Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни

0

Что такое «челноки» знают все, кто застал конец 80-х и шальные 90-е. Жители огромной страны, жившие десятилетиями в условиях тотального дефицита, хлынули через открывшиеся границы в большой и сияющий мир. Но граждан 1/6 суши не интересовала Эйфелева башня, пирамида Хеопса и Сиднейский оперный театр — они не могли себе позволить роскошь путешествовать для развлечения. Их интересовали товары широкого потребления, которые были на родине нарасхват.

Фотография: Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни №1 - BigPicture.ru

Когда говорят о «челноках», почти у всех перед глазами появляются решительные и усталые люди с огромными клетчатыми сумками, на фоне железнодорожного вагона или пыльного автобуса. Но мало кто задумывался над тем, что значительная часть товаров из таких стран, как Турция, Китай, Южная Корея и Вьетнам попадала к нам воздушным транспортом.

Фотография: Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни №2 - BigPicture.ru

Сегодня, когда в аэропортах багаж взвешивают с точностью до грамма и строго пресекают любые излишества и вольности, трудно себе представить, что «челноки» возили вещи из-за рубежа авиалайнерами и имели с этого бизнеса отличный доход. Настоящей торговой Меккой стала Турция, первой начавшая выдавать нашим гражданам визы по прибытии всего за 15 долларов.

В Турции, как и в любой другой капиталистической стране, было все, но при этом очень недорого. Пусть турецкие товары уступали по качеству немецким и итальянским, зато их можно было выгодно купить, а затем без хлопот продать землякам. Товар из Стамбула продавался с сумасшедшей наценкой, но при этом все равно был доступен для небогатой постсоветской публики.

Джинсы, свитера, сигареты, алкоголь, детские игрушки, парфюмерия, бытовая химия и, конечно же, классика — кожаные куртки, закупались на рынках турецкой столицы с русским размахом. Все это свозилось в аэропорты и грузилось в многострадальные советские авиалайнеры, зафрахтованные под челночные чартеры.

Фотография: Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни №3 - BigPicture.ru

Багажные отсеки самолетов забивались до отказа, но этого было недостаточно. Вещи затаскивали в салон и рассовывали везде, где только было можно. Они были на багажных полках, под креслами, в проходах и даже в служебных отсеках и кухнях. Говорят, что в больших лайнерах, где было два санузла, без проблем жертвовали одним, чтобы не терять драгоценного полезного объема.

Авиаперевозчики быстро сориентировались в обстановке и включились в выгодную, но рискованную игру. Из лайнеров Ил-86 выбрасывали половину кресел и в освободившемся пространстве размещали тюки и баулы. Сами предприниматели были людьми неприхотливыми — кому не достались кресла, располагались прямо на сумках со своими сокровищами. Да что там говорить — многие готовы были лететь стоя, чтобы больше привезти.

Почти каждый рейс заканчивался скандалом на тему: «где моя синяя в клетку сумка». Все сумки были в клетку, все набиты до отказа и каждая вторая были синей. Но недовольных не было, даже пропавший без вести в багажных терминалах Шереметьево тюк с турецкими трусами не делал такой рейс убыточным.

Фотография: Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни №4 - BigPicture.ru

Обычный «турецкий» рейс образца 1992 года

В погоне за длинным рублем, а точнее, уже долларом, авиакомпании забывали о РЛЭ (Руководстве по летной эксплуатации). Удивительно, но всем крупно везло — огромный перегруз приводил лишь к погнувшимся при посадке стойками шасси, которые потом в три смены с матами выравнивали работники Воронежского авиазавода.

Сложно сказать, в чем таился секрет таких экстремальных перелетов. Возможно, что все дело было в том, что советский летный парк еще не был изношен и разворован и наши лайнеры, не самые комфортабельные и быстрые, но самые надежные, держали свою марку.

Хотя, говорят, что известная катастрофа Ан-24, произошедшая в 1997 году под Черкесском, произошла неспроста. Тогда самолет, делавший очередную «ходку» по маршруту Ставрополь — Трабзон, просто развалился на части на высоте 6 000 метров. Тогда погибли все 50 человек, находившихся на борту.

Фотография: Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни №5 - BigPicture.ru

Обломки Ан-24 под Черкесском

Расследование авиакатастрофы показало, что в хвостовой части фюзеляжа было 7 крупных трещин, длиной от 1 до 3,3 сантиметра. Но заинтересованных в таких рейсах было слишком много и все списали на ненадлежащее обслуживание лайнера, который до этого полтора года эксплуатировался в Африке. Ни слова о перегрузах — ставки были слишком высоки.

Смотрите также:
Как боролись с нечистыми на руку торговцами в старые времена,
Торговля в 90-е — кто-то вспомнит, кому-то не понять,
История московской очереди в фотографиях

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Как сделать свой ум более гибким: 7 проверенных способов

Как сделать свой ум более гибким: 7 проверенных способов

Странная история Тани Хэд — самой известной женщины, выжившей во время теракта 11 сентября

Странная история Тани Хэд — самой известной женщины, выжившей во время теракта 11 сентября

Эволюционные атавизмы: 7 органов, которые нам больше не нужны

Эволюционные атавизмы: 7 органов, которые нам больше не нужны

Новые посты

Самые горячие красотки 70-х

Самые горячие красотки 70-х

22 забавные мелочи и декор, которые рассмешили и порадовали хозяев дома

22 забавные мелочи и декор, которые рассмешили и порадовали хозяев дома

Секреты высшего пилотажа: в Reddit мужчины делятся советами о том, как разнообразить секс

Секреты высшего пилотажа: в Reddit мужчины делятся советами о том, как разнообразить секс

Топ-10 сыров, которые стоит попробовать

Топ-10 сыров, которые стоит попробовать

Как прокачать вестибулярный аппарат

Как прокачать вестибулярный аппарат

Шедевры советской фотографии

Шедевры советской фотографии

Аркадий Гайдар — жизнь, борьба и смерть настоящего Мальчиша

Аркадий Гайдар — жизнь, борьба и смерть настоящего Мальчиша

20 фотографий, на которых творится не пойми что

20 фотографий, на которых творится не пойми что

25 умилительных животных, которых «хлебом не корми», только дай показать свой язычок

25 умилительных животных, которых «хлебом не корми», только дай показать свой язычок

Бытовые гении, которые найдут выход из любой ситуации

Бытовые гении, которые найдут выход из любой ситуации

Рафаэль Альварес и его шокирующие и хулиганские иллюстрации на злобу дня

Рафаэль Альварес и его шокирующие и хулиганские иллюстрации на злобу дня

Что делают герои голливудских блокбастеров в суровых российских реалиях

Что делают герои голливудских блокбастеров в суровых российских реалиях