От разбойников до демонов: ужасы дорог Средневековья

0

Путешествия в Средние века были совсем не похожи на наши комфортные поездки с электронными билетами или бронью отеля через приложение. Без современных дорог, транспорта и навигации передвижение занимало много времени, таило опасности и требовало не только смелости, но и серьёзной причины. Дорога часто превращалась в настоящее приключение, полное рисков, неожиданных событий и удивительных открытий. Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как люди в Средние века преодолевали расстояния, что их мотивировало и какие трудности встречались на пути.

Средневековые путешественники в пути

Путешественники Средневековья: от паломников до беглецов

Многие считают, что в Средневековье люди не покидали свои деревни и ничего не знали о мире за их пределами. Но это не так. Тогда, как и сейчас, далеко не всех устраивала жизнь на одном месте. В дорогу отправлялись короли, купцы, военные, артисты, священнослужители, паломники и даже крестьяне. Причины путешествий были разными: кто-то ехал по делам, кто-то стремился к святым местам, а кто-то шёл на войну.

Средневековый витраж с изображением странников из Кентербери

Странники. Витраж из Кентербери.

Нельзя не упомянуть крестоносцев — главных средневековых странников. Правда, все их многочисленные походы оставляли за собой реки крови и разоренные города, но сами рыцари, несомненно, получали новые впечатления. Многие жители средневековой Европы, особенно небогатые, странствовали в поисках лучшей доли или спасались от войн, эпидемий, религиозных преследований и жестокости господ. Кроме того, во все времена находились те, кого толкала в путь страсть к исследованиям или желание разбогатеть. Независимо от целей, такие путешественники совершали важные открытия и вносили вклад в развитие человечества.

Экспедиция Марко Поло возвращается со слоном

На этой старинной иллюстрации изображено возвращение экспедиции Марко Поло. С собой путешественники везут слона

В Средние века путешествовать по Европе могли все — от нищих бродяг до королей и папы римского. Границы в те времена оставались символическими, а перемещения почти никто не ограничивал. Но это вовсе не значило, что дорога была увлекательным или приятным занятием. В пути странников поджидало множество лишений и опасностей. Даже сравнительно короткий путь мог оказаться смертельно рискованным из-за разбойников, диких зверей, болезней, капризов погоды и произвола феодалов.

Дороги и транспорт Средневековья

После падения Рима транспорт заметно упростился. Если римляне строили впечатляющую сеть дорог по всей империи, то в Средние века передвижение стало куда менее удобным. Система связанных между собой дорог и мостов разрушилась вместе с империей. Те немногие дороги, которые остались от римлян, долго пребывали в ужасном состоянии: за ними никто не ухаживал и не проводил ремонт. Средневековые дороги больше напоминали звериные тропы — узкие, извилистые, часто едва заметные. В дождливую погоду они превращались в непроходимое болото, а зимой становились смертельно опасными.

Транспортные средства Средневековья

Путешественники могли идти пешком, ехать верхом на лошади или использовать повозки, запряжённые волами или лошадьми. Правда, повозки были крайне неудобными и часто ломались на неровных дорогах. Кареты появились только к концу Средневековья и первоначально были крайне неудобными. Рессор не существовало, поэтому каждый камень на дороге ощущался всем телом. Зато такое путешествие считалось верхом роскоши и подчеркивало высокий статус владельца.

Миниатюра из средневековой книги с изображением короля Александра

Чтобы переправиться через реки, путешественники пользовались лодками или паромами — мосты часто были редкостью и не всегда надёжными. В горных районах, таких как Альпы, переходы были особенно опасными из-за обвалов, лавин и узких троп. Зимой путешествия становились ещё сложнее, и многие предпочитали пережидать холодное время года дома.

Королевские поездки: не прихоть, а долг

Среди самых непоседливых жителей средневековой Европы выделялись монархи. Каждый король владел множеством резиденций и постоянно перемещался между ними вместе со своим двором. Это было не просто праздное шатание богатого бездельника. Монарх путешествовал, чтобы проводить важные встречи, осматривать свои владения, карать и поощрять подданных. К тому же, в отсутствие средств массовой информации это был единственный способ напомнить людям, что у них есть правитель.

