«Тайбернское дерево»: как проходили казни на главной виселице Лондона
В Средние века жизнь человека в Англии не стоила почти ничего. Казням предавали и знатных лордов, и простых крестьян — достаточно было обвинения в измене, вероотступничестве или даже неосторожном слове в адрес монарха. Простолюдин же мог оказаться на виселице за бродяжничество или мелкую кражу. В течение нескольких столетий главным местом приведения приговоров в исполнение в Лондоне была виселица, известная как «Тайбернское дерево».
Тихий район со страшной историей
Сейчас Тайберн — часть Лондонского городского округа Вестминстер. Прогуливаясь по улицам в этой части британской столицы без экскурсовода, мало кто обращает внимание на круглые памятные знаки, встроенные в тротуар. Их три, расположенных в форме треугольника. В центре каждого находится крест, а по кругу проходит надпись: «Место Тайбернского дерева».
Случайный прохожий вряд ли обратит внимание на этот знак — в Великобритании полно памятных деревьев. Но здесь речь идет не о дубе или вязе, под которым когда-то обедал король или Робин Гуд грабил епископов. «Тайбернское дерево» в Средние века и начале Нового времени называли главную виселицу Лондона.
Первую казнь около деревни Тайберн, расположенной в те времена в пяти километрах от городской черты, провели еще в 1196 году. Почему это место выбрали власти, неизвестно, но традиция приводить приговоры именно здесь закрепилась надолго. В течение многих столетий людей вешали на виселицах, которые собирали специально для казней. Само «Тайбернское дерево» появилось только в 1571 году.
«Трехногая кобылка»
Тогда на этом месте возвели стационарную виселицу из деревянных брусьев в виде призмы с треугольным основанием. Из-за трех опор в народе ее также называли «трехногой кобылкой». Виселица была достаточно высокой, и в хорошую погоду она виднелась с западной окраины Лондона. Вообще, место выбрали не случайно — неподалеку проходила дорога, ведущая в город. Для путников это сооружение служило жутким напоминанием: в столице с преступниками церемониться не станут.
Конструкция виселицы позволяла казнить сразу несколько человек — в те времена такие массовые казни были обычным делом. Например, летом 1649 года на «Тайбернском дереве» за один день повесили 24 человека. Первым, кто испытал новое сооружение на себе, стал 1 июня 1571 года доктор Джон Стори. Его обвинили в вероотступничестве и шпионаже в пользу Испании за связь с католической оппозицией. Последней жертвой стал грабитель Джон Остин, которого повесили 3 ноября 1783 года.
Демократия виселицы: от аристократов до бродяг
Казни в Англии были очень демократичными: на одной виселице могли казнить как простого бродягу, так и знатного аристократа. В 1541 году барон Томас Дакр отправился на охоту в компании друзей. В азарте они заехали в чужие угодья, где их пытались вразумить лесничие. Но молодые дворяне схватились за оружие и убили одного лесничего. Суд был справедливым — всех участников признали виновными в браконьерстве и убийстве. Их приговорили к повешению, несмотря на титулы и высокое положение.
А 1760 году граф Феррерс в порыве гнева застрелил своего лакея. Суд не стал искать оправданий аристократу и приговорил его к смертной казни. Примерно в это же время в Российской империи жила Салтычиха, которая убила более 130 крестьян, прежде чем попала под суд. Графа и пэра Англии Феррерса повесили на «Тайбернском дереве», к которому он прибыл в позолоченной карете. Единственное, чем отличалась казнь вельможи от казни рыночного вора — графа повесили на шелковой веревке.
Но можно ли назвать судебную систему Англии того времени справедливой? Вряд ли. На виселице могли оказаться даже дети, укравшие какую-то мелочь. Смертный приговор выносили за малейшие проступки — например, за шутку про короля или члена его семьи.
На «Тайбернское дерево» отправляли не только живых, но и мертвых преступников. Самый известный случай связан с лордом-протектором Англии Оливером Кромвелем, который когда-то приказал казнить короля Карла I. В 1661 году, спустя три года после его смерти, тело Кромвеля выкопали из могилы, повесили в Тайберне, затем сбросили в реку, а после четвертовали. Подобные посмертные казни были нередким явлением.
Шоу, собиравшее всех
Казни в Тайберне считались одним из любимых развлечений лондонцев. В дни казней на поле возле виселицы собирались толпы людей — иногда до 100 тысяч зевак, особенно если речь шла о знаменитом преступнике. Жители деревни радовались такому наплыву «туристов» и неплохо наживались, предоставляя им еду, напитки и места для лучшего обзора.
Перед казнью жители Тайберна сооружали деревянные трибуны для зрителей, откуда действо было видно гораздо лучше, чем с земли. Места на трибунах продавались за деньги. Иногда доски не выдерживали веса публики и сооружение обрушивалось, десятками калеча и убивая зевак. Несмотря на риск, желающих заплатить за хороший обзор всегда было полно.
Посмотреть, как будут вешать очередного злодея, приходили целыми семьями. Присутствие детей на казнях поощрялось, так как все считали, что зрелище имеет воспитательный характер. По случаю приведения в исполнение приговора в лондонских цехах и мастерских для подмастерьев устраивали выходной. Этот обычай высмеял художник Уильям Хогарт, создавший в 1747 году гравюру «Казнь ленивого школяра в Тайберне».
«Тайбернское дерево» занимало важное место в жизни лондонцев, породив целый пласт народного фольклора, пропитанного мрачным юмором. Виселице посвящали песни и стихи, а словесные обороты «съездить в Тайберн» или «хозяин Тайбернского поместья» не означали ничего хорошего.
«Хорошо умер»
Приговоренных доставляли из лондонских тюрем к месту казни на повозках, запряженных быками. Зрители ждали захватывающего зрелища, где главным условием была мужественная смерть без слез и мольбы о пощаде. «Хорошо умер», — говорили о тех, кто с достоинством принимал свою судьбу. Если же осужденный проявлял малодушие, его забрасывали оскорблениями.
Для смертника считалось хорошим тоном явиться к виселице «при параде». Для этого надевали лучшие одежды, тщательно расчесывали волосы и начищали обувь. Особое значение придавалось последним словам осужденного. Обычно их заранее записывали на бумагу, чтобы зачитать текст перед публикой.
Конец эпохи публичных казней
Последняя казнь на «Тайбернском дереве» состоялась 3 ноября 1783 года, когда был повешен грабитель Джон Остин. После этого казни перенесли в центр города, к тюрьме Ньюгейт. Примерно в это же время снесли знаменитую парижскую виселицу Монфокон. В 1863 году наступил конец эпохи публичных казней и вешать преступников в самой Ньюгейтской тюрьме, без толпы зрителей.
«Тайбернское дерево» стало символом мрачной эпохи, когда публичные казни были частью не только наказания, но и развлечения для тысяч людей. Эти события отражают своеобразное мировоззрение того времени, где жестокость сочеталась с идеей воспитательной демонстрации. А как вы считаете, могли ли такие публичные казни действительно служить уроком для общества, или это скорее показатель его жестокости? Делитесь своими мыслями в комментариях!
Смотрите также — Poena cullei или «казнь в мешке»: самое суровое римское наказание
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









