Топ-100

«По телевидению показывают, как падают обломки корабля!»: почему 15 лет назад погибли американские астронавты «Колумбии»

0

1 фев­ра­ля 2003 года в Цен­тре управ­ле­ния поле­та­ми НАСА шла напря­жен­ная рабо­та — дол­жен был осу­ще­ствить посад­ку кос­ми­че­ский корабль мно­го­ра­зо­во­го исполь­зо­ва­ния «Колум­бия». Спуск с орби­ты про­хо­дил в штат­ном режи­ме. В 08:44 по севе­ро­аме­ри­кан­ско­му восточ­но­му вре­ме­ни «Колум­бия» вошла в плот­ные слои атмосферы.

Фотография:
Источ­ник: aif.ru

Фотография: «По ТВ пока­зы­ва­ют пада­ю­щие обломки!»

Спу­стя десять минут опе­ра­тор по меха­ни­че­ским систе­мам и жиз­не­обес­пе­че­нию Джефф Клинг обра­тил вни­ма­ние на то, что четы­ре дат­чи­ка гид­рав­ли­че­ской систе­мы в левой плос­ко­сти кры­ла пока­зы­ва­ют зна­че­ния ниже пре­де­ла чув­стви­тель­но­сти. Спу­стя еще пять минут отка­за­ли дат­чи­ки дав­ле­ния в обе­их шинах левой стой­ки шасси.

Никто не счел эти про­бле­мы серьез­ны­ми — опе­ра­то­ры обме­ня­лись сооб­ще­ни­я­ми с эки­па­жем, после чего связь с «Колум­би­ей» про­па­ла. Вре­мен­ная поте­ря свя­зи при про­хож­де­нии плот­ных сло­ев атмо­сфе­ры не явля­ет­ся чем-то необыч­ным, поэто­му спе­ци­а­ли­сты в ЦУПе сохра­ня­ли спокойствие.

Но шли мину­ты, а связь все не вос­ста­нав­ли­ва­лась. За три с поло­ви­ной мину­ты до того, как «Колум­бия», соглас­но пла­ну поле­та, долж­на была при­зем­лить­ся, в Центр управ­ле­ния поле­та­ми при­шло сооб­ще­ние: «По теле­ви­де­нию пока­зы­ва­ют, как пада­ют облом­ки кораб­ля!» Дей­стви­тель­но, в этот момент в пря­мом эфи­ре один из теле­ка­на­лов демон­стри­ро­вал эффект­ную кар­тин­ку: с неба, остав­ляя яркий след, на зем­лю лете­ла целая рос­сыпь «метео­ри­тов».

Фотография: Чет­вер­тая трагедия

В НАСА была объ­яв­ле­на тре­во­га «в свя­зи с угро­зой поте­ри кораб­ля». Впро­чем, спе­ци­а­ли­сты, уви­дев­шие то, что транс­ли­ро­ва­лось в пря­мом эфи­ре, уже поня­ли: ни «Колум­бии», ни ее эки­па­жа боль­ше нет.

До 1 фев­ра­ля 2003 года исто­рия пило­ти­ру­е­мой кос­мо­нав­ти­ки насчи­ты­ва­ла три слу­чая гибе­ли поко­ри­те­лей кос­мо­са непо­сред­ствен­но во вре­мя поле­та. 24 апре­ля 1967 года во вре­мя посад­ки спус­ка­е­мо­го аппа­ра­та кораб­ля «Союз‑1» из-за нештат­ной сра­бот­ки пара­шют­ной систе­мы погиб Вла­ди­мир Кома­ров. 30 июня 1971 года в резуль­та­те раз­гер­ме­ти­за­ции кораб­ля «Союз-11» погиб­ли Геор­гий Доб­ро­воль­ский, Вла­ди­слав Вол­ков и Вик­тор Паца­ев. 28 янва­ря 1986 года в резуль­та­те взры­ва топ­лив­но­го бака кос­ми­че­ско­го кораб­ля «Чел­лен­джер» на 73‑й секун­де поле­та погиб­ли Фрэн­сис Ско­би, Май­кл Смит, Элли­сон Онидзу­ка, Джу­дит Рез­ник, Роналд Мак­нейр, Гре­го­ри Джар­вис и Кри­ста Маколифф.

Это печаль­ный спи­сок попол­нил эки­паж «Колум­бии»: Ричард Хас­банд, Уильям Мак­кул, Кал­па­на Чавла, Май­кл Андер­сон, Лорел Кларк, Дэвид Мак­дау­элл Бра­ун и Илан Рамон. 