Картина Джеймса Уильяма Гласса с Ричардом Львиное Сердце

Ричард Львиное Сердце на пути в Иерусалим. Художник Джеймс Уильям Гласс, около 1850 года

Правители нередко навещали другие государства и даже покидали пределы христианского мира. В те времена такие поездки считались настоящими подвигами и быстро обрастали выдуманными подробностями. Некоторые монархи проводили в дороге большую часть жизни. Например, знаменитый король Ричард Львиное Сердце за десять лет своего правления находился на Британских островах всего около полугода. Остальное время он путешествовал со свитой или войском: бывал на Сицилии, Кипре, в Святой Земле, Австрии, Германии и Франции.

Средневековые путешественники в дороге

Аристократы пониже рангом тоже не уступали королям в любви к путешествиям. Многие из них сопровождали своих повелителей в военных походах. Графы, герцоги и бароны регулярно объезжали свои владения или гостили у вассалов. Активно перемещались и духовные лица. Архиепископы с епископами ездили в папскую резиденцию и обратно, навещали приходы в своих епархиях. Священнослужители часто разъезжали по поручениям начальства. Кроме того, на дорогах Европы встречались многочисленные странствующие проповедники и монахи.

Легко на карте, сложно на местности

Да, границ в привычном смысле на местности не существовало. Они значились только на картах, а иногда вообще существовали лишь в головах у тех, кто имел власть. Рубежи между королевствами и княжествами менялись постоянно, и путешественники редко обращали на них внимание. Купцы платили пошлины при въезде на чужие земли, иногда требовалась плата за вход в город или пересечение моста. В пути главное было обходить стороной государства и земли, с которыми шла война или отношения оставались напряжёнными. Иначе легко можно было угодить в плен, оказаться заложником или даже погибнуть.

Средневековая карта мира без Америк и Австралии

Так выглядел мир средневекового европейца, в котором еще не было Америк, Австралии и даже Африки, южнее экватора

В пути путешественников всё равно подстерегало множество трудностей. Карты в те времена оставались примитивными, да и не у каждого они были. Да что там говорить — от них было мало толку. Обстановка на местности менялась слишком быстро: вырубали леса, рыли каналы, строили замки, возникали и исчезали деревни, целые города, реки меняли русла, а после паводков дорог могло вообще не оказаться.

Заблудиться в незнакомых землях было проще простого. Иногда на дорогах встречались путевые знаки, обозначавшие, например, короткий путь через лес. Но беда была в том, что их легко можно было повернуть или передвинуть. Таким образом путников заманивали прямо в руки затаившихся разбойников.

Опасности в пути

Путешествия в Средние века были полны рисков. Разбойники подстерегали на дорогах, особенно в лесах или безлюдных местах. Грабежи были обычным делом, и путешественники старались двигаться группами, чтобы чувствовать себя в безопасности. Погода тоже могла стать врагом: ливни, снегопады или сильная жара делали дорогу изнурительной.

Разбойники нападают на средневековых путешественников

Нападение разбойников на путешественников

Дикие животные представляли не меньшую опасность, чем разбойники. Волки, медведи и кабаны нападали на одиноких путников, особенно зимой. Болезни тоже таили серьёзную угрозу. Без современных лекарств и элементарной гигиены путешественники легко заражались инфекциями, особенно в людных местах, таких как постоялые дворы. А ещё в Средневековье многие верили в демонов. Их боялись куда сильнее, чем разбойников или диких зверей.

В одиночку люди отправлялись в путь редко, да и то лишь по необходимости. Обычно путешествовали группами и старались передвигаться только днём. Пешие странники несли поклажу в котомках и мешках, а те, кто ехал верхом, привязывали вещи к седлам. Торговые грузы или крупный багаж перевозили в повозках.

