«Не грози Южному централу»: как пародия на гетто-драмы стала культовой
В середине 90-х на экраны вышла дерзкая и абсурдная комедия, которая навсегда изменила представление о жанре пародии. Фильм «Не грози Южному централу, попивая сок у себя в квартале» стал ярким ответом на волну криминальных драм о жизни в гетто, заполонивших американский кинематограф. Он высмеял штампы, вскрыл социальные противоречия и при этом сумел стать культовым. Как появилась эта черная комедия, почему она до сих пор актуальна и что делает ее особенной.
Благодаря чему появилась черная комедия о жизни в гетто
В 90-х годах в США массово начали выходить фильмы о проблемах темнокожего населения и афро-американских гетто. Картины «Ребята по соседству» (1991), «Авторитет» (1992), «Угроза для общества» (1993), «Против течения» (1992) и многие другие имели поучительный характер. Они показывали непростые будни молодежных преступных группировок в неблагополучных кварталах, где человеческая жизнь буквально ничего не стоила.
Сложно определить, следовали ли создатели гетто-драм моде или реализовывали социальную программу. У таких фильмов всегда есть как преданные фанаты, так и яростные противники, которые смеются над заезженными штампами и клише. Когда жанр переполнен стереотипами, обязательно появляются люди, готовые их пародировать.
Фильмы, ставшие основой для пародий
Название картины настолько длинное, потому что создатели взяли почти по одному слову из каждого фильма, который пародировали. Они высмеивали целый жанр гетто-фильмов.
«Don’t Be» — это отсылка к «Menace to Society» (1993), драме о жизни в гетто. Один из главных героев O-Dog стал вдохновением для создания персонажа Локдога. В фильме также засветился молодой Сэмюэл Л. Джексон, всего за год до появления в «Криминальном чтиве».
«South Central» отправляет нас к одноименному фильму 1992 года, который рассказывает о лос-анджелесской банде. Из этой ленты взяли образ тюремного проповедника.
«While Drinking Your Juice» — отсылка к фильму «Juice» (1992) с покойным Тупаком Шакуром и молодым Омаром Эппсом. Это еще один фильм, где можно увидеть молодого Сэма Джексона. В глаза бросается фанатичное поглощение алкогольного напитка Old English, хотя в других первоисточниках он тоже присутствовал.
«In the Hood» — отсылка к «Boyz n the Hood» (1991) с Кубой Гудингом-младшим и Ice Cube. Эта лента пародировалась в «Централе» едва ли не больше всего.
Гетто-драм в конце 20 века снимали множество, но практически все они вскоре оказались забыты. А вот авторы криминальной комедии «Не грози Южному централу, попивая сок у себя в квартале» выделились среди остальных — они создали по-настоящему остроумную и талантливую работу. Благодаря этому их фильм занял свое место в истории кинематографа, тогда как многие картины, ставшие объектом пародии, канули в лету.
Уникальная работа Пэриса Барклая
Главная «фишка» культового фильма — безусловно, абсурдный юмор. Он построен на множестве комичных эпизодов. Спустя годы эти моменты обрели собственную жизнь и стали настоящими мемами. Фрагменты комедии настолько популярны, что их безошибочно узнают даже те, кто никогда не видел самого фильма.
Многие эпизоды фильма сегодня кажутся абсолютно неполиткорректными, и их просто невозможно было бы снять сейчас. Картину, вышедшую на экраны в 1996 году, можно смело назвать одной из последних успешных работ, где еще не действовал запрет на шутки о цвете кожи. Кстати, это единственный полнометражный фильм в карьере режиссера Пэриса Барклая.
Барклай больше не пытался повторить успех в этом жанре и отказался от идеи снимать продолжение. После триумфа фильма «Не грози Южному централу» он сосредоточился на работе для телевидения, где создал множество эпизодов популярных сериалов. Мало кто знает, но режиссер успел поработать над такими проектами, как «Полиция Нью-Йорка», «Скорая помощь», «Доктор Хаус», «Смэш» и «Городские ангелы».
