагался на меловом холме, господствующим над округой и никогда не пустовал, его можно было считать не только орудием казни, но и отличным агитационным инструментом, предостерегающих парижан и приезжих от компромиссов с законом. Над виселицей постоянно кружили вороны и даже на привыкших к смерти жителей средневекового Парижа она производила сильнейшее впечатление.

Фотография: Монфокон — ужас средневекового Парижа №7 - BigPicture.ru

Невероятно, но Gibet de Montfaucon служил королям Франции верой и правдой почти четыре столетия. На старинной гравюре с изображением казни королевского казначея в 1527 году, хорошо видно, что от величественного Монфокона в XVI веке осталось совсем немного, но его все еще активно эксплуатировали. Последняя казнь на этой виселице, представляющей практически руины, состоялась в 1629 году. Старый добрый Монфокон поизносился так, что стал опасен не только для бунтарей, воров и еретиков, но и для самих палачей.

Фотография: Монфокон — ужас средневекового Парижа №8 - BigPicture.ru

Казнь казначея короля Франциска I Жака де Бона, барона Самблансе, 12 августа 1527

Несколько десятилетий, не самых спокойных в истории Франции, всем было не до жуткой конструкции на околице Парижа, а затем появилась гильотина, решающая вопрос за доли секунды и не требующая дорогостоящего обслуживания. Монфокон, пришедший в полный упадок, вскоре оказался в черте городской застройки. Вероятнее всего, граждане Республики эпохи Просвещения тяготились видом из окон на покрытую мхом колоннаду с обрывками цепей, и в конце XVIII века виселицу окончательно разобрали.

Сегодня место, где располагалась самая ужасная виселица в истории находится в самом сердце Парижа — это, парк Бют-Шамон в округе 19.

Смотрите также:
Poena cullei или «казнь в мешке»: самое суровое римское наказание,
Альберт Пирпойнт — последний палач Империи,
Подруги, котенок, знание иностранных языков: за что в Средневековье современную женщину могли сжечь

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Почему обитательницы гаремов беременели от евнухов и зачем гаремщики женились

Почему обитательницы гаремов беременели от евнухов и зачем гаремщики женились

Почему в СССР под дачу выделяли именно по 6 соток

Почему в СССР под дачу выделяли именно по 6 соток

Темная сторона сказок братьев Гримм: что скрывается за детскими историями

Темная сторона сказок братьев Гримм: что скрывается за детскими историями

Новые посты

Почему мы хотим красное, а пьем белое? Иллюстратор раскрыл секрет выбора алкогольных напитков

Почему мы хотим красное, а пьем белое? Иллюстратор раскрыл секрет выбора алкогольных напитков

Чистая правда: 4 факта о том, как убрать заразу со смартфона, которые должен знать каждый

Чистая правда: 4 факта о том, как убрать заразу со смартфона, которые должен знать каждый

Африканский водоем-убийца: на счету озера Ниос 1800 человеческих жертв

Африканский водоем-убийца: на счету озера Ниос 1800 человеческих жертв

Жила ли семья российского императора по-царски и куда делись миллиарды Романовых?

Жила ли семья российского императора по-царски и куда делись миллиарды Романовых?

Личные фото роллингов конца 60-х

Личные фото роллингов конца 60-х

Сцены из жизни Дикого Запада на прекрасных картинах Марка Маджори

Сцены из жизни Дикого Запада на прекрасных картинах Марка Маджори

Вероника Лебедева: как сложилась судьба маленькой звезды советского фильма «Подкидыш»

Вероника Лебедева: как сложилась судьба маленькой звезды советского фильма «Подкидыш»

Фотографы случайно делают из диких животных мутантов

Фотографы случайно делают из диких животных мутантов

Все делают ЭТО — и животные тоже

Все делают ЭТО — и животные тоже

8 человек, которых оправдали слишком поздно

8 человек, которых оправдали слишком поздно

7 лучших философских фильмов современности

7 лучших философских фильмов современности

30 собак, похожих на что-то другое

30 собак, похожих на что-то другое