Фотография: Не тер­акт, а внут­рен­ние проблемы

Что про­изо­шло с «Колум­би­ей»? В пер­вые часы появи­лись мно­го­чис­лен­ные вер­сии ката­стро­фы, сре­ди кото­рых фигу­ри­ро­вал даже тер­ро­ри­сти­че­ский акт. Дело в том, что в эки­паж вхо­дил пер­вый аст­ро­навт Изра­и­ля Илан Рамон. Кое-кто счел, что для рели­ги­оз­ных фана­ти­ков это мог­ло стать пово­дом для диверсии.

Воен­ные и спец­служ­бы, одна­ко, это пред­по­ло­же­ние быст­ро опро­верг­ли — ника­кой воз­мож­но­сти про­не­сти на борт кораб­ля взрыв­ное устрой­ство не было. Что каса­ет­ся ракет­ной ата­ки, то ее бы обя­за­тель­но зафик­си­ро­ва­ли сред­ства сле­же­ния. Это озна­ча­ло, что при­чи­ной тра­ге­дии ста­ли какие-то про­бле­мы, свя­зан­ные с самой «Колум­би­ей». Но какие?

«Колум­бия» была пер­вым кораб­лем про­ек­та «Спейс шаттл». 12 апре­ля 1981 года Джон Янг и Роберт Крип­пен откры­ли поле­том это­го чел­но­ка эру пило­ти­ру­е­мых мно­го­ра­зо­вых кораблей.

«Колум­бия» была тяже­лее шатт­лов, постро­ен­ных поз­же, поэто­му у нее не было сты­ко­воч­но­го моду­ля. По этой при­чине она не участ­во­ва­ла в про­грам­ме сты­ко­вок со стан­ци­я­ми «Мир» и МКС и совер­ша­ла толь­ко авто­ном­ные поле­ты. Так было и с послед­ней экс­пе­ди­ци­ей, 28‑й по сче­ту в исто­рии «Колум­бии».

Фотография: Теп­ло­за­щит­ный вопрос

Раз­ных отка­зов и непо­ла­док в поле­тах были сот­ни, но ника­ких фаталь­ных послед­ствий они не име­ли. Еще в самом пер­вом поле­те аст­ро­нав­ты обра­ти­ли вни­ма­ние на то, что часть теп­ло­за­щит­ных пли­ток при стар­те полу­ча­ет повре­жде­ния, а часть про­сто теряется.

Теп­ло­за­щит­ные плит­ки на мно­го­ра­зо­вом кораб­ле — важ­ней­ший эле­мент. Они спа­са­ют кос­ми­че­ский аппа­рат от фаталь­ных повре­жде­ний во вре­мя спус­ка с орби­ты, когда при тор­мо­же­нии в плот­ных сло­ях атмо­сфе­ры он бук­валь­но горит.

Этот эффект исполь­зу­ет­ся для ути­ли­за­ции отра­бо­тав­ших свое спут­ни­ков и гру­зо­вых кораб­лей — лишен­ные теп­ло­за­щи­ты, они сго­ра­ют при спус­ке с орби­ты. Незна­чи­тель­ная часть несго­рев­ших облом­ков, как пра­ви­ло, пада­ет в океан.

Спе­ци­а­ли­сты НАСА, изу­чав­шие про­бле­му поте­ри и повре­жде­ния теп­ло­за­щи­ты чел­но­ков с само­го пер­во­го поле­та, при­шли к выво­ду — серьез­ной угро­зы это не несет вслед­ствие незна­чи­тель­но­сти ущер­ба. И дей­стви­тель­но, до роко­во­го поле­та «Колум­бии» кораб­ли бла­го­по­луч­но воз­вра­ща­лись на Землю. 

Фотография: Но сей­час, после изу­че­ния дан­ных теле­мет­рии и най­ден­ных облом­ков, спе­ци­а­ли­сты поня­ли, что ката­стро­фа про­изо­шла как раз из-за повре­жде­ния теплозащиты.

Для того что­бы соста­вить пол­ную кар­ти­ну про­изо­шед­ше­го, пона­до­би­лось несколь­ко лет, сот­ни экс­пер­тиз и десят­ки все­воз­мож­ных экспериментов.

Как ока­за­лось, обрат­ный отсчет до ката­стро­фы начал­ся еще на 82‑й секун­де поле­та. Внеш­ний топ­лив­ный бак чел­но­ков покры­вал­ся тер­мо­изо­ля­ци­он­ным покры­ти­ем, пред­на­зна­чен­ным для предот­вра­ще­ния обра­зо­ва­ния нале­ди на обо­лоч­ке бака, заправ­лен­но­го жид­ким кис­ло­ро­дом и водородом.

