Противостояние в Вундед-Ни: как в 1973 году индейцы США последний раз вышли на «тропу войны»

0

Утром 27 февраля 1973 года в поселение Вундед-Ни, находящийся в индейской резервации Пайн-Ридж, прибыло несколько сотен вооруженных индейцев. Поселок, в котором жило 40 человек, захватили активисты Движения американских индейцев. Это был последний в истории США вооруженный конфликт «краснокожих» и «бледнолицых». Продлился он 71 день.

Коррупция, уран и церкви

Для индейцев лакота, относящегося к языковой семье сиу, Вундед-Ни — знаковое место и символ преступлений против их народа. Здесь в 1890 году кавалерийский полк армии США устроил бойню, в которой погибло 300 индейцев. Большинство убитых женщины и дети, но и «бледнолицым» победа обошлась в 25 погибших.

Тела индейцев, убитых в результате побоища 1890 года

К 1973 году Вундед-Ни превратился в поселение с 40 жителями. Находился он на территории резервации Пайн-Ридж, где проживало 14 тысяч индейцев. Основными проблемами коренного народа были преступность, алкоголизм, безработица, высокая детская смертность — в 5 раз выше общеамериканской.

Ходили слухи, что фармацевтические компании проводят опыты на индейских детях. Лакота принадлежала только половина земли резервации, а остальную территорию отобрало федеральное правительство, так как на ней обнаружили залежи урана.

Типичный индейский дом в резервации Пайн Ридж в 1956 году

Единственное, чего хватало жителям, это церкви, которые строили на федеральные средства. Всего их действовало 137 — по одной на 100 жителей резервации. Настоящей бедой стала коррупция в лице племенного вождя Дика Вильсона.

Решительные действия

Ночью 27 февраля 1973 года колонна из 200 автомобилей въехала на территорию резервации. В машинах сидели активисты радикальной организации «Движения американских индейцев» (ДАИ), которые прибыли для смещения проворовавшегося вождя и племенного совета, сотрудничающего с федеральными властями.

Руководили десантом Деннис Бэнкс и Рассел Минс. Впоследствии Минс будет сниматься в кино и его главной работой станет роль Чингачгука в ленте 1992 года «Последний из могикан».

Лидеры восстания Рассел Минс (слева) и Деннис Бэнкс выступают перед репортерами

Разобраться с вождем не получилось и ДАИ решило идти на радикальные меры. 28 февраля в полицию Южной Дакоты пришло сообщение, что в Вундед-Ни неизвестные ограбили магазин, роют окопы вокруг церкви на холме и держат 11 заложников, которые, как оказалось, присоединились добровольно.

На тропе войны

Индейцы объявили о создании территории племенного правления свободной от власти «бледнолицых». Также они требовали пересмотра договоров между коренными народами и правительством США.

В интервью газете Ньюсуик Рассел Минс сказал: «У правительства два выбора, либо атаковать и уничтожить нас, как это было в 1890 году, либо рассмотреть наши умеренные требования».

Совместная фотография зачинщиков восстания

В выступлении приняло участие более 300 человек, среди которых оказались как приезжие, так и местные жители — мужчины, женщины, дети, старики. На вооружении восставших были револьверы, охотничьи ружья, несколько винтовок с оптикой и один автомат АК.

Как и их предки, выходящие на «тропу войны», индейцы раскрасили свои лица краской, и повязали на голову традиционные красные ленты. Опорной базой восставших стала каменная церковь на месте братской могилы жертв 1890 года.

Вождь Дик Вилсон и поддерживающие его силы

К вечеру 28 февраля городок блокировали полицейские и отряды ФБР. К правительственным силам присоединился и вождь Дик Вилсон, который называл восставших «орудием коммунистов» и «ряжеными клоунами», а его люди развернули настоящий террор. Они сжигали дома, устраивали облавы и жестоко избивали замеченных в связи с Минсом индейцев.

Огонь на поражение

Между индейцами и федералами начали вспыхивать перестрелки и 3 марта на военную базу возле резервации начальник штаба 82-й воздушно-десантной дивизии Волни Уорнер, который решает переходить к решительным мерам. По воспоминаниям старейшины племени Гарри Роланда власти стянули к поселению бронетехнику и обстреливали его из крупнокалиберных пулеметов. 26 апреля в перестрелки погиб ветеран Вьетнама и активист ДАИ лакота Бадди Ламонт.

Ветеран Вьетнама Бадди Ламонт, убитый 26 апреля 1973 года

После попадания в его окоп гранаты со слезоточивым газом он вылез из укрытия и угодил под пулеметную очередь. Следующим погиб чероки Фрэнк Клируотер, который прибыл в резервацию из Северной Каролины. 60 индейцев получили ранения разной тяжести.

