Смертельный круиз: как погиб пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов»

0

31 августа 1986 года, в 23 часа 20 минут, пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», отправившийся в круиз по Черному морю из порта Новороссийска, столкнулся в 4 км от берега с сухогрузом «Петр Васев». Судно затонуло всего за 10 минут, унеся жизни 423 человек из 1234 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту. Эта катастрофа стала самой масштабной за всю историю морского пассажирского флота СССР.

Пароход «Адмирал Нахимов» был спущен на воду 24 марта 1925 года в немецком городе Бремене и получил «при рождении» название «Берлин». До начала Второй мировой войны судно использовалось как пассажирский лайнер, но с началом военных действий был перепрофилирован в плавучий госпиталь.

Пассажирский пароход «Берлин»

Пароход прошел почти всю войну, но 31 января 1945 года подорвался на мине в Балтийском море, на рейде города Свинемюнде. Судно смогло остаться на плаву, но вскоре попало на еще одну мину и, получив вторую пробоину, затонуло на глубине 13 метров. В 1947 году советские моряки смогли поднять пароход со дна, после чего его ремонтировали сначала в доках Кронштадта, а потом на верфях ГДР.

Полностью восстановили пароход только к 1957 году, после чего он, получив имя «Адмирал Нахимов», поступил в распоряжение Черноморского морского пароходства в качестве круизного парохода. Лайнер, сохранивший остатки былой немецкой роскоши, моряки называли «плавучим музеем», но были у него и серьезные недостатки.

Пароход «Адмирал Нахимов» в порту Новороссийска

В первую очередь, пароход имел большую осадку, поэтому не мог причаливать к берегу в большинстве черноморских портов. Из-за этого посадку и высадку пассажиров осуществляли на рейде, при помощи катеров. А еще у «Адмирала Нахимова» были серьезные проблемы с вентиляцией кают третьего класса, расположенных на самой нижней палубе. Этот недочет стал одной из косвенных причин гибели сотен людей.

31 августа 1986 года пароход весь день простоял в порту Новороссийска. Корпус парохода сильно нагрелся на солнце и пассажиры третьего класса открыли иллюминаторы своих кают, чтобы хоть как-то их проветрить. В 22.00 лайнер вышел в море. Навстречу ему следовал из Канады в Новороссийск сухогруз «Петр Васев» с полными трюмами зерна.

«Адмирал Нахимов» в открытом море

Капитаны двух судов отлично знали, что их курс пересекается и видели друг друга, но череда случайностей и грубые нарушения правил, допущенные капитаном «Петра Васева» Виктором Ткаченко и капитаном «Адмирала Нахимова» Вадимом Марковым, привели к столкновению двух морских гигантов.

В 23 часа 12 минут «Петр Васев» протаранил «Адмирала Нахимова», проделав в борту пассажирского парохода огромную пробоину. Несмотря на повреждение, у «Адмирала Нахимова» была возможность остаться какое-то время на плаву, но когда судно дало крен, вода хлынула через открытые иллюминаторы в нижние каюты 3 класса, ускорив гибель судна. Пароход затонул всего за 10 минут.

Носовая часть сухогруза «Петр Васев», поврежденная при столкновении

Первая помощь в виде лоцманского катера ЛК-90 подоспела уже в 23.35. Команда маленького катера приняла на борт 118 человек, рискуя перевернуть судно. Сразу же после крушения из Новороссийска вышли на помощь потерпевшим кораблекрушение и другие суда. Всего в операции участвовали 118 различных плавсредств. Спасателям мешала высокая волна, достигавшая 2 метров и темнота.

В результате кораблекрушения погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа. Много дней водолазы извлекали из помещений затонувшего парохода тела погибших, но несмотря на их усилия, 65 человек навсегда остались в море. Даже лежа на дне, пароход продолжал отнимать жизни. 10 сентября 1986 года при подъеме тел погибших погиб в затопленных каютах военный водолаз Юрий Полищук, а 19 сентября оказался под завалом и не выплыл его сослуживец Сергей Шардаков.

Пароход, лежащий на дне

Суд над капитанами Ткаченко и Марковым состоялся в марте 1987 года в Одессе, в доме культуры железнодорожников. Оба были признаны виновными по статье 85 УК РСФСР и приговорены к 15 годам тюрьмы. В ноябре 1992 года оба капитана были досрочно освобождены из мест лишения свободы.

Капитан Виктор Ткаченко эмигрировал в Израиль, где стал работать по специальности. В сентябре 2003 года яхта под его командованием потерпела крушение у берегов острова Ньюфаундленд в северной Атлантике и все, кто был на борту, погибли. Капитан Вадим Марков после освобождения остался в Одессе и работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником на пассажирских судах. Он умер от онкологического заболевания в 2007 году.

В память об ужасной трагедии на мысе Дооб Цемесской бухты, недалеко от маяка, был возведен монумент. В памятник вмонтированы часы, поднятые с «Адмирала Нахимова» водолазами, стрелки которых навсегда зафиксировали момент трагедии.

Смотрите также:
Корабли и офицеры ВМФ Российской империи 1893 года,
25 фактов о «Титанике», которые могут вас удивить,
Непотопляемая Вайолетт Джессоп, пережившая три крупнейших кораблекрушения XX века

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Утонченные портреты звезд мастера фотографии Фабрицио Ферри

Утонченные портреты звезд мастера фотографии Фабрицио Ферри

Как сохранить эффективность в условиях кризиса?

Как сохранить эффективность в условиях кризиса?

Судьба Тимми Джин Линдси — первой женщины, увеличившей грудь

Судьба Тимми Джин Линдси — первой женщины, увеличившей грудь

Новые посты

Как горячая ванна может заменить фитнес и заставит похудеть

Как горячая ванна может заменить фитнес и заставит похудеть

Дорога в небо: самый высокий в мире наружный лифт поднимает пассажиров на 326 метров над землей

Дорога в небо: самый высокий в мире наружный лифт поднимает пассажиров на 326 метров над землей

Зачем мусульмане используют молитвенный коврик для намаза

Зачем мусульмане используют молитвенный коврик для намаза

Человеческие эмоции животных

Человеческие эмоции животных

Где спрятать заначку

Где спрятать заначку

Женские силуэты Анеты Ивановой

Женские силуэты Анеты Ивановой

Результат налицо: как смартфоны и компьютеры портят кожу

Результат налицо: как смартфоны и компьютеры портят кожу

Человеческое тело вместо холста: удивительный бодиарт Гезин Марведель

Человеческое тело вместо холста: удивительный бодиарт Гезин Марведель

Колыбель человечества

Колыбель человечества

Красота по-индийски: Истинная красота обыкновенных женщин

Красота по-индийски: Истинная красота обыкновенных женщин

20 любопытных деталей фильмов, которые заметят только самые внимательные

20 любопытных деталей фильмов, которые заметят только самые внимательные

10 ландшафтов словно с другой планеты

10 ландшафтов словно с другой планеты