Самосожжение буддийского монаха: пламя, которое изменило мир
Тхить Куанг Дык – буддийский монах из Вьетнама, который вошел в историю и стал символом борьбы за равенство религий и свободу совести. Этот отважный человек принес себя в жертву, совершив акт самосожжения на площади в Сайгоне. Его подвиг изменил Вьетнам и заставил мир иначе смотреть на режимы, ущемляющие право людей на свободу вероисповедания.
О рождении и детстве Тхить Куанг Дыка мы знаем из записей буддийских монахов. Он родился в деревне Хойкхань, во вьетнамской провинции Кханьхоа. Свое призвание к монашеству мальчик почувствовал в 7 лет. Именно в этом возрасте он начал изучать философию этой веры и ее священные тексты.
Его дядя по материнской линии был монахом и именно он помог мальчику сделать первые шаги в вере. В 15 лет Дык принял первый монашеский обет, а в 20 лет стал монахом. После посвящения парень выбрал непростой путь – он ушел в горы и на три года стал отшельником.
Спустя несколько лет на месте своего отшельничества Дык с другими монахами построил пагоду. Но на месте ему не сиделось – мужчина решил стать странствующим проповедником и начал нести истину в разные уголки Вьетнама. После нескольких лет странствий Дык поселился в пагоде возле города Нячанг и стал видным духовным деятелем.
Тхить Куанг Дык много сделал для духовной и общественно жизни провинции Кханьхоа. Он способствовал строительству десяти храмов и обучал местное население грамоте, письму и буддийским канонам.
Два года монах странствовал по соседней Камбодже, изучая буддийские тексты и общаясь с монахами этой страны. Значительно повысив свой уровень знаний, Дык решил заниматься изучением древних текстов и стал главой вьетнамской Ассоциации буддийских исследований.
Гонения на буддистов
Традиционно Вьетнам – буддийская страна. Во времена Дыка, в первой половине 20 века, 90% населения исповедовали эту религию. Но колониальные французские власти активно насаждали католичество. Агрессивную политику европейцев продолжил Нго Динь Зьем – президент-католик независимого Вьетнама.
В 50-х годах глава государства начал активно бороться с коммунистической идеологией. Но под пресс властей попали и буддисты, которых Зьем ненавидел всей душой. Вьетнам превратился в государство, где приверженцы традиционной религии стали людьми второго сорта. Им был закрыт путь в органы управления, для них усилили налоговые обязательства, их обделяли при распределении земельных участков.
В стране появились нелегальные вооруженные формирования, возглавляемые ревностными католиками. При попустительстве власти они насильно обращали крестьян в христианство, разрушали буддийские святыни и уничтожали древние рукописи. Среди буддистов появилось немало и добровольных отступников.
Люди не выдерживали давления и становились католиками ради безопасности своих семей, получения материальных выгод, продвижения по государственной или военной службе. Законы, создаваемые правительством Нго Динь Зьема вскоре помогли католической церкви стать крупнейшим землевладельцем страны.
Май 1963 года стал переломным моментом в противостоянии католической власти и буддистов. Впервые правительство официально запретило празднование дня рождения Будды и вынос буддийского флага в городе Хюэ. Но приверженцы традиционной веры обошли полицейские кордоны и демонстративно принесли флаг к зданию правительственной радиостанции.
В ответ на это власти решились на чудовищное преступление и дали войскам приказ стрелять в толпу. Мирное шествие, в котором участвовали не только взрослые, но и дети, расстреляли в упор из винтовок и пулемета. Тогда погибли 9 человек и несколько десятков граждан получили ранения.
Самосожжение Тхить Куанг Дыка
10 июня 1963 года журналистов иностранных агентств, работающих в Сайгоне, оповестили, что 11 июня на площади возле посольства Камбоджи произойдет нечто очень важное. Но деталей события никто не раскрыл, поэтому многие представители прессы не отнеслись к обращению серьезно. Хотя некоторые все же пришли на площадь.
Перед зданием посольства стояла толпа буддийских монахов, которая постепенно росла. Кто-то насчитал 350 мужчин в монашеских одеяниях, а кто-то более 500. В руках монахов были плакаты на вьетнамском и французском языках, с требованиями прекратить давление на буддистов.
Акция происходила недалеко от Президентского дворца, подступы к которому предусмотрительно перекрыла полиция. Тхить Куанг Дык приехал на площадь на автомобиле. Он произнес речь, в которой призвал президента Нго Динь Зьема к милосердию и религиозной терпимости.
Закончив обращение, монах сел на землю и начал перебирать четки. Один из его спутников принес канистру с бензином и облил Дыка. После этого монах сам чиркнул спичкой и вспыхнул как факел. Площадь огласилась криками ужаса и рыданиями. Но горящий монах не издал ни звука и даже не пошевелился.
К горящему монаху подбежал один из полицейских, присутствующих на акции и в слезах упал перед ним на колени. Журналисты сделали жуткие кадры горящего заживо Тхить Куанг Дыка, которые стали свидетельством самопожертвования этого волевого человека. Некоторые присутствующие на акции горожане утверждали, что видели в небе над площадью лик плачущего Будды.
Когда пламя погасло, монахи забрали останки своего духовного наставника. После проведения всех необходимых церемоний они были кремированы 19 июня 1963 года. Прах, в присутствии 400 монахов из разных уголков Вьетнама и Камбоджи был захоронен на буддийском кладбище возле Сайгона.
Свидетели самосожжения утверждали, что сердце Тхить Куанг Дыка огонь не тронул. Его извлекли перед кремацией и поместили в сосуд. Реликвию доставили в пагоду Кса Лой – крупнейший храм Сайгона. Монаха, пожертвовавшего собой ради веры, признали бодхисаттвой – достигшим просветления.
Последствия самосожжения монаха
Фотографии горящего Тхить Куанг Дыка облетели весь мир. Их опубликовали самые известные издания четырех континентов. Акцию обсуждали простые люди, политики, монархи и президенты. Самосожжение монаха вызвало сильный международный резонанс и волну обвинений в адрес президента Нго Динь Зьема.
Глава Вьетнама под давлением мировой общественности был вынужден объявить о реабилитации буддистов и прекращении гонений. Но на самом деле мало что изменилось и репрессии продолжались. Противостояние властей и верующих вылились осенью 1963 года в открытые столкновения. Войска даже атаковали пагоду Кса Лой и захватили святыню – сердце Дыка.
Но это уже были последние конвульсии реакционного режима Зьема. В конце 1963 года произошел переворот, в результате которого тиран был убит. Таким образом, после смерти монаха режим продержался менее полугода.
Примеру Тхить Куанг Дыка позднее не раз следовали другие монахи и простые люди. Это происходило в разное время в разных странах мира. Так протестовали против оккупации Тибета Китаем, войны во Вьетнаме, а также против других репрессий.
Сейчас в городе Хошимине, бывшем Сайгоне, стоит памятник Тхить Куанг Дыку. Возле него всегда много цветов и жертвенных подношений. Для большинства вьетнамцев монах – святой, принявший мученическую смерть ради того, чтобы они имели свободу выбора.
Смотрите также — 10 жизненных уроков, которые можно извлечь из буддийских учений
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!