Один органно-репетиционный день

0

Пишет katyamelnikova: Всем привет! Меня зовут Екатерина Мельникова, я органистка, солистка Московской Филармонии. Чуть больше месяца назад я писала об одном моем органно-гастрольном дне в Твери, и тогда мне много задали вопросов и написали разных отзывов, что для себя я твердо решила — как только получится описать мой день в Москве, когда я выступаю или репетирую в Доме Музыки или Зале Чайковского, я это сделаю. Случай подвернулся 4 ноября 2011 года, когда у меня была сводная репетиция к концерту «Crossroad».

Фотография: Один органно-репетиционный день №1 - BigPicture.ru

Фотография: Один органно-репетиционный день №2 - BigPicture.ru
         

1. Артисты рано не встают, если, конечно, время репетиции не стоит на 9 утра, как было в этот раз. Но в 9 начало — значит, лучше всего приехать в 8:45, или даже в 8:30. Кстати, есть большой шанс, что орган уже установлен и мне удасться порепетировать на 10-15 минут больше. И до прихода остальных исполнителей. Поэтому, после того, как будильник проговорил «Пора просыпаться» (а это чудесная находка — не музыка, а именно речь, не проснуться невозможно), в 7 утра с минутами, я сначала залетаю в ванную комнату

Фотография: Один органно-репетиционный день №3 - BigPicture.ru
2. ... а затем на кухню, выражая всем своим лицом весь недосып прошедшей репетиционной недели
Фотография: Один органно-репетиционный день №4 - BigPicture.ru
         

3. Эта пятница — день нерабочий, поэтому я не рискую застрять в пробках, и уже через двадцать минут такси подвозит к зданию Филармонии. С каждым днем, когда уходят концерты, афиша передвигается, сегодня она ближе к перекрестку Тверской и Садового кольца, чем была позавчера — также ближе, как и мой концерт «Перекресток».

Фотография: Один органно-репетиционный день №5 - BigPicture.ru
4. На служебном входе Филармонии - на улице еще темно, все-таки зима почти наступила
Фотография: Один органно-репетиционный день №6 - BigPicture.ru
         

5. Встречаюсь на вахте с Ильей Заровным — арт-менеджером, на него сегодня «падает» вся отвественная часть — встречать артистов, телевидение, инструменты, следить за ходом репетиции — что-то по ходу меняется, это надо запомнить. И — главное — не отвлекать меня никакими организационными вопросами. Иначе не успеем ничего сделать.

Фотография: Один органно-репетиционный день №7 - BigPicture.ru
6. В зале им. Чайковского - все четко. Я вхожу на сцену за несколько минут до 9 часов, а пульт органа уже установлен, все включено - могу начинать репетицию.
Фотография: Один органно-репетиционный день №8 - BigPicture.ru
7. Пока я репетирую сама и с другими солистами и коллективами концерта, вверху, на 5-м этаже (самый лучший вид на сцену, кстати) начинается работа по установке света, прописываются световые партитуры и голая сцена превратится в «перекресток».
Фотография: Один органно-репетиционный день №9 - BigPicture.ru
8. У меня есть некоторое время, пока я могу спокойно поиграть одна, но уже через полчаса все вокруг меняется.
Фотография: Один органно-репетиционный день №10 - BigPicture.ru
9. Первым появляется замечательный скрипач Назар Кожухарь и его ансамбль «The POCKET SYMPHONY».
Фотография: Один органно-репетиционный день №11 - BigPicture.ru
           

10. Однако, мы не ограничиваемся классикой — хотя его ансамбль старинных аутентичных инструментов. Одна композиция будет в классическом ключе: я вместе с Назаром ремиксовала чисто органное сочинение Чакона Пахельбеля для струнных и органа. А следующее будет уже — Дж. Уильямс и М. Найман — два современных известных композитора, и в этом ремиксе будут уже другие инструменты, как, например, электронная скрипка. А пока мы репетируем «классическим составом»

Фотография: Один органно-репетиционный день №12 - BigPicture.ru
11. Слишком ранее пробуждение, предваренное недосыпом после последней репетиции, закончившейся глубокой ночью, дает о себе знать. Хочется, чтобы меня пожалели
Фотография: Один органно-репетиционный день №13 - BigPicture.ru
12. Далее по плану - репетиция с Ансамблем Марка Пекарского. Я всегда удивляюсь, что новенького из уникальных ударных его коллекции он привезет на концерт. Медленно собирают ксилофон, ударную установку, барабаны...
Фотография: Один органно-репетиционный день №14 - BigPicture.ru
              

13. Нынче «изюминка» моего ансамбля с Марком Пекарским — это африканский DRUM’N’BASS с органом. В России я начинала несколько лет назад первые эксперименты по соединению этники с духовым органом, а в последние годы делаю это постоянно. Но африканского DRUM’N’BASS c органом еще точно не было ни у кого.

