Прометеи Амурской области: как добывают уголь на Дальнем Востоке
Моногород со звучным названием Райчихинск тихо живет в 165 км от Благовещенска, столицы Амурской области. Жителя Москвы от жителя Райчихинска отделяют пятнадцать с половиной часов дороги — семь с половиной на самолете, шестичасовая разница во времени и два часа езды на автомобиле от Благовещенска до пункта назначения.
Когда слышишь название, хочется смотреть на карту России и видеть Райчихинск где-нибудь на юге страны — в краю вечного лета, спелых сезонных фруктов и яркого солнца. Чтобы полноправно сокращать название до короткого «Рай». Но если вы скажете такое любому жителю города, он с недоверием сощурит глаза в ответ. Какой юг? Какие фрукты? Райчихинск — город горняков, и кажется, что для них это и есть рай.
Райчихинск живет в основном за счет угля, который добывают на разрезах Северо-Восточный и Ерковецкий. Здесь даже памятники связаны с угольной отраслью — о славе героев социалистического труда напоминает огромный 15-кубовый ковш шагающего экскаватора — исполинской машины, которая расчищает почву, чтобы вскрыть угольные пласты.
«Своих» здесь определяют по принадлежности к угольной отрасли — большинство жителей — представители горняцких династий.
Природой суждено — здесь уголь заложён
В 30-х годах прошлого века до деревушки Духовская добралась геологическая экспедиция и подтвердила наличие невероятных по своему объему запасов бурого угля. Уже в 1932 году на разрезах близ Духовской добыли около 6 тыс. тонн, а в 1940 — почти 2,5 миллиона. Через четыре года бывшая Духовская, которая в то время уже получила имя Зельвино, и три ближайших поселка (Северный, Восточный и Кочковатый) вошли состав нового города Райчихинска — того самого, со звучным названием и исполинским посеребренным ковшом на монументе.
Тогда экономика города переживала подъем — благодаря добыче угля комбинатом «Дальвостуголь» в Райчихинске открывались школы, поликлиники, детские сады, заводы, развивалась инфраструктура. После распада СССР «Дальвостуголь» превратился в «Амурский уголь» и в начале 2000-х вошел в состав группы «Русский Уголь» — одной из крупнейших в России компаний по добыче энергетического угля. Ежегодно предприятия «Русского Угля» добывают около 14 млн. тонн твердого топлива, часть из которого идет на экспорт. На угольных разрезах компании трудятся более 4000 горняков.
По современным прогнозам геологоразведки, запасов амурского угля на разрезах хватит еще на несколько сотен лет. А это значит, что еще не одно поколение райчихинцев будет добывать уголь, продолжая работу своих отцов и дедов.
Место силы
Благодаря своим запасам угля Райчихинск активно участвует в создании бытового рая в России, другими словами — приносит тепло. На разрезах Северо-Восточный и Ерковецкий добывают бурый энергетический уголь, за счет которого работает большинство небольших котельных по всей стране.
Кажется, что человек, давший название этому топливу, страдал от легкого дальтонизма — как можно назвать «бурым» уголь, который на первый взгляд — натурально черный? На самом же деле название дается по цвету следа, который кусочек угля оставляет, если провести им по фарфоровой пластинке. Райчихинский уголь оставляет темно-кофейный — бурый след.
Амурский уголь добывается открытым способом. Открытая добыча считается наиболее экономичной и безопасной.
Кажется, что в процессе добычи угля нет ничего сложного. На словах все выглядит действительно предельно просто — снял верхний слой почвы, добыл уголь, увез потребителям, а в карьере провел рекультивацию — разровнял отвалы породы, снова засыпал их слоем плодородной почвы и засадил деревьями.
Сложность в том, что чтобы провернуть каждый из этапов работы требуется серьезная подготовка и впечатляющая техника.
Удаление «вскрыши» — пустой породы, покрывающей залежи угля — наверное, самый зрелищный и самый впечатляющий производственный процесс. Это делают огромные шагающие экскаваторы, или драглайны. Чтобы вы понимали масштаб — кабина этой машины по размерам больше напоминает однокомнатную квартиру, а в ковш, которым зачерпывают землю, с легкостью поместится 1,5 «Рэндж Ровера».
