Психологические аспекты формирования будущих учителей

0

Необходимость постоянного обращения к проблемам подготовки будущих учителей, определяется, прежде всего, особенностями функционирования социально-педагогической среды, среди которых в настоящее время важно выделить:

  • Несоответствие социокультурной ситуации в стране состояния и запросам профессиональных педагогических сообществ;
  • Разноплановые региональные возможности подготовки специалистов различных профилей;
  • Профессиональную состоятельность специалистов системы образования готовить педагогов, способных проектировать собственную педагогическую деятельность в зависимости от типа образовательного учреждения и спектра учебных дисциплин;
  • Автономизации вузов, способствующей созданию потенциально эффективной дифференциации форм, методов и условий организации учебного процесса;
  • Личностные запросы студентов, способных частично конструировать и предусматривать индивидуальные образовательные траектории.

Базисными для человека являются познавательная, преобразующая, коммуникативная, эстетическая и физическая деятельности. Итак — выпускник педагогического вуза должен иметь сформированные в соответствии с особенностями будущей профессиональной деятельности познавательные, творческие, коммуникативные, эстетические и физические качества, направленность личности. Кроме того будующий учитель должен иметь представление о школе и всех формальностях, с которыми ему предстоит столкнуться. Например одно из нововведений это портфолио для учеников в начальной школе. Педагог должен уметь грамотно объяснить родителям как составить портфолио ученика начальной школы, показать примеры и всячески содействовать в его составлении т.к. многие испытывают недоумение узнав об этом в школе.

Уровень подготовки будущих учителей зависит как от условий обучения (содержание, особенности учебно-воспитательного процесса) и ориентации педагогических коллективов на профессионально значимые для выпускников виды деятельности, так и собственного понимания студентом своих возможностей и значения в структуре учебно-воспитательного процесса в вузе. Согласно психологической концепции деятельности Г.В. Суходольского, деятельность человека характеризуется четырьмя подсистемами признаков: морфологической (структурные субъектные признаки); аксиологической (ценности, цели, потребности); праксиологической (ресурсные, исполнительские признаки); онтологической (когнитивные и другие индивидуальные признаки).

Укажем на принципы, которые должны содействовать разработке действующих моделей подготовки выпускников педагогических вузов на основе схематично определенной рациональности:

  1. Принцип стохастичности (вероятности) распределения функций между исполнителями.
  2. Принцип интериоризации-экстериоризации. Констатирует постоянное дежурство внутреннего и внешнего плана деятельности.
  3. Принцип неполной ориентировочной основы деятельности. Базируется на понимании практически частичном воспроизведении профессионально важной информации средствами языка.
  4. Принцип сознательности-автоматизации. Показывает, что при проективной анализе деятельности необходимо определять, какие ее компоненты субъектом могут выполняться автоматически, а какие следует оставить под контролем.
  5. Принцип иерархичности строения внешнего плана деятельности. Важно понять, что деятельность имеет сложную уровневую структуру, определяется разным качеством и масштабами задач на каждом уровне.
  6. Принцип иерархичности строения внутреннего плана деятельности. Анализ деятельности, который осуществляется с целью организации обучения, должен быть направлен на поиск компонентов его внутреннего плана и средств адекватного их выражения.
  7. Принцип системогенеза. Деятельность на разных этапах своего осуществления имеет разную морфологию (состав и структуру), аксиология (функции, результаты, потребности, оценки) и праксеологии (динамику и развитие).
  8. Принцип достаточного описания. Получения одного и того же результата возможно при реализации различных процессов. Главное, что их объединяет: обучение должно приводить к безусловному выполнению функций проективной деятельности. Необходимым является не только обобщение существующих вариантов деятельности, но и рассмотрение возможных.
  9. Принцип поиска эталона деятельности.
  10. Принцип анализа-синтеза. Используется структурно-алгоритмическое описание деятельности. С помощью алгоритмов могут быть описаны не только действия, но и другие компоненты внутреннего плана деятельности: образы (в т.ч. — понятийной сферы), мотивы и т.д.

Реализация данных принципов на практике (т.е. формирование действующих моделей) приводит к созданию низок методик и технологий обучения в вузе. Отметим, главным, является обращение к субъектам учебно-воспитательного процесса в плане рассмотрения педагогических систем как гуманитарных систем. Известно, что гуманитарными называют такие системы, которые создаются особым моделированием мира в сочетании сознательного и бессознательного и выражаются языковыми средствами, где образное и логическое — неделимые. Особенности влияния на гуманитарные системы заключаются в том, что данное влияние не является чем-то внешним, а как бы включается в системы, каждый раз видоизменяя поле возможных их состояний. В этом плане субъект (преподаватель, студент) превращается в составную часть системы, имея дело не с «жестким» сочетанием объектов или субъектов и их свойств, а с возможностями этого объединения. Поэтому, следует констатировать определенные особенности гуманитарных систем, понимание которых позволит избежать негативных последствий реализации стратегий гуманизации образования.

Исходя из понимания современных проблем развития общества, идеальную модель будущего специалиста, мы видим в плане формирования и таких качеств выпускника педагогичного ВНЗ: ноосферное сознание, экологическая культура, информационная культура, творческая активность, толерантность, высокая нравственность.

Смотрите также: Комнатный бонсай, Флеш игры — новая реальность, Стальные радиаторы или надежные источники тепла, Яркие, пышные свадебные торты как яркая доминанта вечера.

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Новые посты

18 фото, которые доставят вам визуальное удовольствие

18 фото, которые доставят вам визуальное удовольствие

Почему принято дарить нечетное количество цветов

Почему принято дарить нечетное количество цветов

История карлика Джеффри Хадсона – рыцаря, дуэлянта и любимца английской королевы

История карлика Джеффри Хадсона – рыцаря, дуэлянта и любимца английской королевы

Ангельская красота — 15 гифок с очаровательной Роузи Хантингтон-Уайтли

Ангельская красота — 15 гифок с очаровательной Роузи Хантингтон-Уайтли

Дорога в кошачье королевство: лестницы для пушистых домашних любимцев на фасадах швейцарских домов

Дорога в кошачье королевство: лестницы для пушистых домашних любимцев на фасадах швейцарских домов

Интеллигентное безумие, или Странная мода петербургских улиц

Интеллигентное безумие, или Странная мода петербургских улиц

Что русские выращивали на огороде до появления картошки

Что русские выращивали на огороде до появления картошки

Комплексы, страхи и фантазии: что говорят о нас неосознанные покупки

Комплексы, страхи и фантазии: что говорят о нас неосознанные покупки

Чума избыточного веса: фотоистория LIFE про похудение американки Дороти

Чума избыточного веса: фотоистория LIFE про похудение американки Дороти

Как делали макароны в первой половине XX века

Как делали макароны в первой половине XX века

33 фотографии, где момент и ракурс решают все

33 фотографии, где момент и ракурс решают все

Живые фотографии Жульена Дувье

Живые фотографии Жульена Дувье