Отсылки к другим фильмам и известным событиям
В фильме не только множество специфических шуток, но и большое количество отсылок к другим картинам, известным личностям и знаковым событиям. Многие фанаты комедии пересматривают ее снова и снова, чтобы найти такие «пасхалки». Давайте вспомним самые интересные из них.
В одном из эпизодов фильма позади героев виден рекламный щит с постером фильма. Это несуществующая картина «Black to Hood», что означает дословно: «Черных — в гетто». Дизайн постера пародирует рекламу популярной кинотрилогии «Назад в будущее».
После стрельбы в магазине киллер извлекает из кармана блокнот с фамилиями людей, которых нужно подставить. Среди них темнокожие знаменитости, которых в разное время обвиняли в нарушении закона. Это Майк Тайсон, Майкл Джексон, О Джей Симпсон и Тупак.
В магазине Лок Док играет в игровой автомат «Gang Fighter». Название игры пародирует популярный в 90-х файтинг «Street Fighter».
В каждом эпизоде, когда звучат какие-то глубокомысленные рассуждения, появляется почтальон со своим коронным «Message!» Иногда это переводили дословно как «Сообщение! Почта!», хотя имелся в виду посыл, смысл, суть. В более новых версиях озвучки это уже обыгрывалось правильно.
Момент в китайском магазине пародировал сцену из фильма «Угроза общества». Именно там появилась культовая фраза «Что ты сказал про мою маму?». Кстати, роль азиатской пары в «Угрозе обществу» и в «Не грози Южному централу» играли одни и те же актеры. В оригинальном фильме продавцов застрелили.
В полицейском участке копы играют в игровой автомат, на котором написано «Rodney’s Ride». Это отсылка к истории, произошедшей с парнем по имени Родни Кинг. Он стал жертвой полицейского произвола, что после чего в Лос-Анджелесе начались уличные беспорядки.
Когда полицейские задерживают главных героев за то, что они были черными в пятницу, позади можно увидеть удаляющийся автомобиль Ford Bronco. На нем видны следы крови. Это отсылка к спортсмену О Джей Симпсону, убившем свою жену и ее любовника. Он скрылся на таком же автомобиле.
Когда Дашики появляется с оравой детей, Лок Док советует своему кузену Эшу держаться от нее подальше. Он говорит, что у нее ребятни больше, чем у мамы Уайанс. Это шутливая аллюзия: Шон и Марлон Уайансы, исполнившие роли Эша и Лока, росли в сверхмногочисленном семействе.
Успех у зрителей и нелюбовь критиков
Фильм «Не грози Южному централу, попивая сок у себя в квартале» можно смело назвать успешным. При скромном бюджете в 3,8 млн долларов он заработал в прокате больше 20 млн. Зрителям фильм понравился, а вот критикам нет. Его называли тупым, шаблонным и оскорбительно расистским.
Но парадокс заключается в том, что на постсоветском пространстве «Не грози Южному централу» стал по-настоящему культовым явлением. В середине 90-х VHS-кассета с этим фильмом была в каждом уважающем себя видеосалоне. Популярность «Централа» в наших краях сложно переоценить. Если более молодые киноманы могли видеть только отдельные фрагменты, превращенные в мемы, то те, кому за 30, прекрасно знают эту картину и время от времени цитируют ее.
Главная причина такого успеха заключается в том, что мы воспринимали этот фильм как самостоятельное произведение, а не как пародию. В отличие от тех же «Горячих голов», в «Централе» мы совсем не улавливали, откуда растут корни шуток.
Спустя столько лет «Не грози Южному централу» по-прежнему вызывает смех, удивление и споры. Одни считают его смелой сатирой на гетто-драму, другие — воплощением дурного вкуса. А как вы думаете: можно ли сегодня снять такую же откровенную и дерзкую комедию?
Смотрите также — Как изменились с возрастом актеры «Не грози Южному централу»
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









