Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни

0

Что такое «челноки» знают все, кто застал конец 80-х и шальные 90-е. Жители огромной страны, жившие десятилетиями в условиях тотального дефицита, хлынули через открывшиеся границы в большой и сияющий мир. Но граждан 1/6 суши не интересовала Эйфелева башня, пирамида Хеопса и Сиднейский оперный театр — они не могли себе позволить роскошь путешествовать для развлечения. Их интересовали товары широкого потребления, которые были на родине нарасхват.

Фотография: Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни №1 - BigPicture.ru

Когда говорят о «челноках», почти у всех перед глазами появляются решительные и усталые люди с огромными клетчатыми сумками, на фоне железнодорожного вагона или пыльного автобуса. Но мало кто задумывался над тем, что значительная часть товаров из таких стран, как Турция, Китай, Южная Корея и Вьетнам попадала к нам воздушным транспортом.

Фотография: Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни №2 - BigPicture.ru

Сегодня, когда в аэропортах багаж взвешивают с точностью до грамма и строго пресекают любые излишества и вольности, трудно себе представить, что «челноки» возили вещи из-за рубежа авиалайнерами и имели с этого бизнеса отличный доход. Настоящей торговой Меккой стала Турция, первой начавшая выдавать нашим гражданам визы по прибытии всего за 15 долларов.

В Турции, как и в любой другой капиталистической стране, было все, но при этом очень недорого. Пусть турецкие товары уступали по качеству немецким и итальянским, зато их можно было выгодно купить, а затем без хлопот продать землякам. Товар из Стамбула продавался с сумасшедшей наценкой, но при этом все равно был доступен для небогатой постсоветской публики.

Джинсы, свитера, сигареты, алкоголь, детские игрушки, парфюмерия, бытовая химия и, конечно же, классика — кожаные куртки, закупались на рынках турецкой столицы с русским размахом. Все это свозилось в аэропорты и грузилось в многострадальные советские авиалайнеры, зафрахтованные под челночные чартеры.

Фотография: Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни №3 - BigPicture.ru

Багажные отсеки самолетов забивались до отказа, но этого было недостаточно. Вещи затаскивали в салон и рассовывали везде, где только было можно. Они были на багажных полках, под креслами, в проходах и даже в служебных отсеках и кухнях. Говорят, что в больших лайнерах, где было два санузла, без проблем жертвовали одним, чтобы не терять драгоценного полезного объема.

Авиаперевозчики быстро сориентировались в обстановке и включились в выгодную, но рискованную игру. Из лайнеров Ил-86 выбрасывали половину кресел и в освободившемся пространстве размещали тюки и баулы. Сами предприниматели были людьми неприхотливыми — кому не достались кресла, располагались прямо на сумках со своими сокровищами. Да что там говорить — многие готовы были лететь стоя, чтобы больше привезти.

Почти каждый рейс заканчивался скандалом на тему: «где моя синяя в клетку сумка». Все сумки были в клетку, все набиты до отказа и каждая вторая были синей. Но недовольных не было, даже пропавший без вести в багажных терминалах Шереметьево тюк с турецкими трусами не делал такой рейс убыточным.

Фотография: Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни №4 - BigPicture.ru

Обычный «турецкий» рейс образца 1992 года

В погоне за длинным рублем, а точнее, уже долларом, авиакомпании забывали о РЛЭ (Руководстве по летной эксплуатации). Удивительно, но всем крупно везло — огромный перегруз приводил лишь к погнувшимся при посадке стойками шасси, которые потом в три смены с матами выравнивали работники Воронежского авиазавода.

Сложно сказать, в чем таился секрет таких экстремальных перелетов. Возможно, что все дело было в том, что советский летный парк еще не был изношен и разворован и наши лайнеры, не самые комфортабельные и быстрые, но самые надежные, держали свою марку.

Хотя, говорят, что известная катастрофа Ан-24, произошедшая в 1997 году под Черкесском, произошла неспроста. Тогда самолет, делавший очередную «ходку» по маршруту Ставрополь — Трабзон, просто развалился на части на высоте 6 000 метров. Тогда погибли все 50 человек, находившихся на борту.

Фотография: Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни №5 - BigPicture.ru

Обломки Ан-24 под Черкесском

Расследование авиакатастрофы показало, что в хвостовой части фюзеляжа было 7 крупных трещин, длиной от 1 до 3,3 сантиметра. Но заинтересованных в таких рейсах было слишком много и все списали на ненадлежащее обслуживание лайнера, который до этого полтора года эксплуатировался в Африке. Ни слова о перегрузах — ставки были слишком высоки.

Смотрите также:
Как боролись с нечистыми на руку торговцами в старые времена,
Торговля в 90-е — кто-то вспомнит, кому-то не понять,
История московской очереди в фотографиях

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Икона 60-х Верушка: модель, актриса и графиня

Икона 60-х Верушка: модель, актриса и графиня

Зарисовки из советского прошлого в карикатурах Сергея Лемехова

Зарисовки из советского прошлого в карикатурах Сергея Лемехова

10 ядовитых фруктов и овощей, которые мы едим каждый день

10 ядовитых фруктов и овощей, которые мы едим каждый день

Новые посты

Где хранится интернет, 10 супермощных дата-центров

Где хранится интернет, 10 супермощных дата-центров

Малоизученный, но отчаянно смешной факт — кошки могут синхронизироваться

Малоизученный, но отчаянно смешной факт — кошки могут синхронизироваться

Унесенные тигром: зачем поп-звезда и шаман Мона Фенди отрубила голову депутату

Унесенные тигром: зачем поп-звезда и шаман Мона Фенди отрубила голову депутату

30 милых, необычных и пугающих находок из секонд-хендов

30 милых, необычных и пугающих находок из секонд-хендов

9 звезд шоу-бизнеса, которые никогда не улыбаются — от Виктории Бэкхэм до Киану Ривза

9 звезд шоу-бизнеса, которые никогда не улыбаются — от Виктории Бэкхэм до Киану Ривза

Российская империя в цвете в фотографиях Сергея Прокудина-Горского

Российская империя в цвете в фотографиях Сергея Прокудина-Горского

Цветная сказка от Киндры Николь

Цветная сказка от Киндры Николь

Как устроены тротуары с подогревом в Исландии

Как устроены тротуары с подогревом в Исландии

22 пикантные фото, запечатлевших озорных дам 1950-х годов

22 пикантные фото, запечатлевших озорных дам 1950-х годов

Любовь — наркотик? 8 признаков любовной зависимости, которые вредят отношениям

Любовь — наркотик? 8 признаков любовной зависимости, которые вредят отношениям

Зима, холода, треснувшая губа — 8 советов по уходу за кожей в холодное время года

Зима, холода, треснувшая губа — 8 советов по уходу за кожей в холодное время года

22 фотофакта о креативности и смекалке, которые помогут решить бытовые проблемы

22 фотофакта о креативности и смекалке, которые помогут решить бытовые проблемы