Ветер в паруса — лучше, чем пыль из-под копыт

Самым быстрым и безопасным способом путешествия было перемещение по воде. Реки в Средние века играли роль главных транспортных артерий. По Дунаю, Рейну, Волге и другим крупным рекам плавали торговые суда, перевозившие товары и пассажиров. Речное путешествие было относительно безопасным и быстрым способом передвижения.

Средневековые корабли и суда

Пошлины нужно было платить только заходя в порты, а препятствиями могли служить лишь погодные условия и морские или речные разбойники. Но вероятность встретиться с ними во время плавания была гораздо ниже, чем на суше. Скорость перемещения зависела от характеристик судна, сноровки команды, течений и направления ветра.

Морские путешествия оставались уделом отчаянных смельчаков. Средневековые корабли были небольшими и не слишком надежными. Штормы, пираты и неточные карты делали морские поездки крайне рискованными. Тем не менее, торговцы и паломники регулярно пересекали Средиземное море и даже отваживались на дальние океанические плавания.

Скорость передвижения в Средние века

Как быстро можно было переместиться из одного места в другое в средневековом мире? Пешеход обычно преодолевал около 30–40 километров в день, если дорога была хорошей. Всадник мог проехать 50–80 километров, но лошадям необходим был отдых. Торговые караваны двигались ещё медленнее — всего 20–25 километров за сутки. Пройденное за день расстояние зависело от длины светового дня, времени года, погодных условий и того, где располагался следующий постоялый двор.

Сравнение скорости передвижения в Средние века и сегодня

Сегодня путь из Парижа в Руан, который составляет 130 километров, можно преодолеть всего за 2 часа. В Средние века на это уходило от 2 до 4 дней. Из Парижа в Лондон добирались примерно за 10 дней, если удавалось сразу сесть на судно, пересекающее Ла-Манш. А вот из Лондона в Рим путешествие занимало около месяца. Важно отметить, что в те времена жизнь текла не так стремительно. Люди редко спешили и относились к задержкам в дороге с философским спокойствием.

Где останавливались путешественники

Гостиниц, какими мы их знаем сегодня, в Средние века почти не существовало. Зато путникам были доступны постоялые дворы, таверны и монастыри, часто предоставлявшие приют. Условия в постоялых дворах — простых деревянных домах вдоль главных дорог — оставляли желать лучшего: общие комнаты, жёсткие лежанки и скромная еда из хлеба и похлёбки. Зато здесь можно было согреться у очага и побеседовать с другими путешественниками, узнавая свежие новости.

Средневековая таверна во Фландрии, 1455 год

Пирушка в таверне, Фландрия, 1455 год

Богатые путешественники, например купцы или дворяне, порой останавливались в домах местных феодалов, если имели с ними связи. Но для большинства ночёвка означала либо холодную ночь под открытым небом, либо тесную комнату в таверне, где спать приходилось рядом с незнакомцами.

Путь пилигримов

Самой важной и благородной целью путешествий в Средние века считалось паломничество. Странников, отправлявшихся в такой путь, называли пилигримами. Они стремились избавиться от грехов и очистить душу. Чем дальше находилась цель и опаснее была дорога, тем больше шансов на спасение души видели пилигримы.

Группа средневековых паломников в пути

Пилигримы

Короткие паломничества совершали, чтобы заручиться поддержкой того или иного святого, особенно перед важными делами. Выбор святых мест был огромен. Во Франции особой популярностью у пилигримов пользовались мощи Марии Магдалины, Божьей Матери, святого Мартина и Марциала. По всей южной Европе проходил Путь Сантьяго, ведущий в испанский город Сантьяго-де-Компостела. В Англии чаще всего направлялись к мощам святого Кутберта, Эдуарда Исповедника, короля Артура, королевы Гиневры и Томаса Бекета.

Паломники у Гроба Господня в Иерусалиме

Пилигримы у Гроба Господня в Иерусалиме

Дальние паломничества вели в Рим, Константинополь или Святую Землю. Там верующие надеялись получить более сильную поддержку апостолов, первых мучеников и самого Иисуса Христа. Только это были длительные, опасные и очень дорогие путешествия, которые были многим не под силу и не по карману.