Фотография: Один органно-репетиционный день №15 - BigPicture.ru
14. А пока репетируем «Ледовое Побоище» из знаменитого к/ф «Александр Невский».
Фотография: Один органно-репетиционный день №16 - BigPicture.ru
15. На сцене появляется Гуру Ашвани Нигам и его театр индийского танца «Таранг»; они скромно стоят справа (если смотреть на сцену) и ждут своей очереди.
Фотография: Один органно-репетиционный день №17 - BigPicture.ru
               

16. Орган Концертного зала им. Чайковского — хороший, но пульт морально устарел. Во всем мире на больших органах уже установлены секвенсеры — компьютер, который запоминает последовательность включения регистров. Компьютеры есть у органа и Дома Музыки, и Католического Собора на М. Грузинской. Здесь — лишь возможность запомнить 10 комбинаций, что для современной музыки совершенно невозможно. Регистров в органе больше 90, чтобы была достаточная звучность приходит за раз включать по 10-20 переключателей, поэтому, если я выступаю в КЗЧ, то обязательно приглашаю 2х ассистентов. На фотографии — каждый ряд регистров соответствует одному из мануалов (клавиатур).

Фотография: Один органно-репетиционный день №18 - BigPicture.ru
17. Всего мануалов (клавиатур) у органа Зала им. Чайковского - 4-е + педальная клавиатура.
Фотография: Один органно-репетиционный день №19 - BigPicture.ru
18.
Фотография: Один органно-репетиционный день №20 - BigPicture.ru
19. Для каждого мануала определена группа регистров. Если играть на 2-м мануале, а включить регистры 3-го мануала - звука не будет. Но можно смешать регистры - так называемые копулы - например, III/II и тогда регистры одного мануала будут звучать и на другом.
Фотография: Один органно-репетиционный день №21 - BigPicture.ru
             

20. Не скажу, что я люблю покидать орган во время концерта или репетиции. Но я еще и профессионально училась индийскому классическому танцу. Поэтому, часто, где позволяет сюжет и идея проекта, я включаю индийский танец в свои концерты. В этот раз «Перекресток» — перемешаны жанры и ничего не мешает мне исполнить индийский фолк. Именно фолк из «Болливуда»: веселый и задорный. (Я слева на первом плане вместе с Театром индийского танца «Таранг»). Руководит театром Гуру Ашвани Нигам, о нем чуть позже.

Фотография: Один органно-репетиционный день №22 - BigPicture.ru
21. Пока я танцую, органный мастер (он в берете) что-то проверяет на пульте.
Фотография: Один органно-репетиционный день №23 - BigPicture.ru
          

22. Время передохнуть и отдышаться — мне. Но не ансамблю Марка Пекарского. DRUM’N’BASS — это нечто. Бешенная ритмика, удивительные инструменты и африканские, и современные ударные, ну, конечно же, орган в моем исполнении, но в виде мелодии флейтового регистра.

Фотография: Один органно-репетиционный день №24 - BigPicture.ru
23. Если посмотреть на сцену Зала им. Чайковского, можно увидеть белые конструкции. Это акустические щиты - раньше их не было, поставили относительно недавно.
Фотография: Один органно-репетиционный день №25 - BigPicture.ru
         

24. Мне грустно, что в результате потерялся архитектурный элемент сцены — лестницы на портики. Раньше по ним можно было подниматься, теперь здесь спрятано световое оборудование.

Фотография: Один органно-репетиционный день №26 - BigPicture.ru
25. Зато несколько назад появился современный свет с очень большими возможностями и теперь можно делать совершенно необыкновенное световое оформление концертов.
Фотография: Один органно-репетиционный день №27 - BigPicture.ru
26. Медленно на сцене один за другим появляются молодые ребята и девушки - это хор Vetrate di Voci.
Фотография: Один органно-репетиционный день №28 - BigPicture.ru
           

27. Есть такой неологизм — «крышеснос». Лучшего определения под сплетение григорианского пения и индийской классической «Раги» — не придумать. Пока репетируется этот фрагмент, я медленно погружаюсь в состояние философской нирваны: именно так. Чередование католического и индийского пения рождают в голове симбиоз из всего, что я видела как в Ватикане, так и в Дели и др. городах Европы и Индии. Индийскую рагу поет Ашвани Нигам.

Фотография: Один органно-репетиционный день №29 - BigPicture.ru
28. Из философского ступора выводит лишь «небесный глас» - изумительный инструмент челеста. Чистый, божественный звук - что-то напоминающее ангельское пение и колокольчики. У Марии Макаренко челеста звучит особенно нежно.
Фотография: Один органно-репетиционный день №30 - BigPicture.ru
        

29. Когда я закончила репетировать с челестой, приехала съемочная бригада телевидения. Я заранее предупреждала, что интервью буду давать только после репетиции, потому что времени очень мало. И ребята спокойно снимают разные детали, по ходу «уводя со сцены» моих коллег.