Перестрелки усиливались, у осажденных заканчивалась вода, продукты и боеприпасы. Помощь требовалась 13 раненым. 2 мая восставшие и представители Белого Дома вступили в переговоры.

Фотографии сделанные во время боев:

Правительство США обещало обсудить вопросы касательно договора 1868 года и наказать всех, кого жители резервации обвиняли в преступных действиях против себя. Держать осаду больше не было смысла, и спустя 71 день после начала конфликта резервация сложила оружие. В ходе перестрелок с лакота ранения получили два полицейских.

Время заключения договоров прошло

9 мая 1973 года индейцы покинули свои позиции. В это же день делегаты ДАИ и вожди лакота собрались для обсуждения вопроса с представителями Белого Дома.

Однако вместо переговоров индейцы получили письмо от помощника президента Никсона, в котором было написано: «Время заключения договоров с индейцами минуло в 1871 году, то есть 102 года назад. Только Конгресс может изменить существующее положение». А вот конгрессмены проводить слушания не собирались. Вместо переговоров организаторы восстания оказались под арестом.

Рассел Минс (слева) и помощник генерального прокурора США Кент Фриззел подписывают соглашение о перемирии

Суд длился 4 месяца и из-за общественного резонанса и грамотной работы адвокатов Марка Лейна и Уильяма Канстлера индейских лидеров оправдали. На приговор повлияли факты незаконной просушки агентами ФБР телефонов и давления на свидетелей. С 1973 по 1975 год 64 активиста ДАИ оказались убиты или посажены в тюрьмы по сфабрикованным делам. А одному из руководителей восстания Деннису Бэнксу пришлось 10 лет скрываться в подполье. В 2007 году группа индейцев Лакота отказались от американского гражданства и объявили о создании своей непризнанной никем республики.

В 1973 году индейцы последний раз брались за оружие. В наше время коренные американцы ведут борьбу другими методами. Они подают на правительство в суд, активно используют СМИ и правозащитные организации, а также выбивают у властей дополнительные льготы. Однако современные индейцы помнят предков, они не растворяются в многонациональном населении США и сохраняют свою идентичность.

Смотрите также — Как Аляска стала нашей и зачем ее продали американцам

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Почему обитательницы гаремов беременели от евнухов и зачем гаремщики женились

Почему обитательницы гаремов беременели от евнухов и зачем гаремщики женились

Почему в СССР под дачу выделяли именно по 6 соток

Почему в СССР под дачу выделяли именно по 6 соток

Темная сторона сказок братьев Гримм: что скрывается за детскими историями

Темная сторона сказок братьев Гримм: что скрывается за детскими историями

Новые посты

Космическая любовь Юрия и Валентины Гагариных

Космическая любовь Юрия и Валентины Гагариных

10 удивительных фактов об органе — самом древнем и большом музыкальном инструменте

10 удивительных фактов об органе — самом древнем и большом музыкальном инструменте

Топ-10 маринадов для шашлыков и барбекю

Топ-10 маринадов для шашлыков и барбекю

Как выглядели казино в России в конце 90-х и начале 00-х

Как выглядели казино в России в конце 90-х и начале 00-х

Почему в СССР портвейн из элитного напитка превратился в «Три топора»

Почему в СССР портвейн из элитного напитка превратился в «Три топора»

Эксперимент Скиннера: что общего у суеверных людей и голубей

Эксперимент Скиннера: что общего у суеверных людей и голубей

10 жизненных уроков, которые можно извлечь из буддийских учений

10 жизненных уроков, которые можно извлечь из буддийских учений

Настоящая кровавая история олененка Бэмби, которую скрыл от нас Дисней

Настоящая кровавая история олененка Бэмби, которую скрыл от нас Дисней

Что такое максилла и почему ее называют «костью красоты»

Что такое максилла и почему ее называют «костью красоты»

Умные татуировки со скрытым смыслом, на которые стоит взглянуть дважды

Умные татуировки со скрытым смыслом, на которые стоит взглянуть дважды

Почему мы хотим красное, а пьем белое? Иллюстратор раскрыл секрет выбора алкогольных напитков

Почему мы хотим красное, а пьем белое? Иллюстратор раскрыл секрет выбора алкогольных напитков

Чистая правда: 4 факта о том, как убрать заразу со смартфона, которые должен знать каждый

Чистая правда: 4 факта о том, как убрать заразу со смартфона, которые должен знать каждый