Бедные, но желанные гости

В дальние странствия пилигримы отправлялись группами, иногда довольно большими. Если они сами не были рыцарями, то нередко нанимали воинов для охраны. Классический облик духовного странника включал войлочную шляпу, простой плащ с вышитыми религиозными символами, посох и сумку. Эта экипировка была одинаково характерна как для богатых, так и для бедных паломников. Во время путешествий по святым местам демонстрировать своё богатство или статус считалось признаком признаком дурного тона.

Отдыхающие паломники в средневековье

Пилигримы на отдыхе

По пути пилигримы могли без проблем останавливаться на ночлег в монастырях, аббатствах или просто в храмах. Многие считали за честь приютить и накормить человека, идущего ради благородной цели. Церковь создала целую инфраструктуру для паломников: специальные приюты, больницы и даже банковские услуги. Путь в Святую землю мог длиться годы, но для средневекового человека это было путешествием всей жизни, соединявшим духовные поиски с жаждой приключений.

Пилигримы всегда были желанными гостями — как в замках, так и в простых домах или бедных лачугах. Они рассказывали удивительные истории о своих странствиях. Чтобы послушать такого гостя, нередко собирались большие компании.

Лагерь паломников в пустыне Сирии

Лагерь паломников в Сирийской пустыне

Сегодня мы путешествуем ради удовольствия или работы, а в Средние века дорога была подвигом, который требовал мужества и решимости. Эти истории напоминают нам, как далеко мы ушли от тех времён — и как многое осталось неизменным.

А какое путешествие в Средние века хотели бы совершить вы: паломничество к святым местам, торговый путь за специями или, может, поход с рыцарями? Поделитесь своими мыслями в комментариях!

Смотрите также — Заниматься сексом в Средневековье было очень непросто

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Школьница, которую искали 9 лет, нашлась уже с мужем и детьми

Школьница, которую искали 9 лет, нашлась уже с мужем и детьми

10 простых лайфхаков на случай, когда нет горячей воды

10 простых лайфхаков на случай, когда нет горячей воды

От разбойников до демонов: ужасы дорог Средневековья

От разбойников до демонов: ужасы дорог Средневековья

Новые посты

Русский эксперимент со сном: разоблачаем самый жуткий фейк о советской науке

Русский эксперимент со сном: разоблачаем самый жуткий фейк о советской науке

Гейши без кимоно

Гейши без кимоно

Любовь и ненависть: выразительные фото великого Уильяма Кляйна

Любовь и ненависть: выразительные фото великого Уильяма Кляйна

Как живут обитатели Кубер-Педи, города под землей, который вы точно видели в кино

Как живут обитатели Кубер-Педи, города под землей, который вы точно видели в кино

7 вкуснейших салатов без майонеза

7 вкуснейших салатов без майонеза

История Филиппа Эштона, выбравшего жизнь на необитаемом острове, вместо пиратства

История Филиппа Эштона, выбравшего жизнь на необитаемом острове, вместо пиратства

Где хранили денежки раньше и сейчас: современные копилки VS времен СССР

Где хранили денежки раньше и сейчас: современные копилки VS времен СССР

Красота, страсть и драма на фотографиях Дэвида Дребина

Красота, страсть и драма на фотографиях Дэвида Дребина

Художник Станислав Плутенко: как россиянин попал в один рейтинг с Сальвадором Дали

Художник Станислав Плутенко: как россиянин попал в один рейтинг с Сальвадором Дали

Она исчезла с круизного лайнера: Шокирующая тайна Ребекки Кориам

Она исчезла с круизного лайнера: Шокирующая тайна Ребекки Кориам

Фотохудожник Пьеро Марсили Либелли: когда объединяются ирония, абсурд и талант

Фотохудожник Пьеро Марсили Либелли: когда объединяются ирония, абсурд и талант

Осторожно, ИИ-слизь! Ваши любимые посты — это фальшивка

Осторожно, ИИ-слизь! Ваши любимые посты — это фальшивка