Сенегальская борьба
Сложно представить, но история сенегальской борьбы уходит далеко в века. На языке народа Волоф этот вид борьбы носит название «Lamb». В Сенегале почти 40% населения относится к Волофам. Победителем в этой борьбе считается тот, кто дольше удержится на ногах и уронит на землю соперника. Таким образом, выявляются самые сильные мужчины и чемпионы каждой деревни.
Во время французской колонизации Сенегала, жители старались тайно проводить бои, чтобы другие как можно меньше знали о них. Как бы то ни было, но именно француз стал организатором первых официальных соревнований по сенегальской борьбе, которые состоялись в 1920 году в его кинотеатре «El Malik» в Дакаре. Борцы получали свой процент от проданных билетов. После провозглашения независимости Сенегала, этот спорт перешел в разряд профессиональных.
Соревнования проводились в крупных городах. Тогда во время боя допускались все виды ударов: удары кулаками, локтями, ногами, головой, и даже укусы. Многие бойцы специально отращивали ногти, чтобы использовать их во время боя и ослеплять соперника, что тоже не запрещалось правилами. Один из борцов даже специально затачивал зубы, чтобы во время боя откусывать уши соперников, а потом сделать из них ожерелье.
Со временем правила стали более строгими. Сенегальская борьба до сих пор остается единственным видом единоборств, в котором удары наносятся голыми кулаками, а также нет никакой защиты.
В наши дни существует два вида сенегальской борьбы: первый, традиционный вид, в котором не наносятся удары. Этот вид весьма распространен в Нигере, Буркина Фасо и на Берегу Слоновой кости. Второй вид, в котором наносятся удары, практикуется только в Сенегале.
Смысл традиционного вида борьбы (иногда называют «простая борьба» или «гроссо модо») заключается в том, чтобы уронить соперника и тот коснулся всем телом, или всеми 4-мя конечностями земли. Участники второго вида борьбы могут весить до 145 кг., их цель также уронить соперника, но при этом они могут использовать удары в голову и лицо, иногда такие поединки заканчиваются нокаутами. Бой может длиться от 10 секунд до 3-4 минут, первый упавший проигрывает схватку.
Борьба стала одним из национальных видов спорта в Сенегале. Ее можно даже назвать частью жизни африканцев, традицией и культурой.
На арену/стадион борец выходит в сопровождении других борцов своей школы, тренеров, а также «thimoukays» — наиболее приближенный человек, обычно брат или кузен. «Thimoukays» являются посредниками между борцом и марабутами, которые изготавливают амулеты, святую воду и другие мистические предметы для борца. «Thimoukays» покупают за определенную цену святую воду у знакомых марабутов. В состав этой жидкости, на языке Волофов носящей название «сарафас», входят такие странные ингредиенты как шерсть львов и гиен, молоко газели, корни секретных и священных деревьев. Во время приготовления этой святой воды марабуты также прочитывают Коран примерно 1000-2000 раз, чтобы предать борцам смелости, мастерства и защиты. В зависимости от инструкций, получаемых от марабутов, борцы обливают этой жидкостью руки, ноги, или даже принимают вовнутрь. Каждый отдельный эликсир имеет особенный состав, и особое назначение к применению. Например, если борец выльет эликсир из молока свиньи на голову, это поможет отменить заговор, наложенный марабутом соперника.
Тысячи подростков, мечтая стать «Королем арены», усердно тренируются на пляжах и площадках всей страны. Зачастую они начинают карьеру борцов на так называемых неофициальных соревнованиях «mbapatts». Обычно они проводятся по ночам, в безлюдных местах. Сидячих мест не предусмотрено, поэтому зрители образуют своеобразную арену, встав вокруг борцов.
Не существует ни одной деревни, в которой не было бы своей арены.
Постепенно молодые борцы набираются опыта и физической силы, и уже могут принять участие в одном из официальных турниров страны. За победу в таком турнире можно получить корову, такси, или существенный денежный приз. Это является стимулом для борцов для дальнейшего профессионального роста и выступления в более серьезном виде борьбы, в котором допускаются удары. На таком уровне борцы набирают вес и наращивают мышечную массу, за счет длительных и изнурительных каждодневных тренировок.
Чемпионы становятся популярными по всей стране, и получают сценические имена. Например, «Бомбардир», «Тайсон», «Манга II», «Тигр Фасса», «Элтон», «Базука», «Суперстар».
Сезон поединков длится 11 месяцев в году, за исключением августа, именно тогда проводятся особенные турниры под названием «Бой века!». За этими событиями следят абсолютно все, включая радио, телевидение и прессу. Организаторами таких турниров являются крупные бизнесмены Люк Николай и Гастон Мбенгу. Денежный приз победителя в таком турнире может составлять 150 000 евро, с учетом того, что средний ежемесячный заработок в стране равняется 35-ти евро. К победителям относятся как к полубогам, примерно также до недавнего времени относились к борцам сумо в Японии.
В последние несколько лет титул «Короля Арены» носит борец Йекини (настоящее имя Йахия Диоп). Список его достижений поражает. Помимо того, что он одержал победу в более чем 60-ти турнирах по борьбе в период с 1992 по 1997 гг., он также 3 раза подряд становился чемпионом Африки в тяжелом весе по Греко-римской борьбе (1998, 1999, 2000), а также он дважды был удостоен звания «Лучшего борца Африки» (2000, 2001).
С 1997 года он ни разу не проиграл в поединках по борьбе с ударами.
Сын рыбака, этот человек преданно любит Сине-Салуму, место, откуда он родом. Он яркая личность и благородный человек. Ростом 1м.92 см, весом 135 кг. этот человек проводит жизнь в постоянных тренировках и молитвах. Он укладывает своих соперников на землю с невероятной легкостью. Пока он является единственным борцом, кому удавалось побеждать борцов трех поколений: старшего, своего, и представителей молодого поколения. Он официально был провозглашен «Королем Арены» в 2009 году после победы над Грисом Бордо.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!