Фотография: Один органно-репетиционный день №31 - BigPicture.ru
30. Вокруг меня медленно появляются новые инструменты - синтезаторы, микшерские пульты, и др. - приехал Антон Королев.
Фотография: Один органно-репетиционный день №32 - BigPicture.ru
            

31. Антона я знаю давно, еще по консерватории. По классическому образованию он флейтист. Но последние годы один из авторитетных музыкантов электронной музыки и ведущий «Ночь коротка» на РСН.

Фотография: Один органно-репетиционный день №33 - BigPicture.ru
        

32. Он чудесно играет на флейте, но в этот раз я предложила ему 2 иные задачи: клубный DJ-микс (я уже играла с хард-рок группой на сцене Зала им. Чайковского, почему бы не сделать клубную музыку?), где я в роли одной из «пластинок» с органными ремиксами MUSE, QUEEN и SCORPIONS. Пока все пробуем «на коленях», окончательные декорации выстроятся уже на концерте.

Фотография: Один органно-репетиционный день №34 - BigPicture.ru
33. А вторая задача - это индастриал-кантата «CROSSROAD»: моя с Антоном интерпретация стиля индастриал, орган, хор, кантата, латинские тексты. Каждый раз стараюсь сделать для себя что-то новое и каждый раз приходится погружаться в прежде незнакомые мне стили музыки.
Фотография: Один органно-репетиционный день №35 - BigPicture.ru
        

34. Руководит хором профессор Московской Консерватории Александр Рудневский, но, несмотря на то, что в концерте, практически все имеют консерваторское образование, консерваторов среди них нет. Мы смело делаем новые, экспериментальные программы, соединяя орган с современными инструментами, и это увлекает настолько, что я не замечаю, как заканчивается репетиция и по громкой связи об этом объявляет режиссер перформанса Юрий Берестенников (он на фотографии слева вместе с мастером по свету Никитой)

Фотография: Один органно-репетиционный день №36 - BigPicture.ru
35. Кстати, там, где находятся мастера по свету - небольшой зимний сад, который, скорее всего, будет значительно расширен после ближайшего ремонта.
Фотография: Один органно-репетиционный день №37 - BigPicture.ru
36. Я прошу еще несколько минут у органного мастера, и, наконец, могу дать интервью.
Фотография: Один органно-репетиционный день №38 - BigPicture.ru
37. Все в Московской Филармонии «пропитано» музыкой.
Фотография: Один органно-репетиционный день №39 - BigPicture.ru
38. Небольшой проход за сценой - сюда «увозят» орган, когда он не используется на репетиции или концерте.
Фотография: Один органно-репетиционный день №40 - BigPicture.ru
        

39. Концертный зал им. Чайковского удобно расположен — на Маяковской. Поэтому в двух шагах — разные кафе, например, Иль Патио, где я люблю перекусить, если не иду в филармоническую столовую, где, кстати, очень хорошо готовят. Но, сегодня даже нет выбора — выходной день, и в Филармонии только те, кто работают по графику.

Фотография: Один органно-репетиционный день №41 - BigPicture.ru
40. После репетиции я никогда сразу не заказываю несколько блюд - потому что такое состояние: и вроде голод есть, и ничего не хочется. Так и в этот раз: взяла суп, а потом, после изучения меню, поняла, что больше ничего не смогу съесть.
Фотография: Один органно-репетиционный день №42 - BigPicture.ru
           

41. Репетиция закончилась только в КЗЧ. Для меня репетиция продолжается — я возвращаюсь домой и на своем домашнем органе проигрываю те моменты, которые надо еще «погонять». Либо исправить ошибки. Дело в том, что я, фактически, играю тот репертуар, которые сама либо сочинила, либо перенесла на орган. Поэтому ноты, кроме тех, что издает издательство в США, куда я отправляю свои крупные «опусы», специально набирают по мере написания. Хотя я вычитываю и редактирую их, все равно часто всплывают ошибки — если в повседневном разучивании это не столь принципиально, на концерте неправильная нота может сбить.

