Почему именно завтрак стал самым важным приемом пищи и при чем здесь хлопья
Каждый из нас хотя бы раз слышал, что «завтрак — самый важный прием пищи в течение дня». Распространение этой истины — дело рук не слишком обремененных знаниями «экспертов» в области правильного питания. На самом деле завтрак — такой же прием пищи как обед или ужин. И его можно пропустить без ощутимых последствий для организма, причем неоднократно. Но откуда взялся стойкий миф о важности завтрака? Виноваты во всем американцы.
Наши предки совершенно ничего не знали о важности завтрака. Мы сейчас говорим не только о пещерных людях, но и о наших бабушках и дедушках. Просыпаясь утром, они не бежали на кухню готовить себе омлет и кофе, а принимались поскорей за работу. Спустя время, иногда успев выполнить кучу дел, они чувствовали голод и только тогда ели.
Классическая русская литература изобилует описаниями сцен из крестьянской жизни. Опираясь на них, можно составить представление о распорядке дня простых людей. В романе Льва Толстого «Анна Каренина» автор описывает обычный день деревенских косарей. Проснувшись перед рассветом, они немедленно отправляются в поле, чтобы успеть накосить побольше, пока не печет солнце.
Едва солнце поднималось в зенит, крестьяне откладывали косы и устраивались в тени снопов на отдых. В этому времени к ним приходили жены и дети с немудреными сельскими продуктами: яйцами, хлебом, молоком. Это был обед работника, после которого укладывались спать. Отдыхали до времени, пока солнце не склонится к горизонту и после этого работали до ночи.
Когда косить становилось невозможно, косари отправлялись домой. Там их ожидал простой и сытный ужин, после которого они сразу же укладывались спать. Как мы видим, ни о каком завтраке во времена Льва Николаевича крестьяне не слыхали и совершенно от этого не страдали.
Рождение мифа о завтраке
Так откуда же взялось мнение, что завтрак — это обязательно, полезно и чуть ли не жизненно необходимо? Впервые о важности утреннего приема пищи заговорили в США в рекламе. Производители продуктов питания, заручившись поддержкой маркетологов, вбили в головы людей мысль о том, что «завтрак нельзя пропускать». С американского рынка эта концепция шагнула на мировой и теперь о ней знают даже в самых отдаленных уголках планеты.
В 19 столетии большая часть населения США жила на фермах. Поэтому у американцев не возникало вопросов о том, что съесть на завтрак. Чаще всего довольствовались тем, что осталось от ужина. Также были всегда актуальны яйца — домашнюю птицу держали на каждой ферме. Все это было удобно и выгодно. Приготовление завтрака из яиц или доедание вчерашних блюд не требовали затрат сил и времени.
В конце 19 — начале 20 века в США грянула промышленная революция и фермеры начали постепенно превращаться в горожан. Они переезжали в города, где работали на фабриках. Такой труд был не легким, но все же менее утомительным, чем работа фермера. Но есть вчерашние крестьяне продолжали по привычке много, жирного и тяжелого.
Объедались американцы по фермерской привычке в первой половине дня. Поэтому к обеду многие чувствовали сонливость и тяжесть в желудке. Это не способствовало высокой производительности и раздражало капиталистов. Неожиданное решение придумали адвентисты седьмого дня — представители одной из самых многочисленных сект США. Они первыми предложили своим единоверцам есть утром «легкие и вкусные» кукурузные хлопья на завтрак.
Как вы уже, наверное, догадались, среди разработчиков этой несложной диеты было немало бизнесменов, производящих те самые хлопья или их продающих. Рафинированные углеводы с сахаром представлялись как здоровая альтернатива тяжелым белковым завтракам с яйцами и мясом. Народ поверил в эту ложь, и хлопья начали набирать популярность.
Как хлопья стали неотъемлемой частью американской культуры
В 1940-х годах были открыты витамины и вскоре их научились создавать искусственно. Производители хлопьев начали добавлять их в свою продукцию, которая от этого становилась «еще питательнее и полезнее». Совершенно ясно, что ничего хорошего в этой еде, сдобренной синтетическими аналогами витаминов, не было, но наживка была проглочена.
Хлопья завоевали американский рынок и начали распространяться по миру. Спросу на них способствовали реклама как явная, так и скрытая. Голливуд исправно выдавал один за другим фильмы, в которых счастливые американские семьи завтракают витаминизированными хлопьями с молоком.
Детям с детства внушали, что кукурузные хлопья — это здорово и вкусно, а завтрак ни в коем случае нельзя пропускать. Завтрак был выбран производителями снеков неслучайно. Трудно себе представить рабочего завода или офисного клерка, который возится в обед с коробкой хлопьев и молоком. Тем более не подходил и ужин, для многих бывший самым обильным приемом пищи за день. А вот завтрак подходил для «впаривания» хлопьев просто идеально.
Разумеется, под все доводы производителей подводилась прочная научная основа. Купленные за деньги промышленников исследования доказывали, что без завтрака человек живет несчастливой жизнью и притягивает болезни. Информационную атаку с участием рекламы, кинематографа и ученых отразить было непросто и, таким образом, завтрак стал обязательным.
Битва за завтраки: хлопья против яиц и бекона
Было бы наивно предполагать, что поставщики яиц и бекона сидели сложа руки. Они вступили в беспощадную войну за рынки с производителями кукурузных хлопьев. Компания Beech-Nut Packing Company, производящая бекон, наняла лучшего пиарщика США Эдварда Бернейса, чтобы он убедил американцев завтракать беконом.
Бернейс, кстати, племянник того самого Фрейда, отработал каждый вложенный в него цент. Он заручился мнением 5 тыс. специалистов по здоровому питанию и врачей. Они как один заявили, что плотный и жирный завтрак из яичницы с беконом — идеален. Сейчас, спустя полстолетия, мы хорошо знаем, что рафинированная кукурузная мука и сахар вредны. Также нам известно, что яйца и бекон — это жиры и белок и они гораздо полезнее.
Но все дело в том, что Бернейсу было наплевать на эти нюансы. Он продвигал то, за что ему платили и главное — саму идею завтраков. Никто даже не задумывался о том, нужно есть утром или нет. Американцы были заняты вопросом, что полезнее есть на завтрак — мясо или хлопья.
Сегодня концепция завтрака как важнейшего приема пищи господствует во всем мире. Уже не идет речь о том, полезнее хлопья или бекон. Производители продуктов выпускают специально для завтраков огромное количество «пищевого мусора». Колбасы, паштеты, сырки, выпечка, сладкие йогурты с сахаром — их создавали специально для этого. Мы сами сооружаем немыслимые по калорийности и вредности бутерброды.
Это опасные для здоровья человека продукты, содержащие сахар, консерванты, стабилизаторы, загустители, ароматизаторы и прочее. Вся эта отрава обрушилась на нас потому, что мы не представляем себе день без завтрака. А по сути, утренний прием пищи преследует одну цель — заставить нас в очередной раз отдать свои деньги за бесполезные и даже опасные продукты.
Смотрите также — 5 любимых всеми советских продуктов, родина которых — США
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!