Из информации на сайте музея: «Постоянная экспозиция открытого в 2003 году Музея оккупации отражает развитие Эстонии в 1940-1991 годах, когда Эстония была поочередно оккупирована Советским Союзом и Германией, затем снова СССР. »
1. Под музей оккупации эстонцы не стали отдавать уже существующее здание, как латыши и литовцы, а построили новое, современное - с остеклением от пола до потолка. Находится музей на практически на границе Vana Tallinn и до него ходу минут семь пешком от собора Ал.Невского и Тоомпеа.
3. Композиция Два Паровоза занимает центральное место в экспозиции и служит доминантой, как бы призванной постоянно напоминать посетителю о советско-нацистском тождестве. И, кстати, правильное название музея - Музей Оккупаций (не одной Оккупации). Хотя, на самом деле это лукавое враньё - так как примерно 97% экспозиции посвящено только советской эпохе.4. Экспонаты времени нацистской оккупации (1941-44) штучны и найти их среди всего разнообразия непросто. Впрочем, к нацистскому эпизоду в истории Эстонии создатели экспозиции относятся вполне благодушно (их комментарии покажу во 2-й части), отмечая её мягкость и спокойность для страны, по сравнению с советскими оккупациями.5. Перед Паровозами стоит вот такой милый железячный креатифф.6. Давайте зайдём за Два Паровоза и заглянем в их котлы сзади.7. В Паровозе-со-Звездой с тыла стоит дедушка Ленин (не Сталин, что интересно!), а в соседнем - фюрер Третьего Рейха.8. За Паровозами находятся витрины с экспонатами, а также пространство для медитации. Можно сесть на стульчик и предаться долгому видео- и аудио- камланию на тему совейских оккупантов. В принципе, грамотное решение.9. Приблизимся к медитативным витринам поближе. На переднем плане - финн, немец и русский, все в форме той эпохи, с натянутыми на место лиц шерстяными колготами, отчего создаётся несколько ирреальное ощущение от просмотра.10. Медитация тут очень актуальна, потому что прямо по соседству находится офис Кайтселийт (этакого эстонского ДОСААФа). На фото - упакованный по всем канонам парень из этого офиса.11. Длинный ряд чемоданов у остекления, возможно, символизирующих Большую Прибалтийскую Ссылку.12. Если смещаться от остекления ближе к торцевой стене, то мы видимо начало коллекции советских артефактов (зубное кресло, телефонная будка и т.п.); за ограждением, обрамлённым знамёнами - вход в Главный Прибалтийский Оккупационный Ватерклозет (будет показан во второй части).13. Перед входом в Г.П.О.Ватерклозет - коллекция Советских Тюремных Дверей (представлены, конечно, реалистично замурзанные экземпляры). Чтоб внушали молодняку, в какое непростое время выросли бесстрашные борцы с совком.14. Вот одна из наиболее колоритных Дверей в этой коллекции.15. В стеклянном аппендиксе дальнего угла - кинозал. Для коллективных камланий и медитаций.16. Ещё вид, на кусок коллекции советских вещей.17. Советская инвалидка поближе.18. И конечно же, Жигули-классика. Тут стоит трёшка, странно, что не копейка.19. Телефонная будка.20. Телефон-автомат в ней. Интересно, что реновацией-восстановлением артефактов музейщики специально не заморачиваются, дабы у смотрящей на это молодёжи было сформировано правильное отношение к совку. С другой стороны - хорошо, что это всё сохранено.21. Телефон-автомат поближе.22. Аппарат газводы. Увы, представлен только поздний экземпляр, начала 80-х. Жаль, потому что аппараты 60-х - 70-х были гораздо харизматичней по дизайну.23. В полу, попираемые ногами посетителей, тоже имеются вмурования каких-то загадочных для меня аппаратов (связи?).24. А вообще, если смотреть на экспозицию художественно-внимательно, на игру теней и отражений, то можно сделать целую колекцию фотоинсталляций. У меня было не так много времени там, но я оценил полезность сплошного остекления для подобных целей.25. Ещё советские вещи. Старенький фен из парикмахерской и прочее.26. Ну, и комната следователя, конечно - без неё в правоверном прибалтийском музее никак нельзя.
27. Витрины: аппаратура КагэБэ, сибирские валенки, Первая Туалетная Бумага, прибор для закатки банок и прочие советские оккупационные артефакты.
28. Таблички с армейских интерьеров, оставленных бывшей Советской Армией при спешном и неупорядоченном уходе в 1992-1994 гг.