Фотография: Один органно-репетиционный день №43 - BigPicture.ru
42. Дома я не надеваю органные туфли, чаще всего играю босиком. И место, куда люблю ставить ноги, легко заметить.
Фотография: Один органно-репетиционный день №44 - BigPicture.ru
43. У меня есть особый слушатель - он дремлет под мои разучивания, если на него не нападет бешенство. Этот котенок - результат моих гастрольных поездок, когда кошка вырвалась из дома. Всех котят благополучно раздали, а с этим я не смогла расстаться: он очень ласковый и... Короче, не смогла отдать.
Фотография: Один органно-репетиционный день №45 - BigPicture.ru
44. Кстати, он один из немногих котов, который имеет регулярные трапезы под органную музыку – стены в доме не то, чтобы тонкие, но на кухне все слышно. Впрочем, если посмотреть на эту фотографию, кажется, что музыкальное сопровождение его не особо радует.
Фотография: Один органно-репетиционный день №46 - BigPicture.ru
45. Органная скамейка - удобная вещь для отдыха. Так я делаю не только дома, но иногда и в поездках.
Фотография: Один органно-репетиционный день №47 - BigPicture.ru
          

46. В моих концертах есть место импровизации — поэтому иногда для произведений, особенно, если я выступаю в ансамбле, я изначально не выписываю полностью свою партию. Для DJ-микс я беру основную мелодию, в остальном буду подстраиваться под ритмы, которые извлечет из своей установки Антон Королев. Поскольку в Королевской Академии Музыки в Лондоне, где я была аспиранткой, мне дали первую премию по импровизации, я считаю себя «аттестованной» для того, чтобы знакомить зрителей в зале с музыкой, рождающейся «на лету».

Фотография: Один органно-репетиционный день №48 - BigPicture.ru

47. А дальше начинается самое неприятное. Как я уже говорила, пульт управления органа в Концертном зале им. Чайковского морально устарел. Все приходится записывать вручную — огромное количество цифр, потом придумывать, как их распределить в 10 комбинациях: что запомнить, что включать вручную — иначе могут возникнуть паузы, пока ассистенты набирают, к примеру, 65 кнопок. Поэтому, вместо того, чтобы заниматься, собственно, музыкой, я перехожу к своеобразной бухгалтерии.

Фотография: Один органно-репетиционный день №49 - BigPicture.ru
48. Я проверяю последовательность записанных цифр, распределяю, кто будет их нажимать, удобно ли будет это сделать, будет ли время за несколько тактов - что-то вроде алгоритма поведения ассистентов. И, затем наклеиваю бумажки, где написано кому, что, в какой момент включить.
Фотография: Один органно-репетиционный день №50 - BigPicture.ru
49. Чтобы были силы, пью соки, ем фрукты. Энергетик на заднем плане - это «резерв главного командования» на случай необходимости резко придать себе сил и бодрости. Обычно я не пью энергетики. Но этот был куплен ввиду ранней репетиции, правда, не использован.
Фотография: Один органно-репетиционный день №51 - BigPicture.ru
     

50. Если вы думаете, что я ложусь спать, вы ошибаетесь. Это короткая передышка, а далее — см. фотографии 47,48. И так почти до рассвета уже следующего дня…

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Город замков-призраков Бурдж Аль-Бабас

Город замков-призраков Бурдж Аль-Бабас

Забавные фотки экспериментов на кухне, закончившихся провалом

Забавные фотки экспериментов на кухне, закончившихся провалом

Питерский каннибал Ильшат Кузиков: суп из Эдика и прочие «деликатесы» безумного кулинара

Питерский каннибал Ильшат Кузиков: суп из Эдика и прочие «деликатесы» безумного кулинара

Новые посты

«Золотой век» Кремниевой долины

«Золотой век» Кремниевой долины

Роскошные декольте красивейших итальянских актрис

Роскошные декольте красивейших итальянских актрис

30 случаев, когда люди умирали со скуки, но нашли оригинальные способы развлечься

30 случаев, когда люди умирали со скуки, но нашли оригинальные способы развлечься

Деньги на ветер, или Почему вам не нужны биодобавки и мультивитамины

Деньги на ветер, или Почему вам не нужны биодобавки и мультивитамины

Резинка для волос чуть не сделала женщину инвалидом

Резинка для волос чуть не сделала женщину инвалидом

«Хороший мальчик»: Питомцы до и после добрых слов хозяина

«Хороший мальчик»: Питомцы до и после добрых слов хозяина

Как появилась «вертикальная» китайская деревня Вансянь и кто в ней живет

Как появилась «вертикальная» китайская деревня Вансянь и кто в ней живет

20 черно-белых кадров, в которых фотографы оставили частичку души

20 черно-белых кадров, в которых фотографы оставили частичку души

40 «вторых» городов мира, которые стоит посетить, пока живешь на свете

40 «вторых» городов мира, которые стоит посетить, пока живешь на свете

Хрустальные шары — девушка фотографирует мыльные пузыри в мороз

Хрустальные шары — девушка фотографирует мыльные пузыри в мороз

Отличный камуфляж, как голые люди сливаются с ландшафтом

Отличный камуфляж, как голые люди сливаются с ландшафтом

12 вещей, которые когда-то считались престижными, а сейчас почти никому не нужны

12 вещей, которые когда-то считались престижными, а сейчас почти никому не нужны