Система менеджмента качества в России вчера и сегодня
В советское время были разработаны и внедрены на ведущих предприятиях страны отечественные системы менеджмента качества: концепция БИП (Бездефектного Изготовления Продукции), концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс с Первых Изделий), концепция НОРМ, концепция КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции). Эти методики имели свои недостатки и достоинства. К недостаткам можно отнести отсутствие указаний и рекомендаций от головных организаций и профессиональных сообществ. Совершенствование системы менеджмента качества – это коллективное творчество, в процессе которого должны быть задействовано максимальное число заинтересованных сторон. Высшее руководство, которое инициировало процесс разработки и внедрения смк, впоследствии самоустранялось; коллектив не понимал важность внедрения системы управления качеством, относился к этому мероприятия формально; не уделялось должное внимание процессу обучения персонала; вопросами качества заведовали начальники ОТК, а не первые руководители, поэтому часто возникали разногласия; отсутствовали стимулы для повышения качества своей работы у рядовых сотрудников. Однако главным минусом отечественных систем менеджмента качества было то, что они игнорировали запросы потребителя.
Результаты такого подхода к организации обеспечения качества видны сейчас:
— отечественная продукция не в состоянии конкурировать с импортными аналогами;
— на международном рынке российские производители вынуждены снижать стоимость продукта до минимально возможной планки.
В новых рыночных условиях российские производители осознали, что есть только один путь получить международное признание – это внедрение системы менеджмента качества, разработанной на базе требований международных стандартов ИСО и сертификация производства. Использование собственного и зарубежного опыта в области менеджмента качества может дать позитивные результаты в самом ближайшем будущем.
Внедрение СМК, разработанной на основе требований стандартов ИСО позволит российским компаниям повысить качество своей продукции, оптимизировать производственные процессы, сэкономить на издержках, выпуская бездефектную продукцию и так далее.
Сертификат ИСО – это путь к международному партнерству. Для европейских компаний важно, чтобы их партнеры были способны изготовить качественную продукцию в срок. Дипломы и премии различных выставок для них не показатель. Единственным доказательством может быть документ о сертификации, выданный компетентным органом.
исключительно на собственный опыт – безнадежно отстанут от передовых компаний.
В–третьих, японская модель управления качества и аналогичные современные концепции менеджмента качества ориентированы на постоянное совершенствование. Планка качества продукции постоянно повышается, потому что меняются требования потребителей и нужно успеть предложить им то, в чем они нуждаются.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!