Роликовый пароход Эрнеста Базена: почему корабль на колесах оказался провалом
В конце 19 века технический прогресс совершил серьезный рывок. Появились первые автомобили, трамваи, электрические лифты, телефон. Почти каждый день газеты сообщали о новых изобретениях. Инженеры из разных стран мира словно соревновались, кто предложит самую безумную идею. Какие-то из новых проектов легли в основу важных для людей механизмов и технологий, а какие-то вошли в историю как очередные бесполезные и даже опасные изобретения. К последним можно отнести скоростное паровое судно французского конструктора Эрнеста Базена.
Свежее решение
В 1896 году инженер из Франции Эрнест Базен заявил, что изобрел судно, способное развивать скорость до 60 км/час. Это было очень смелым заявлением, ведь даже самые быстрые трансатлантические пароходы из Германии и Англии в то время могли двигаться лишь со скоростью 35 км/ч.
Хотя заявленная конструктором скорость выглядела фантастической, ему всё же поверили. Дело в том, что Базен представил совершенно новый тип судна, который заметно отличался от уже известных моделей. Его пароход напоминал платформу, установленную на шесть пустотелых колёс, выполненных в форме чечевицы. Именно такая необычная конструкция вызвала интерес и заставила людей поверить в его идею.
Изобретатель рассчитал, что подняв корпус судна на поплавках над водой, он значительно снизит сопротивление воды. А значит, паровые машины будут работать эффективнее, и пароход разовьет большую скорость чем обычно. Колеса, имевшие форму линзы, предполагали минимальный контакт с поверхностью воды, а своим вращением снижали силу трения еще больше.
Ещё в 1880 году британец Роберт Фрайр предложил схожую конструкцию. Правда, его экспериментальное судно «Элис», оснащённое треугольными поплавками, оказалось совершенно непригодным для использования. На доработку опытного образца, который приводился в движение веслами, ушло целых 12 лет и 14 тысяч фунтов. Тем не менее, все усилия так и не принесли желаемого результата.
Испытание в Сен-Дени
Эрнест Базен решил не мелочиться и сразу сконструировал полноценное судно с паровыми двигателями. 280-тонный корабль, названный в его честь, тестировали и дорабатывали на протяжении пяти лет, потратив более 20 тысяч фунтов. Лишь после этого изобретатель решился представить своё творение широкой публике. Презентация прошла 19 августа 1896 года на причале в Сен-Дени, недалеко от Парижа.
Зрители с интересом рассматривали необычный корабль, поднятый над водой на трёх парах огромных 10-метровых колёс-поплавков. Каждое из них в центре достигало толщины 3,6 метра, постепенно утончаясь к краям. Под весом судна колёса погружались в воду примерно на треть. Корпус парохода размерами 40 на 12 метров возвышался над поверхностью воды на целых 4 метра. Движение колёсам обеспечивали несколько паровых машин общей мощностью 200 лошадиных сил. Кроме того, основной паровой двигатель мощностью 550 лошадиных сил был соединён с гребным винтом, добавляя судну дополнительную тягу.
Перед началом испытаний Эрнест Базен объявил, что его судно сначала разгонится до 30 км/ч, а затем увеличит скорость до 35. По самым смелым расчётам, изобретатель надеялся, что корабль сможет достичь отметки в 60 км/ч. Это означало, что судно будет двигаться в полтора раза быстрее военных крейсеров и вдвое быстрее пассажирских пароходов того времени. Такие перспективы звучали впечатляюще и вызывали немало ожиданий.
Суровая реальность
Помимо прочего, Базен уверял публику в невероятной экономичности своего изобретения. По его расчётам, судно могло пересечь Атлантику, израсходовав всего 800 тонн угля. Для сравнения, обычному лайнеру того времени требовалось от 3 до 4 тысяч тонн. Но уже во время испытаний выяснилось, что трение между водой и колёсами значительно превышает ожидания инженера. В результате пароход двигался с черепашьей скоростью, поднимая огромные волны, а расход топлива превысил заявленный показатель в несколько раз.
Пароход «Эрнест Базен» не оправдал возложенных надежд, но инженер пообещал взяться за доработку. В конце 1897 года он объявил, что все проблемы устранены и скоро представит усовершенствованную версию судна. По его словам, новая модель с четырьмя парами колёс была готова отправиться в Америку. Базен даже заверял, что путешествие из французского Гавра в Нью-Йорк займёт всего 60 часов. Однако реальность, как обычно, оказалась сложнее, чем прогнозы.
Незавершенный проект
Всего спустя несколько недель после этого оптимистичного заявления, 21 января 1898 года, инженер неожиданно скончался. На церемонии прощания с изобретателем прозвучали такие слова:
После смерти Базена его потомки получили то самое судно на 6 колесах, а также макет судна с 8 колесами и горы чертежей. Больше необычным пароходом никто не занимался, а в 1899 году судно «Эрнест Базен» было продано с аукциона. Новый владелец распилил его на металлолом.
Изобретение француза ещё долго волновало умы конструкторов, но дальше создания прототипов дело так и не продвинулось. В середине 20 века появились автомобили-болотоходы на огромных колёсах, которые используют до сих пор. Они перемещаются по болотистой местности и способны плыть, применяя большие шины в качестве поплавков. Правда, их скорость на воде крайне мала, что лишний раз подтверждает бесперспективность идеи Базена.
История Эрнеста Базена показывает, что даже самые смелые инженерные идеи могут столкнуться с непреодолимыми трудностями. Но, возможно, если бы технологии того времени были более развиты, его судно действительно стало бы революцией в мореплавании? Как вы думаете, какие современные изобретения сегодня кажутся нам бесполезными, но в будущем могут изменить мир?
Смотрите также — Пароход Бессемера: почему потерпел крах проект, способный спасти от морской болезни
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









