Первые каскадеры советского кино
Как только в мире появилось кино, актеры стали выполнять в фильмах достаточно рискованные трюки. Однако с развитием кинематографа возникла необходимость замены актера в сложных сценах специально подготовленным дублером.
Смотрите также — 7 самых сексуальных актрис СССР, Нераспробованное, фотопробное
Рыцарей спасали водолазы
Где наши смелые люди?
И все же считается, что начало профессии каскадера было положено в 1948 году. Причем приложил к этому руку не кто иной, как Иосиф Виссарионович Сталин. Великий кормчий любил на досуге посмотреть кино. И вот однажды после просмотра очередного американского вестерна Сталин заявил: «А что, наши режиссеры так снимать не могут? Посмотрите, какие смелые люди!»
Удар о насыпь
И все же многие артисты продолжали играть без дублера. Иногда такие эксперименты оканчивались трагически. В 1961 году на съемках фильма «Так еще никто не любил» (он вышел на экраны под названием «Цветок на камне») в огне погибла актриса Инна Бурдученко. А на съемках фильма «Директор» (1965) погиб актер Евгений Урбанский.
– Причем это произошло именно во время съемок автомобильного трюка, – вспоминает каскадер Александр Микулин. – Тогда режиссер картины вместо каскадеров пригласил на съемку группу гонщиков – известных спортсменов, многие из них – чемпионы, но опыта работы в кино никто не имел. Не исключено, что из-за этого и произошла трагедия.
По сценарию машина должна была прыгать с трамплина. Но никто ее специально не подготовил, и она на полном ходу врезалась в насыпь. До сих пор не понятно, почему в ней сидел Урбанский. Он был не за рулем, а справа от водителя. Участия артиста совершенно не требовалось. В момент падения водитель успел спрятаться под руль, сработала спортивная подготовка, а прекрасный актер погиб…
Прыжки с высоты запретить!
После этих случаев актерам запретили рисковать собой во время съемок картин. «Лихачить» разрешили исключительно специалистам. В действие были введены «Правила по технике безопасности и производственной санитарии на киностудиях СССР», согласно которым «исполнение опасных трюковых кадров (полеты в воздухе, прыжки с высоты, прыжки в воду, падения и т. п.), связанные с каким-либо риском для жизни или здоровья исполнителей, должно поручаться лишь актерам, прошедшим специальную подготовку. В противном случае эти действия должны выполняться специалистами-дублерами».
Невероятно, но факт
Так, в одном из эпизодов Миронов на скорости 60 километров в час вылез из кабины пожарной машины, залез на аварийную лестницу и на четвереньках пробрался к ее концу. Преодолев расстояние в 11 метров, он спрыгнул на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и забрался в салон автомобиля.
По мнению каскадеров, это сложнейший трюк даже для бывалых профессионалов.
Но настоящим подвигом стали съемки Миронова в сценах со львом Кингом. Нрав у «киски» был непростой! Например, с Нинетто Даволи (он играл роль Марио) они не сошлись характерами, в результате чего спина у актера была изрядно расцарапана. Миронов, зная это, все же отказался от услуг дрессировщика и в нескольких сценах работал со львом в самом тесном контакте. Причем порой актер играл не один дубль, а целых три!..
Бросок на стекло
Однако в большинстве своем на трюковых съемках артистов прикрывали каскадеры. И они частенько рисковали.
– На съемках сериала «Место встречи изменить нельзя» я дублировал Белявского (Фокса) во время погони на «Студебекере», – вспоминает каскадер Владимир Жариков. – Снимали с одного дубля тремя камерами. От удара автомобиля о воду двери заклинило. Вода начала заливать кабину. Я долго не мог выбраться, пытался открыть двери, но они не поддавались, думал, захлебнусь…
Вообще, на этой картине Жарикову досталось изрядно. Он побывал регулировщицей, которую Фокс сбивает на кругом повороте, и официанткой, чьим телом тот же Фокс выбивает окно в ресторане «Астория». Во время съемок каскадер вылетел через настоящее стекло. Это было очень опасно. В то время в Голливуде для подобных съемок уже давно использовался «дублер» стекла – мягкий пластик.
Суровая профессия
Нередко на съемках каскадеры получали травмы.
– В такие моменты главное – не сломаться и побороть свой страх, – говорит знаменитый каскадер Валерий Завадский. – Именно такой переломный момент я пережил в 1983 году на любительском авторалли в Прибалтике.
На ночной тренировке его машина перевернулась – Валерий сломал несколько ребер, а от авто осталась только груда металла. Капитан команды запретил ему выступать, но одессит не подчинился.
– Я вернулся на трассу и в том же году занял первое место в многодневной гонке в Грузии, – продолжает Завадский. – Если бы я тогда не сел за руль, возможно, моя карьера каскадера закончилась бы…
Позднее, на съемках фильма «Давным-давно была война» в Средней Азии, Завадский получил ожоги 28 процентов тела.
– Это был трюк с огнем, – вспоминает каскадер. – Я должен был гореть 15 секунд, а вместо этого горел 1,5 минуты. Два месяца ожоговой терапии, а потом – новая работа.
Шутки в сторону
– Я люблю пошутить, но некоторые воспринимают мой юмор слишком серьезно, – усмехается каскадер Александр Микулин. – Помню, как-то снимали короткометражный фильм по заказу ГАИ. Это была нравоучительная история о том, как не нужно вести себя на дороге. В фильме участвовали два мальчика-близнеца, один – «послушный», а другой – «хулиган». В одном эпизоде «хулиган» выбегает на дорогу, а я еду на большой скорости и резко торможу перед ним. Сняв один дубль, режиссер отзывает меня в сторону и спрашивает: «Саша, а если вы не рассчитаете и действительно задавите мальчика?» Я ему в тон отвечаю: «А чего бояться-то, у нас же запасной мальчик есть…» Ну а он это слишком буквально понял, и на тот день съемки закончились…
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!