Капитанской рубкой стального монстра является кабина машиниста. Здесь сосредоточены все рычаги управления, а также открывается отличный вид на карьер.
На фото экскаватор ЭШ 15/90: Э — «экскаватор», Ш — «шагающий», 15 – объем ковша в кубических метрах, а 90 метров — длина стрелы. Весит эта машина более 1500 тонн, а по высоте она равна многоэтажному дому. На разрезах «Амурского угля» работают 24 подобных исполина. Зрелище устрашающее и одновременно прекрасное.
15-кубовый ковш (такой же, как тот, что в Райчихинске является памятником) зачерпывает пустую породу и переносит ее в сторону. За месяц таким образом вскрывается до 300 000 кубометров породы (по объему это равно размеру котлована для строительства МГУ). Драглайны работают при любой погоде (ЭШ 15/90 может работать при температуре от -40 до +40), круглосуточно и без выходных — в отличие от их экипажей – машиниста и его помощника, которые трудятся посменно.
Со временем становятся видны результаты неустанной работы драглайна – угольный пласт обнажается, и на поверхности показывается уголь. Его извлекают и сразу грузят в железнодорожный состав экскаватором другого вида – ЭКГ, что расшифровывается как «экскаватор карьерный на гусеничном ходу». В открытых цветных вагонах уголь отправляется на сортировку.
После отработки участок добычи больше похож на поверхность луны — из-за возникших гор пустой породы — отвалов.
Но таким его не бросают — когда весь уголь уже добыт, участок рекультивируют — отвалы разравнивают, засыпают плодородной землей и засаживают деревьями.
Повелители машин
Шагающие экскаваторы на лунном пейзаже разреза выглядят очень внушительно. Но за каждой махиной стоит мастерство и профессионализм конкретного человека. Так что главные в процессе угледобычи, безусловно, люди.
Спустя годы управления этим техническим «зоопарком», горняки из простых «дрессировщиков» превращаются в полноправных повелителей своих машин — они настолько ловко управляют многотонной техникой, что способны огромными ковшами выполнять филигранную работу.
Разбить яйцо клыком-рыхлителем бульдозера или разрезать арбуз ковшом — для них это раз плюнуть. Каждый год горняки угольных разрезов Ерковецкий и Северо-Восточный соревнуются в мастерстве управления экскаваторами, бульдозерами и тепловозами. Среди конкурсов не только разрезание арбуза — угольщики играют в «футбол» на бульдозерах и на скорость загружают вагоны углем.
Победителям достается не просто награда на полку. Лучшие в своем деле в течение года получают ежемесячную прибавку к зарплате, повышают разряд и пользуются заслуженным уважением коллег.
Мастера говорят, что в соревновании на самом деле все решает время.
Юрий Колюжный, победитель в номинации «Лучший машинист экскаватора»
Другой победитель этого дня — Валерий Бережной, уже 14 лет работает в угольной отрасли.
В этом году профессиональный праздник День шахтера в Райчихинске отмечали в 70-й раз.
Некоторых амурских горняков в этом году ждали не только у себя дома, но и в Москве, в Кремле. В честь 70-летия Дня шахтера Министр энергетики РФ Александр Новак на торжественном празднике в Кремлевском дворце лично вручил награду электрогазосварщику с 38-летним стажем Ремонтно-Механического завода «Амурского угля» Владимиру Ильичу Гераськину. Владимир Ильич неоднократно становился победителем профессиональных соревнований и за свою долгую трудовую деятельность «вылечил» множество ковшей шагающих гигантов.
Фото пресс-службы Минэнерго РФ
Соревнования и профессиональные праздники горняков — не просто способ скрасить досуг. Это один из множества поводов еще раз напомнить, что за тяжелой и важной работой стоят самые обычные люди. Хотя, конечно, они не обычные. Это настоящие Прометеи, которые дарят нам свет и тепло самыми холодными вечерами.
Смторите также: Русское освоение Арктики: как Россия стала на 3 миллиона квадратных километров больше
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!