Стратонавты в СССР: за пол шага до космоса

0

Во второй половине 20 века человечество покорило космос, пусть и всего лишь его мизерную часть, ограниченную околоземной орбитой. Этому историческому достижению предшествовали многочисленные попытки освоить стратосферу — верхний слой атмосферы на высоте от 11 до 50 км. В это непростое дело огромный вклад внесли стратонавты из СССР. Некоторые из них заплатили за это своими жизнями.

Bigpicture.ru Стратонавты в СССР

В начале 20 столетия активно развивалась авиация. Ставились многочисленные рекорды дальности полетов, скорости и высоты. Но несмотря на огромные успехи в самолетостроении, большие высоты были недоступны для аппаратов тяжелее воздуха. Там безраздельно царили аэростаты, устройство которых мало изменилось со времен их изобретения в конце 18 века.

Американский стратостат FNRS-1

Американский стратостат FNRS-1

Аэростат, представлявший собой оболочку, наполненную горячим воздухом или газом, мог подняться вверх на многие километры. Но на высоте выше 7 км людей подстерегала опасная нехватка кислорода. Эту проблему пытались решить при помощи баллонов с кислородом и дыхательными системами.

Первые рекорды

В 1927 году капитан армии США Хоторн Грей поставил рекорд высоты на аэростате. Он достиг отметки в 12 км, но погиб при спуске. Отважному офицеру не хватило кислорода на обратный путь. В СССР учли этот печальный опыт и создали стратостат «СССР-1». Это был аэростат, но с герметичной гондолой, в которой находились люди, баллоны с кислородом и научное оборудование.

Г. А. Прокофьев, К. Д. Годунов и Э. К. Бирнбаум в гондоле СССР-1

Г. А. Прокофьев, К. Д. Годунов и Э. К. Бирнбаум в гондоле «СССР-1»

Нехватка кислорода была не единственной проблемой стратонавтов. На большой высоте круглый год царит лютый мороз. Кабину аппарата разрабатывали с учетом огромных перепадов температуры. Внутри поддерживалась относительно комфортный для человека микроклимат, даже когда за бортом было -60.

Гондола стратостата СССР-1

Гондола стратостата «СССР-1»

30 сентября 1933 года стратостат «СССР-1» поднялся на высоту 19 км. В его гондоле находился экипаж из трех человек: Эрнст Бирнбаум, Константин Годунов, Георгий Прокофьев. Полет начался утром, в 8.40 и завершился успешной посадкой около 17.00. Стратонавты, а также конструкторы аппарата, были поощрены высокими государственными наградами.

Трагедия «Осоавиахим-1»

Первый успех воодушевил покорителей стратосферы, но не все проходило гладко. В 1934 году трагически погиб экипаж стратостата «Осоавиахим-1». Аппарат поставил очередной рекорд высоты, достигнув 22 км. Но при спуске возникли технические неполадки. Сначала из-за перепада температур отказали клапаны, подающие в оболочку стратостата газ и он застрял на высоте 18 км. Затем снижение пошло слишком ускоренным темпом и на высоте 1,5-2 км стропы оборвались.

Стратостат Осоавиахим-1 перед стартом

Стратостат «Осоавиахим-1» перед стартом

У 3 членов экипажа были парашюты, но они не смогли ими воспользоваться. Падая, кабина вращалась с большой скоростью и люди ударялись о стенки гондолы и оборудование. Но главное — люк не предусматривал аварийного открывания. Чтобы выбраться наружу, экипажу нужно было открутить 12 болтов. Даже в благоприятных условиях на это у экипажа просто не было времени. Кабина стратостата упала на землю с огромной высоты и экипаж в составе Павла Федосеенко, Андрея Васенко и Ильи Усыскина погиб.

Прыжки из стратосферы

После этого случая инженеры начали работать еще в одном направлении. В СССР приступили к отработке парашютных прыжков с больших высот. Это было важно не только для стратонавтов, но и для летчиков, ведь самолеты начинали лететь на большой высоте. В 1945 году состоялся первый затяжной прыжок с парашютом в специальном костюме с высоты 10 км.

Гондола стратостата Волга

Гондола стратостата «Волга»

Прыжки с большой высоты продумывались до мелочей, но без трагедий не обошлось. В 1962 году, уже после полета Юрия Гагарина в космос, в СССР решили поставить очередной рекорд по прыжкам из стратосферы. Евгений Андреев и Петр Долгов поднялись на стратостате «Волга» на высоту свыше 20 км. Андреев покинул гондолу на отметке 25 км и удачно приземлился.

Петр Долгов в скафандре

Петр Долгов в скафандре

Долгов вышел из аппарата на высоте 28 км, но случайно ударился шлемом о проем люка. Защитное стекло дало трещину всего в 1 см, но этого было достаточно. Костюм парашютиста разгерметизировался и полковник Долгов погиб от декомпрессии. Герою посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Несмотря на то, что человечество полным ходом осваивает космос, полеты в стратосферу на аппаратах легче воздуха до сих пор актуальны. Они важны для изучения климата, а также испытания авиационного и космического оборудования. Ставят в наши дни и парашютные рекорды. В 2012 году австрийский спортсмен-экстремал Феликс Баумгартнер совершил затяжной прыжок с высоты 38 км.

Смотрите также — Как чемпион Роберт Гутыра бежал с семьей за «железный занавес» на воздушном шаре

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Сюрреализм Мэтью Хенселя: ничего не понятно, но очень интересно

Сюрреализм Мэтью Хенселя: ничего не понятно, но очень интересно

Что такое живопырка

Что такое живопырка

Почему некоторым женщинам на Руси запрещали есть черешню

Почему некоторым женщинам на Руси запрещали есть черешню

Новые посты

Проект «Полумесяц»: удивительные фотографии, сделанные при свете луны

Проект «Полумесяц»: удивительные фотографии, сделанные при свете луны

Русский Робинзон: как гусар Сергей Лисицын выживал на суровых берегах Охотского моря

Русский Робинзон: как гусар Сергей Лисицын выживал на суровых берегах Охотского моря

Художник Пол Рейдер — незаслуженно забытый гений, стоявший у истоков жанра пин-ап

Художник Пол Рейдер — незаслуженно забытый гений, стоявший у истоков жанра пин-ап

Фэшн-ню от Виктора Корнеева

Фэшн-ню от Виктора Корнеева

О, НЕсчастливчик! Подборка эпичных провалов, которая поднимет вам настроение

О, НЕсчастливчик! Подборка эпичных провалов, которая поднимет вам настроение

18 раз когда хотели сделать дорого-богато, но не смогли вовремя остановиться

18 раз когда хотели сделать дорого-богато, но не смогли вовремя остановиться

Как сделать так, чтобы обувь не натирала — пара хитростей и советов

Как сделать так, чтобы обувь не натирала — пара хитростей и советов

Самые головокружительные фотографии Владивостока

Самые головокружительные фотографии Владивостока

Все свое вожу с собой: как обустроен быт американских дальнобойщиков

Все свое вожу с собой: как обустроен быт американских дальнобойщиков

Фантастические пейзажи из еды. Бывает же такое

Фантастические пейзажи из еды. Бывает же такое

В полном отрубе: очень крепко уснувшие кошки и коты с максимально дурацкими мордами

В полном отрубе: очень крепко уснувшие кошки и коты с максимально дурацкими мордами

Кем был реальный прототип героя культового фильма «Ворошиловский стрелок»

Кем был реальный прототип героя культового фильма «Ворошиловский стрелок»