Терапевтические сказки как способ борьбы с фобиями и комплексами
Еще в древности люди поняли, что сказки – это не только развлечение, не только возможность убить время в долгие зимние вечера, но и полезный инструмент для воспитания, борьбы со страхами, тревогами и опасениями. Особенно, если основная аудитория слушателей — дети.
Современные терапевтические сказки, в печатном формате или в формате аудиосказки справляются с теми же задачи и активно используются в ходе работы, как педагогами, так и детскими психологами.
Когда нужно читать терапевтические сказки?
Страх — это не вредное свойство человеческой натуры, он защищает от потенциально вредных воздействий и ситуаций. Однако в детском возрасте важно понять природу страха, не дать ему перерасти в фобию, помочь ребенку понять, как себя вести.
И сказка становится тем самым доступным для понимания ребенком инструментом, который все это делает. Есть сказки для преодоления страха темноты, одиночества (разлуки с родителями), страшных снов, «монстров под кроватью», насекомых, собак и всего прочего, что в глазах ребенка выглядит крайне пугающим.
Комплексы, непослушание, вредные привычки — еще ряд проблем, которые можно попробовать решить, в том числе с помощью терапевтических сказок. Проблемы с общением и социализацией, нежелание мыть руки перед едой, пререкание с родителями и капризы – в сказках все это в иносказательной форме, а то и на конкретных примерах разбирается в деталях.
В отличие от просто воспитательной беседы, сказка увлекает, развлекает, создает привязанность и эмпатию к главному герою или героям. Так полезная информация и доводы взрослых усваиваются лучше.
Как подобрать сказку?
Психологи уверены, что для каждого возраста характерны свои страхи, а значит и свои сказки. Так, в самом маленьком возрасте детей может пугать гром или молния, а в первых классах школы – выдуманные монстры, бандиты, пауки. Кроме того, важно наблюдать за индивидуальными чертами ребенка, его поведением, понимать, что ему интересно, что пугает или волнует конкретно его.
Дополнительную терапевтическую пользу может оказать ролевое участие ребенка в прочтение (проигрывании) сюжета сказки, личное участие в судьбе героев. Родители также могут немного менять сюжет повествования, добавляя в нее элементы из жизни своих детей, использовать в ходе рассказа (прослушивания) игрушки.
Однако если вы замечаете серьезные проблемы, лучше обратиться к детскому психологу или профильному педагогу.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!