На 82‑й секун­де кусок изо­ля­ции отде­лил­ся и с силой уда­рил по ком­по­зит­ной пане­ли на левом кры­ле «Колум­бии». В резуль­та­те уда­ра обра­зо­ва­лась про­бо­и­на диа­мет­ром 15–25 см.

Еще во вре­мя поле­та экс­пер­ты ана­ли­зи­ро­ва­ли запись стар­та и обра­ти­ли вни­ма­ние на этот момент. Руко­вод­ство НАСА, полу­чив доклад, отмах­ну­лось: рань­ше такие слу­чаи были? Были! Серьез­ные послед­ствия насту­па­ли? Нет! Зна­чит, нет пово­да под­ни­мать панику.

Фотография: Без шан­сов на помощь

Была и еще одна при­чи­на, по кото­рой в НАСА реши­ли не обра­щать вни­ма­ния на про­ис­ше­ствие. Дело в том, что помочь эки­па­жу было прак­ти­че­ски невозможно.

На бор­ту «Колум­бии» не было ска­фанд­ров, в кото­рых мож­но было бы выхо­дить в откры­тый кос­мос, так что про­из­ве­сти ремонт само­сто­я­тель­но не полу­чи­лось бы. Не гово­ря о том, что не было так­же нуж­ных мате­ри­а­лов и инстру­мен­тов. Состы­ко­вать­ся с Меж­ду­на­род­ной кос­ми­че­ской стан­ци­ей чел­нок не мог из-за отсут­ствия сты­ко­воч­но­го узла. Дождать­ся на орби­те помо­щи аст­ро­нав­ты тоже не мог­ли — запа­сы воды, воз­ду­ха и про­до­воль­ствия были огра­ни­че­ны, и их бы не хва­ти­ло на вре­мя, нуж­ное для под­го­тов­ки поле­та еще одно­го мно­го­ра­зо­во­го корабля.

Уди­ви­тель­но, но с «Колум­би­ей» повто­ри­лась исто­рия «Чел­лен­дже­ра» — и в том, и в дру­гом слу­чае бос­сы НАСА про­сто отмах­ну­лись от све­де­ний о нали­чии опас­ных непо­ла­док, рас­счи­ты­вая на аме­ри­кан­ский «авось».

Фотография: 1 фев­ра­ля 2003 года он не сра­бо­тал. Во вре­мя спус­ка с орби­ты на перед­нюю кром­ку кры­ла при­хо­дит­ся очень боль­шая теп­ло­вая нагруз­ка. В тот момент, когда «Колум­бия» вошла в зону самых тяже­лых нагру­зок, теп­ло­вая защи­та в рай­оне повре­жде­ния ста­ла попро­сту рас­сы­пать­ся. В этом рай­оне кры­ла были спря­та­ны поса­доч­ные шас­си. Отказ дат­чи­ков дав­ле­ния в шинах озна­чал, что они попро­сту взо­рва­лись от пере­гре­ва. Из ниши, где рас­по­ла­га­лись шас­си, уда­ри­ла мощ­ная струя рас­ка­лен­но­го газа, кры­ло пол­но­стью раз­ва­ли­лось, а вслед за этим и весь корабль.

Утра­тив кры­ло, «Колум­бия» закру­ти­лась и поте­ря­ла управ­ле­ние. От это­го момен­та до рас­па­да каби­ны и гибе­ли эки­па­жа про­шла 41 секунда. 

Фотография: Несо­блю­де­ние пра­вил изба­ви­ло эки­паж от страданий

Посколь­ку связь отклю­чи­лась рань­ше, как вели себя в этот момент аст­ро­нав­ты, неиз­вест­но. Соглас­но докла­ду НАСА, раз­гер­ме­ти­за­ция каби­ны про­изо­шла так быст­ро, что чле­ны эки­па­жа поте­ря­ли созна­ние до того, как успе­ли вклю­чить­ся име­ю­щи­е­ся у них сред­ства защиты.

И это еще один «авось». Соглас­но уста­нов­лен­ным пра­ви­лам, во вре­мя спус­ка с орби­ты и посад­ки все чле­ны эки­па­жа долж­ны были быть пол­но­стью оде­ты в ска­фанд­ры, что­бы в ава­рий­ной ситу­а­ции перей­ти на пода­чу кис­ло­ро­да из авто­ном­ных систем. В дей­стви­тель­но­сти рас­сле­до­ва­ние пока­за­ло — ни у одно­го из семи аст­ро­нав­тов щит­ки ска­фанд­ров не были опу­ще­ны, а один и вовсе сидел без шле­ма. Трое не наде­ли пер­ча­ток, и это­му тоже есть объ­яс­не­ние — в них слож­но рабо­тать с при­бор­ной пане­лью, и аст­ро­нав­ты пред­по­чли удоб­ство выпол­не­нию инструкций.

