Обрушение торгового центра Сампун
29 июня 1995 года в столице Южной Кореи Сеуле произошла трагедия, о которой заговорил весь мир. Она унесла жизни 502 человек и стала одной из крупнейших техногенных катастроф столетия. В этот день обрушился построенный по самым передовым технологиям торговый центр Sampoong (Сампун). Под завалами оказались почти 1,5 тысячи человек, из которых спасти удалось только 937.
Первый «звонок»
Это был самый обычный будний день. Начальник службы безопасности, совершая ежедневный утренний обход комплекса, заметил на крыше здания трещины. Он тут же доложил об этом начальству. Но руководители Sampoong не отреагировали должным образом на тревожный сигнал.
Владелец торгового центра в этот день провел совещание с архитектором торгового центра. Тот настаивал на закрытии комплекса и проведении срочного обследования конструкций, но к его мнению не прислушались. Могли потребоваться внеплановые ремонтные работы, которые бы плохо сказались на прибыли, получаемой компанией-владельцем.
В это время ситуация становилась все более угрожающей. Персонал слышал громкий звук, похожий на взрыв газа. Здание содрогнулось, и на его полу кое-где появились трещины. Вскоре перестала работать система кондиционирования и температура в Sampoong повысилась до +30 градусов.
Обрушение
Один из выживших в катастрофе работников центра в интервью новостному порталу Ddanzi рассказал о событиях, предшествующих обрушению:
Следующий громкий звук раздался в 17.30 по местному времени, когда в торговом центре было полно посетителей. Здание буквально сложилось за несколько секунд, похоронив под обломками покупателей и персонал. Продавец одного из магазинов вспоминал, что обрушение сопровождалось мощным движением потока воздуха, который буквально разбрасывал в стороны людей, вещи и мебель.
Этот работник универмага и его коллеги оказались счастливчиками. Они получили ушибы и ссадины, но смогли самостоятельно выбраться из разрушенного здания. Многим повезло гораздо меньше — их засыпало обломками бетона, стеклом и тоннами арматуры.
Спасательная операция
Менее чем через час в расположенной поблизости гимназии Сеульского национального университета начал работать штаб по ликвидации последствий аварии. Вскоре в нем собрались более тысячи родственников людей, пропавших без вести. Под завалами оказались самые разные люди, которым просто не повезло оказаться в здании во время обрушения.
Так описывал пострадавших в интервью изданию Busan один из участников спасательной операции. Разбор завалов и поиск людей длились почти три недели. Власти несколько раз останавливали работы, но под давлением общественности возобновляли. Последним выжившим человеком, извлеченным из-под обломков постройки, была 19-летняя Парк Сеунг Хьюн. Ее спасли через 17 дней после разрушения торгового центра.
Кроме сотен погибших, было и огромное количество пострадавших. Люди получали тяжелые травмы, не только физические, но и психологические. 40-летний Чен Мен Сук, подрабатывавший в Sampoong после учебы в университете, провел под завалами 230 часов. Его травмы были не слишком тяжелыми, но последствия он ощущает до сих пор. Даже спустя несколько десятков лет мужчину мучают ночные кошмары, он страдает нарушениями памяти и склонен к депрессиям.
Комиссию по расследованию причин аварии возглавил эксперт по техногенным катастрофам, профессор Лэн Чан. Первоначально рассматривалось множество версий, от взрыва газа до террористического акта, организованного спецслужбами КНДР. Но первые же экспертизы дали понять, что трагедия произошла по вине строителей здания, грубо нарушивших технологию.
Кто виноват?
Торговый центр Sampoong — это один из самых масштабных в Южной Корее проектов, не предусматривающих установки балок. Перекрытия собирались из плоских плит, соединенных между собой стальной арматурой. Огромные по площади конструкции опирались на колонны.
На стадии проектирования заказчик, он же владелец Sampoong, решил сэкономить. Вместо колонн диаметром 800 мм, он потребовал установить колонны 600 мм. Это было не только дешевле, но и существенно экономило торговые площади. Также инженерам сказали уменьшить количество арматурных стержней в колоннах с 16 до 8.
По итогам расследования, длившегося почти полгода, прокуратура выдвинула обвинения нескольким десяткам людей. Среди них оказался «экономный» владелец здания, несколько ответственных городских чиновников, конструкторы, инженеры и строители. Хозяина Sampoong Group приговорили к 7,5 годам тюремного заключения. Кроме этого, компанию обязали выплатить пострадавшим и семьям погибших треть миллиарда долларов компенсаций.
Трагедии, произошедшие по вине экономных бизнесменов и халатных инженеров в мире не редкость. К сожалению, при этом чаще всего страдают случайные люди.
Смотрите также — Самая крупная в истории железнодорожная катастрофа — как это было и кто виноват?
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!