Как проходит «небесное погребение» в Тибете
«Небесное погребение» (jhator или bya gtor) — основной вид погребения в Тибете и в ряде прилегающих к Тибету районов. Также он называется «раздачей милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу. Поэтому мертвое тело скармливается птицам как последнее проявление благотворительности.
Именно такой способ погребения многие тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным. Исключение делается лишь для далай-ламы и панчен-ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.
«Город молитвенных флажков» — площадка, созданная для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images
«Небесные похороны» практикуются на всей территории проживания тибетцев, включая некоторые индийские территории, например Ладакх или штат Аруначал-Прадеш.
Родные умершего молятся во время церемонии погребения в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).
В 1959 году, когда китайские власти окончательно закрепились на территории Тибета, обряд был полностью запрещен. С 1974-го, после многочисленных просьб монахов и тибетцев, китайское правительство позволило возобновить «Небесные похороны».
Стервятники собрались в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).
Сейчас имеется около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Ритуал исполняется специальными людьми — рогьяпами.
Рогьяпа («могильщик») точит нож перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков».
Когда тибетец умирает, его тело устанавливают в сидячее положение. Так он «сидит» в течение 24 часов, пока лама читает молитвы из тибетской Книги мертвых.
Эти молитвы предназначены помочь продвижению души через 49 уровней бардо — состояния между смертью и возрождением.
Через три дня после смерти близкий друг покойного относит его на спине к месту погребения.
Рогьяпа сначала делает множество надрезов на теле и уступает тело птицам — стервятники делают основную часть работы, поедая всю плоть.
Далее «могильщик» собирает и дробит кости на специальном плоском камне, смешивает крошево с цампой (ячменная мука с маслом яка) и скармливает все это птицам.
Тело уничтожается без следа, в тибетском буддизме считается, что таким образом душе легче покинуть тело, чтобы найти себе новое.
Тибетцы верят, что каждый хоть раз в жизни должен увидеть обряд небесного погребения, чтобы осознать, прочувствовать всю мимолетность и эфемерность жизни.
Рогьяпа («могильщик») молится перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков». Окрестности монастыря Чалан (Chalang). За погребение рогьяпа получает до 100 юаней (около 13,5 долларов). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images
Рогьяпа дробит кости умершего во время церемонии погребения.
Рогьяпа скармливает стервятникам мясо умершего.
Рогьяпа разрезает тело умершего.
Рогьяпа молится во время церемонии погребения.
Лама молится во время церемонии погребения в «Городе молитвенных флажков».
Лама-рогьяпа умывается после церемонии погребения.
Лама-рогьяпа, закончив работу, возвращается домой.
Рогьяпа, закончив работу, пьет чай с семьей.
Смотрите также:
Почему на Руси встреча с похоронами была добрым знаком,
Фестиваль Манене, во время которого народ тораджи откапывает тела своих умерших родственников
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!