Как ни жесто­ко зву­чит, но это раз­гиль­дяй­ство помог­ло эки­па­жу избе­жать стра­да­ний. Тео­ре­ти­че­ски у каж­до­го из аст­ро­нав­тов был инди­ви­ду­аль­ный пара­шют, кото­рым он мог бы вос­поль­зо­вать­ся. Но спе­ци­а­ли­сты отме­ча­ют — на той высо­те и при той ско­ро­сти, на кото­рой раз­ру­ша­лась «Колум­бия», чле­ны эки­па­жа все рав­но погиб­ли бы от меха­ни­че­ских повреждений. 

Про­ект закрыт

Един­ствен­ные, кто выжил в ката­стро­фе, — это чер­ви-нема­то­ды Caenorhabditis elegans, на кото­рых на орби­те ста­ви­ли экс­пе­ри­мен­ты. Их нашли в алю­ми­ни­е­вых кон­тей­не­рах сре­ди облом­ков «Колум­бии».

По ито­гам рас­сле­до­ва­ния были при­ня­ты меры — остав­ши­е­ся чел­но­ки осна­сти­ли всем необ­хо­ди­мым для ремон­та на орби­те в слу­чае полу­че­ния ана­ло­гич­ных повре­жде­ний. На кос­мо­дро­ме отныне ста­ли ста­вить на дежур­ство еще один корабль с сокра­щен­ным эки­па­жем в каче­стве «ава­рий­ной» миссии. 

Но вто­рая ката­стро­фа окон­ча­тель­но подо­рва­ла дове­рие к про­грам­ме «Спейс шаттл», и она была закры­та. 21 июля 2011 года корабль «Атлан­тис» завер­шил послед­нюю экс­пе­ди­цию в исто­рии про­ек­та. Пило­ти­ру­е­мая кос­ми­че­ская про­грам­ма в США была постав­ле­на на пау­зу, а на МКС аме­ри­кан­ские аст­ро­нав­ты ста­ли летать на одно­ра­зо­вых рос­сий­ских «Сою­зах».

Смот­ри­те так­же: НАСА отпра­ви­ло одно­го из бра­тьев-близ­не­цов в кос­мос, и он вер­нул­ся чужим

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Новости партнеров

Загрузка...

Новые посты

Богатые чудаки: 13 эксцентричных бизнесменов-миллиардеров

Богатые чудаки: 13 эксцентричных бизнесменов-миллиардеров

30 странных законов со всего мира, которые звучат как выдумка, но реально существуют

30 странных законов со всего мира, которые звучат как выдумка, но реально существуют

Бывшая модель Maxim рассказала об изнасилованиях и издевательствах в модной индустрии

Бывшая модель Maxim рассказала об изнасилованиях и издевательствах в модной индустрии

Огненная улитка могла бы сделать вас миллионером, но этого не случится

Огненная улитка могла бы сделать вас миллионером, но этого не случится

20 фотографий, которые доказывают, что время — не помеха настоящей дружбе и любви

20 фотографий, которые доказывают, что время — не помеха настоящей дружбе и любви

15 редких фото, демонстрирующих бесплатную советскую медицину во всей красе

15 редких фото, демонстрирующих бесплатную советскую медицину во всей красе

17 лучших снимков с конкурса уличной фотографии TDM Street Photography Awards 2021

17 лучших снимков с конкурса уличной фотографии TDM Street Photography Awards 2021

Предупрежден – значит вооружен: 10 признаков рака, которые нельзя игнорировать

Предупрежден – значит вооружен: 10 признаков рака, которые нельзя игнорировать

22 редких примера заботы о клиентах, которая проявляется в дизайне

22 редких примера заботы о клиентах, которая проявляется в дизайне

Как выглядят и чем занимаются дети знаменитостей с неординарной внешностью

Как выглядят и чем занимаются дети знаменитостей с неординарной внешностью

17 странных блюд из мишленовских ресторанов

17 странных блюд из мишленовских ресторанов

Короткая память: каждый пятый россиянин не может расшифровать аббревиатуру СССР

Короткая память: каждый пятый россиянин не может расшифровать аббревиатуру СССР